Российская альпинистка Наталья Наговицина — не единственная, для кого восхождение на пик Победы в Киргизии закончилось трагедией. В августе 2025 года смертоносная гора забрала жизни россиянина, итальянца и пары иранцев. А десять лет назад не выжил при спуске с нее опытный архангельский альпинист Михаил Ишутин — его тело до сих пор остается лежать возле камня, где сейчас стоит разорванная палатка Наговициной. Чем опасно это место и почему спасатели отказались от планов эвакуировать тела и остановили операцию по поиску россиянки — в материале «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Среди жертв пика Победы оказался и 66-летний Николай Тотмянин — заслуженный мастер спорта и капитан сборной России по альпинизму, обладатель «Золотого ледоруба» и шестикратный обладатель знака «Снежный барс». Он покорил гору 10 августа, а на следующий день у него случился инфаркт. Спасти мужчину врачи бишкекской больницы не смогли.
12 августа не стало пары иранских альпинистов Марьям Пилехвари и Хассана Машхадиоглу, которые дошли до вершины и во время спуска встретились с поднимавшейся на пик Наговициной.
Машхадиоглу был руководителем клуба альпинистов в Иране, а Пилехвари — тренером по альпинизму. Иностранцы отправились покорять гору самостоятельно, без координации, уведомления Иранской федерации альпинизма и местного лагеря «Южный Иныльчек». Тела иранцев не удалось обнаружить даже с дрона.
Через несколько часов после кончины Машхадиоглу и Пилехвари Наговицина сломала ногу и застряла на гребне. На следующий день, 13 августа, к ней поднялись итальянец Лука Синигалья и немец Гюнтер Зигмунд. Они принесли женщине палатку, мешок, газ и продукты. Спустить россиянку они не смогли и переночевали с ней на горе. Усложнили и без того тяжелую ситуацию стремительно ухудшавшиеся погодные условия.
В конце концов Синигалья и Зигмунд оставили Наговицину и начали спускаться в лагерь. Итальянец получил сильное обморожение. На следующий день у него случился отек мозга, и спасти его не удалось.
Позже выяснилось, что в 2021 году Синигалья уже совершал восхождение с Натальей и ее мужем Сергеем на пик Хан-Тенгри. Тогда россияне помогли итальянцу пройти часть пути на гору. Позже у Сергея случился инсульт на высоте 6,9 тысячи метров, и ночью в бреду он отвязал страховку и упал в пропасть. По данным Telegram-канала Shot, Синигалья хотел отплатить Наговициной за помощь и до последнего пытался ее спасти.
Второй иностранец, отправившийся на помощь альпинистке, получил обморожение конечностей и носа. В консульстве Австрии в Киргизии рассказали, что сейчас Зигмунд находится у себя на родине и проходит лечение.
Президент Федерации альпинизма и спортивного лазания Киргизии Эдуард Кубатов заявил, что во вторник, 26 августа, спасатели снова попытались запустить к месту, где застряла Наговицина, дрон, но им не удалось этого сделать из-за высокой облачности и нулевой видимости.
«Если она жива, то [необходимо] приложить все усилия для того, чтобы произвести спасательную операцию с использованием уже еврокоптера. Но на данный момент даже дрон не смог, не могут поднять [его], чтобы зафиксировать состояние Наговициной», — отметил Кубатов.
В предыдущий раз дрон хотели отправить к альпинистке в понедельник, 25 августа. Но его запуск пришлось отложить из-за сильного тумана. В этот же день начальник базового лагеря альпинистов Дмитрий Греков сообщил, что операция по спасению альпинистки завершена. По его словам, достать женщину с высоты 7,2 тысячи метров на подъеме к пику Победы нереально. В связи с этим держать группу нет смысла.
Пик Победы высотой 7,4 тысячи метров — высшая точка Тянь-Шаня и Киргизии. Чемпион Санкт-Петербурга по альпинизму, преподаватель Центральной школы инструкторов альпинизма Денис Киселев отметил, что даже не каждый восьмитысячник такой сложный, как эта горная вершина.
«Одна из самых сложных вершин в СССР, мерило мастерства альпиниста-высотника. (…) В СССР пик Победы — это было мерило профессионализма, мерило мастера спорта. Сложный технически, сложный физически маршрут. Новичков на такой горе не найдешь», — пояснил он.
По словам Киселева, пик Победы не очень популярен, но известен в узких кругах элиты альпинизма.
Вице-президент Федерации альпинизма России Александр Пятницин, в свою очередь, подчеркнул, что для восхождений на такие горные вершины нужно иметь опыт и готовиться к ним.
«Дело там отнюдь не только в физических возможностях, огромную роль там играют технические аспекты, морально-психологические и так далее. Нужно понимать, как правильно проходить акклиматизацию, когда менять носки, трусы и майки, как правильно привязывать варежки. Если шквальный ветер варежки унесет, руки белеют буквально за секунды — и все, человек уже ничего не может сделать», — пояснил он.
Старший координатор Альпинистского общественного отряда, директор АНО «Высшая горная школа», кандидат медицинских наук Алексей Овчинников добавил, что не пережили восхождение на пик Победы и очень высококвалифицированные альпинисты.
«Человек, который на такую высоту идет — в данном случае 7,5 тысячи метров, — точно должен иметь, как это называется в альпинизме, "высотный опыт". Нужны восхождения на пяток, а то и на десяток разных высоких вершин. И уж точно не ниже 7 тысяч метров, чтобы быть уверенным, что на такой высоте у него не случится отек мозга или отек легкого, как произошло в этой группе», — констатировал он.
Спикер также отметил, что пик Победы находится в дальнем автономном районе, где нет дороги и куда можно добраться только на вертолете. Экспедиция туда очень тяжелая и многодневная. Для того чтобы она была успешной, по мнению Овчинникова, должна быть соответствующая экипировка, снаряжение и, самое главное, команда.