Президент России Владимир Путин подписал закон о регистрации прав на иностранные самолеты, которые находятся в лизинге у российских компаний, а также выдаче им отечественных сертификатов летной годности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Узнайте больше в полной версии ➞Глава государства одобрил поправки, внесенные в Воздушный кодекс России и ряд законодательных актов, которые позволят российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и эксплуатировать самолеты на внутренних линиях. Отмечается, что закон направлен на обеспечение бесперебойного функционирования деятельности отечественной авиаотрасли в области гражданской авиации в рамках принятия антисанкционных мер.
Теперь сертификацией гражданских воздушных судов будут заниматься сертификационные центры и испытательные лаборатории, требования к которым определит Минтранс. Согласно документу, сроки сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности переносятся с 1 января 2022 года на 31 декабря 2023 года, чтобы позволить «субъектам транспортной инфраструктуры перераспределить финансовые средства, необходимые для проведения процедуры сертификации».
Проект постановления правительства, разработанный ранее Минтрансом, может помочь сохранить в стране парк самолетов иностранного производства, несмотря на западные санкции.
Так, теперь возврат иностранных бортов лизингодателю возможен только по решению специальной правительственной комиссии по импортозамещению, которую возглавляет вице-премьер Юрий Борисов. В ином случае авиакомпаниям позволяется продолжать использование авиатехники, при этом перевозчик может рассчитываться с иностранными партнерами (из стран, входящих в перечень государств и территорий, совершающих в отношении России «недружественные действия») в рублях, а обслуживать самолет — «в организациях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил».
При этом страховать и перестраховывать воздушные суда и двигатели также предполагается в российских страховых организациях на эквивалентных условиях.
Отмечается, что таким образом правительство старается защитить парк иностранных самолетов российских авиакомпаний от ареста лизингодателей в рамках правового поля, после того как национальные перевозчики стали получать уведомления от лизингодателей о возврате воздушных судов.
Так, из-за западных санкций зарубежные лизингодатели начали аннулировать страховки и принудительно возвращать воздушные суда. Например, самолет авиакомпании Nordwind Airlines, следовавший по маршруту Хабаровск — Мехико — Хабаровск, не смог вернуться в Россию и остался в Мексике, где его забрал владелец, дубайская аэрокосмическая компания DAE Capital. Также сообщалось о задержке в Дубае пассажирского самолета «Уральских авиалиний», который прилетел из Красноярска.
По этой причине, чтобы снизить риски задержания или ареста не зарегистрированных в России самолетов, Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям, в парке воздушных судов которых имеются лайнеры иностранных реестров, приостановить все рейсы за рубеж с 6 марта, из-за рубежа — с 8 марта.
По данным Минтранса, общее число воздушных судов российских авиакомпаний, которые находятся в иностранных реестрах, составляет 739 единиц. При этом всего в России эксплуатируется 1367 воздушных судов. Как заявила директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности ведомства Алина Малышева, рассматривается вопрос о включении этих бортов в российский реестр, без исключения из зарубежного.
Отмечалось, что решение о переводе в российский реестр гражданских судов может быть принято без согласия собственников (как правило, лизингодателей).
Помимо прочего, большинство российских авиакомпаний также получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования в ночь на 8 марта — прекращение перестрахования фактически означает автоматический запрет на использование самолетов.
Авиакомпании хотят договориться о возможности перестрахования рисков в РНПК (структура ЦБ), однако некоторые лизингодатели отказываются вносить в договоры новых перестраховщиков. Тем не менее уточнялось, что речи о замене действующих перестраховщиков и расторжении действующих договоров не идет. По мнению экспертов, уведомления о прекращении контрактов касаются покрытия военных рисков в России и Белоруссии, следовательно, перевозчики могут заключить допсоглашения по этой группе рисков.