За последний месяц по миру прокатилась волна протестов с требованием бойкотировать бренды, которые поддержали Израиль в вооруженном конфликте с Палестиной. По подсчетам профессора Йельского университета Джеффри Зонненфельда, с начала конфликта около 150 компаний выступили с заявлениями, осуждающими нападение ХАМАС. В их числе Procter & Gamble, Nike и другие бренды, чьи товары продаются по всему миру. Сотрудники этих компаний требуют от руководства публично озвучить свою позицию после бомбежек Израилем сектора Газа. В это время под бойкот попали как местные компании, так и крупные иностранные бренды, работающие в десятках стран, в том числе Disney, Starbucks, McDonald’s, Puma, Dior, L’Oreal, а также другие компании, которые предпочли «отмолчаться».
Узнайте больше в полной версии ➞Продемонстрировать недовольство позицией брендов на улицы выходят сотни тысяч людей. В Вашингтоне в демонстрации приняли участие около 300 тысяч человек, а в Стамбуле активисты приходили в Starbucks с колонками, которые проигрывали напоминания о том, что потраченные в кафе деньги идут на бомбардировки мирного населения в Палестине.
Starbucks обвиняют в том, что руководство компании осудило пост в X (бывшее название Twitter) профсоюза Starbucks Workers United в поддержку Палестины. В сети кофеен заявили, что категорически не согласны с точкой зрения профсоюза и она «не отражает взгляды, позиции или убеждения компании». Конфликт перешел в суд: компания обратилась с иском к профсоюзу, а тот подал встречный иск.
Под огонь критики попал и McDonald’s после того, как один из ресторанов сети в Израиле предоставил бесплатное питание израильской армии. В то же время McDonald's в Малайзии поспешил выступить с заявлением о том, что он «на 100 процентов принадлежит мусульманам», и пожертвовал средства на гуманитарную помощь в секторе Газа.
Неодобрение пропалестинских активистов вызвали и действия The Walt Disney Company, которая пообещала выделить два миллиона долларов в качестве помощи Израилю после атаки ХАМАС 7 октября.
В свою очередь, парламент Турции отказался от продукции Coca-Cola и Nestle. В официальном заявлении говорилось, что товары этих компаний бойкотировали, поскольку они оказывают «поддержку геноциду, совершаемому Израилем в секторе Газа».
Протестные настроения разделяют и в Казахстане. Так, блогер из Алма-Аты решил на камеру избавиться от золотой карты кофейни Starbucks, держа при этом флаг Палестины. А девушка, работающая в стране визажисткой, заявила, что больше не работает с клиентами на косметике Estee Lauder, L’Oreal и Clinique.
Среди прочего казахстанцы массово объявили бойкот Starbucks и McDonald’s с помощью приложения 2ГИС. Портал Stan.Kz привел скриншоты с негативными отзывами.
Не избежал громкого скандала и французский бренд Dior. После публикации новостей о том, что руководство марки отстранило от работы американскую модель палестино-голландского происхождения Беллу Хадид, на модный дом обрушился шквал критики. В СМИ говорилось, что Хадид заменили израильской манекенщицей Маей Тагер. При этом руководство марки причины своего решения не комментировало.
Поклонники Хадид возмутились поступком Dior и объявили ему бойкот в социальных сетях. В Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и X (завирусился хештег #BoycottDior («Бойкотируем Dior»), под которым стали появляться комментарии с массовой критикой бренда.
Некоторые пользователи сети и вовсе призвали бойкотировать все бренды, которые наряду с Dior входят в конгломерат LVMH. Среди них — Louis Vuitton Hennessy, Givenchy, Marc Jacobs, Kenzo, Fendi, Bvlgari, Sephora, Valentino и другие. «Бойкотируйте этот сионистский бренд!», «Бойкотируйте все бренды LVMH», «Я потрачу свои деньги в другом месте. Последние три года я покупала исключительно косметику от Dior», «Ваши духи пахнут кровью», «Ты ничего без Хадид», — гласили посты на платформах.
Однако позже анонимный инсайдер сообщил, что Хадид все же не увольняли из-за ее пропалестинской позиции. По словам источника, контракт между Dior и моделью закончился еще в марте 2022 года. При этом он отметил, что Тагер снималась в рекламных роликах ретейлера вместе с британской актрисой Аней Тейлор-Джой еще до начала конфликта.
В России протестной активности против израильских и произраильских брендов не наблюдается. Блокировать продукты США и Израиля призвал только дагестанский блогер Хасбулла Магомедов, более известный как Хасбик.
Он неоднократно выражал солидарность с Палестиной в многочисленных публикациях в соцсетях. В частности, блогер размещал флаг страны с сердцем и напоминал мусульманам о важности помочь единоверцам. На фоне беспорядков в аэропорту Махачкалы Хасбик опубликовал картинку со словами «Мы против еврейских беженцев» и призывами не сдавать им квартиры, не возить их в машинах и не обслуживать в заведениях. Во втором посте Хасбик также осудил администраторов отеля «Фламинго» в Хасавюрте, в котором якобы живут израильтяне. По мнению Магомедова, их всех необходимо выселить, иначе «гостиница превратится в пепел».
Позже появилась информация о том, что за антисемитские высказывания Хасбика проверит Генпрокуратура. Заявление на него написал один из подписчиков, который посчитал, что подобные посты могли спровоцировать беспорядки в Дагестане. По его мнению, в отношении блогера нужно завести уголовное дело по статье о возбуждении ненависти и экстремизме. В последующих постах Хасбик осуждал протестующих.
Несмотря на призыв Магомедова бойкотировать западные бренды, его самого заметили за использование айфона.