Биржевые цены на бензин в России во второй половине августа взлетели до исторических максимумов, при этом в ряде регионов уже наблюдается дефицит топлива. Основной причиной эксперты называют проблему с производством, пишет «Коммерсантъ».
Узнайте больше в полной версии ➞Партнер «S+Консалтинг» Павел Карпус напомнил, что сразу несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ушли на ремонт, а сложная доставка в отдаленные регионы, среди которых юг, Сибирь и Дальний Восток, усугубляет ситуацию.
По словам управляющего партнера трейдера «Пролеум» Максима Дьяченко, участники рынка все сильнее переживают по поводу стабильности предложения, поэтому стараются покупать топливо впрок. Это не только приводит к росту цен, но и не позволяет отдельным компаниям приобрести партии топлива, необходимые для сохранения продаж.
Эксперт напомнил, что статистика по запасам и производству закрыта, а заявления властей об их достаточности воспринимаются противоположным образом. Даже при косвенных признаках дефицита компании переходят к стратегии, предполагающей нехватку топлива.
Нынешняя модель биржевых торгов тоже провоцирует рост цен. Дело в том, что желающих купить топливо на бирже больше тысячи, а предлагаемые на отдельных базисах объемы крайне малы. В результате все партии распродаются мгновенно, а покупают их единицы.
Также Дьяченко заметил, что сложившаяся практика сдерживает рост биржевой цены и формирует разрыв с реальной оптовой, которая складывается заметно выше. Не исключено, что нефтяные компании, которые имеют обязательства по биржевым продажам, сами выкупают часть продукции на бирже, что дополнительно давит на цены.
Как отмечают в издании, теоретически Россия в состоянии обеспечить себя бензином. В стране работают более 100 НПЗ, а их совокупная мощность переработки нефти составляет 300 миллионов тонн в год. Проблемы возникают в случае, когда отрасль не может работать в полную силу.
Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов отметил, что на дефицит топлива указывает и неэффективность полного запрета экспорта, введенная с августа. В сентябре 2023 года такая мера помогла быстро сбить цены, а сейчас рынок ее почти не заметил.
В Минэнерго подчеркивают, что ситуация остается контролируемой, а рост розничных цен на топливо остается «в пределах общего инфляционного фона». В то же время власти продолжают искать способ стабилизировать ситуацию. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет повысить норматив продажи бензина на бирже для производителей и проводит анализ цен на АЗС для выявления нарушений законодательства.
Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов указал, что запрет на экспорт является единственной эффективной мерой, доступной властям. В свою очередь, Карпус указал на необходимость системного развития инфраструктуры, в том числе модернизации НПЗ и строительство сети хранилищ резервов топлива, для снижения остроты проблемы.
Ранее губернатор Крыма Сергей Аксенов признал, что в регионе наблюдается дефицит топлива, особенно бензина Аи-95. Он пояснил, что проблемы связаны с сокращением выпуска и сложной логистикой. Об аналогичных проблемах сообщают СМИ Забайкальского края.