Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказался о теории эволюции Чарльза Дарвина, заявив, что она «не противоречит божьему замыслу».
Узнайте больше в полной версии ➞Ранее экс-премьер Чечни Муслим Хучиев потребовал запретить ее изучение в российских школах, утверждая, что она «противоречит религиозному воспитанию».
Патриарх, говоря о спорах вокруг теории Дарвина и религии, высказался, что «бог создал потрясающую Вселенную и вложил в нас способность к развитию».
Глава Русской православной церкви добавил, что для него эволюция никогда не была фактором антирелигиозных аргументов. Он также указал, что сам Дарвин был очень верующим человеком.
Патриарх в заключение указал на важность того, чтобы «человеческое вмешательство не повредило богом определенному развитию человеческой личности».
Ранее в сентябре экс-премьер Чечни, помощник председателя правительства России Муслим Хучиев призвал запретить в российских школах теорию эволюции Дарвина и убрать ее упоминание из учебников.
По его мнению, теория Дарвина ошибочна, идет вразрез с религией и является первым шагом в духовном разложении детей. «Это [теория Дарвина] неправда, это противоречит религиозному воспитанию, все религии это признали. Кто еще должен это признать, чтобы это убрать из учебников и не вкладывать в сознание нашим детям?» — сказал он.
С соответствующим предложением Хучиев обращался к министру просвещения России Сергею Кравцову. Тот на данный момент предложение не комментировал.
Глава Патриаршей комиссии Русской православной церкви по вопросам семьи иерей Федор Лукьянов поддержал идею Хучиева, заявив, что теория эволюции «вводит детей в заблуждение».
Священник назвал теорию Дарвина «изначально безнравственной», потому что, по его словам, она предполагает «сиротство рода человеческого» и отсутствие создателя у такого сложного творения, как Вселенная.
В свою очередь, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выразил сожаление по поводу призывов запретить преподавание теории в школах. По его мнению, проблема не в самой теории, а в подходах к преподаванию. Он отметил, что в обыкновенной школе детям «без философской глубины говорится о происхождении человека». А в воскресной школе им без учета научной картины мира излагают то, что можно воспринять как противоположную точку зрения. Из-за этого у ребенка может возникнуть «когнитивный диссонанс».
«Вопрос: зачем сталкивать науку и религию, зачем их смешивать? Это не очень понятно. Поэтому я сожалею о некоторых высказываниях, которые прозвучали и от людей православных», — сказал Легойда.
Биоинформатик, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой Александр Панчин указал, что теория эволюции имеет доказательную базу, а факты не могут препятствовать духовному развитию населения.
«Это как сказать, что теория всемирного тяготения способствует разложению детей, что представление о том, что два плюс два равно четыре, способствует разложению детей. Это просто факты, факты о реальном мире, установленные современными учеными за гранью каких-то разумных сомнений», — заявил популяризатор науки.
По его мнению, отказ от преподавания теории Дарвина в школах губительно скажется на будущем поколении, а последствия будут иметь комплексный характер. Отмену дарвинизма в российских школах Панчин сравнил с отказом от достижений бактериологии.