Финский политик, кандидат в Европарламент от партии «Национальная коалиция» Мики Аалтола предложил лишить Россию доступа к Калининграду. По его мнению, российский город мешает деятельности европейских авиакомпаний.
Узнайте больше в полной версии ➞Аалтола заявил, что помехи в спутниковой системе навигации GPS исходят из России, и именно из российского города Калининграда. С ним солидарны страны Прибалтики, которые в конце апреля обвинили Россию в помехах навигации самолетов.
Пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков в ответ на пост Аалтолы заявил, что высказывания европейских политиков о Калининграде становятся все более абсурдными. Он отметил, что российские самолеты не испытывают проблем с навигацией, несмотря на то, что и отечественные, и европейские авиакомпании используют одни и те же модули GPS.
Газета Financial Times (FT) со ссылкой на глав МИД Латвии, Литвы и Эстонии сообщала, что прибалтийские страны подозревают Россию в подавлении сигналов GPS, что создает помехи в навигации самолетов. Представители европейских стран заявили, что из-за подавления сигналов два финских борта были вынуждены вернуться в аэропорт отправления с середины маршрута.
«Мы рассматриваем происходящее с GPS как часть враждебной деятельности России и обязательно обсудим это с нашими союзниками. Такие действия представляют собой гибридную атаку и несут угрозу нашей безопасности», — пояснил главный дипломат Эстонии Маргус Цахкна.
В начале апреля глава Военно-морских сил (ВМС) Швеции Ева Скуг Хаслум обвинила Россию в помехах GPS в Балтийском море и, не предоставив никаких доказательств, призвала НАТО вмешаться. «Месяцы перехвата со стороны России GPS-приемников в Балтийском море не просто небезопасны. Вмешательство в авиацию и судоходство наносит ущерб региональной экономике, и НАТО пришло время принять меры», — заявила Хаслум.
27 апреля пассажирский самолет авиакомпании Finnair прервал посадку в Тарту, Эстония, из-за помех GPS. Как писали западные СМИ, за последние восемь месяцев тысячи авиарейсов столкнулись с проблемами спутниковой навигации в Балтийском море. Помехи заметили экипажи около 46 тысяч самолетов. По данным источника, большинство случаев зафиксировали в Восточной Европе, граничащей с Россией.
Эксперты считают, что заглушить сигналы GPS можно с помощью относительно дешевого оборудования. Ни одна страна официально не признала свою причастность к созданию помех, однако один из опрошенных FT чиновников считает, что Россия создает проблемы с навигацией с помощью техники, расположенной в Калининграде. Таким образом Москва пытается защитить регион от возможных атак украинских беспилотников.