Переговоры о покупке банка «Тинькофф» российской компанией «Яндекс», о которых было объявлено 22 сентября, прекращены. Об этом говорится в заявлении TCS Group на сайте Лондонской биржи.
Узнайте больше в полной версии ➞В банке выразили надежду на продолжение сотрудничества с «Яндексом», а также пожелали ему успехов в построении бизнеса в будущем.
Forbes со ссылкой на источник утверждает, что отказ от продажи связан с позицией основателя банка Олега Тинькова, который хотел активно участвовать в бизнесе. Руководству «Яндекса» такое условие не понравилось.
Другой источник отмечает, что длившиеся почти месяц переговоры с самого начала были очень сложными и сделка была близка к провалу много раз.
В «Яндексе» подтвердили прекращение переговоров о покупке 100 процентов акционерного капитала «Тинькофф». В заявлении указано, что договориться об окончательных условиях сделки с основными акционерами не удалось.
Как выяснил The Bell, в письме сотрудникам банка Тиньков объяснил разрыв принципиальным расхождением в смысле сделки. По его словам, разговор начинался с объединения и поиска синергий, с желания нарастить клиентскую базу и построить самую большую частную компанию России. Однако быстро выяснилось, что для «Яндекса» покупка выглядит по-другому.
Однако и до этого сам Тиньков предупреждал, что не уверен в положительном завершении сделки. Он обещал, что бренд «Тинькофф» сохранится, и просил не говорить о продаже — только о «слиянии двух лучших IT-компаний страны».
Ранее источники на рынке утверждали, что покупкой интересуются и другие компании. В том числе говорилось о возможности начала переговоров с МТС. На данный момент в «Тинькофф» опровергают эту информацию.
Причиной такого поиска могли стать проблемы основателя банка. В начале марта он сообщил, что болен лейкемией, а в апреле передал свою долю, 40,4 процента, в семейный траст и покинул пост председателя совета директоров. В июле Тиньков рассказал о перенесенной операции по трансплантации костного мозга.
Тогда же он пообещал в следующем году или немного позднее создать «Фонд семьи Тиньковых». Организация займется популяризацией донорства костного мозга для борьбы с раком крови и изменением законодательства в сфере трансплантологии, которое бизнесмен считает слишком запутанным.
Отдельной проблемой стало обвинение в адрес Тинькова со стороны властей США. Его заподозрили в сокрытии активов на миллиард долларов после IPO банка. Не исключено, что для решения конфликта бизнесмену понадобится много денег, которые он мог бы получить в результате продажи банка.
Сразу после того, как «Яндекс» и «Тинькофф» в сентябре объявили о начале переговоров, их акции резко выросли. Объединение, как считали на рынке, должно было составить конкуренцию экосистеме Сбербанка. Однако аналитики отмечали, что в сообщении было слишком много белых пятен.
Так, стоимость сделки была слишком высока для «Яндекса», поэтому часть суммы он должен был отдать своими акциями. Это оставляло вопросы по поводу управления банком. Позднее стало известно, что этот вариант для «Тинькоффа» был не единственным, разговоры о продаже организации идут уже 1,5-2 года.
Такие проблемы быстро снизили оптимизм инвесторов. После сегодняшнего объявления акции «Яндекса» на Московской бирже падают более чем на процент. Акции TCS Group теряют почти два процента.
В то же время сам Тиньков в письме по поводу отказа от сделки выразил уверенность, что банк преодолеет трудности самостоятельно. Он предсказал, что в будущем TCS Group сама сможет купить «Яндекс», поскольку отношение пользователей к двум компаниям резко отличается.
Чистая прибыль банка «Тинькофф» за второй квартал 2020 года составила 10,2 млрд рублей, в годовом выражении рост — 25 процентов. По размеру активов финансовая организация занимает 11-е место в России, у нее более 9,3 миллиона клиентов, а общий объем их средств на счетах достиг 270,1 миллиарда рублей.
В октябре этого года эксперты нескольких международных исследовательских агентств пришли к выводу, что россияне чаще всего пользуются услугами трех банков — Сбербанка, ВТБ и «Тинькофф». Последний стал крупнейшим среди частных российских банков по частоте использования розничными клиентами.