Международный авиационно-космический салон МАКС-2003 пройдет с 19 по 24 августа на ставшем уже традиционным месте - аэродроме Летно-исследовательского института имени М. Громова в подмосковном Жуковском. Шестой МАКС, конечно, не крупнейший в мире авиасалон, как часто в последние дни о нем отзываются в российских СМИ: по количеству принимающих участие в выставке компаний и представленных на ней стран мира он уступает многим. Даже не самый удачный в этом году Ле Бурже был более чем вдвое крупнее предстоящего МАКСа.
И тем не менее, авиационная выставка в Жуковском - это одно из самых ярких и заметных событий в мире для всех, кто хоть как-то связан с авиацией. По данным организаторов, в этом году на МАКС-2003 съедутся представители 38 стран мира; более 600 компаний сформируют экспозицию салона, из них около 500 - российские и стран СНГ. На поле экспозиции будут выставлены более 200 летательных аппаратов.
Особенно любопытной обещает быть летная программа выставки: в дни, специально отведенные для работы специалистов и журналистов, - 19, 20, 21 августа - будут проводиться отдельные демонстрационные полеты авиационной техники, представленной ОКБ "Сухой", РСК "МИГ", АНТК имени Туполева, ОКБ имени Яковлева, фирмой "Антонов" из Украины, Европейским Космическим Агентством ЕАDS, американской корпорацией Боинг, и другими.
22, 23 и 24 августа, когда на авиасалон будет допущена публика, пройдет большое праздничное авиашоу, в котором впервые за всю 11-летнию историю выставки, помимо прославленных отечественных пилотажных групп "Русские Витязи", "Стрижи" и "Русь", примут участия сильнейшие европейские команды: французская "Патруль де Франс" и итальянская "Фрэчче Триколори" и боевые пилоты ВВС США, которые будут летать на истребителях F-15. Кроме того, зрителям покажут F-16, С-130 и символ американских ВВС - B-52.
В авиашоу также примут участие летчики-испытатели ЛИИ имени Громова и фирм Сухого и Ильюшина. Показательную программу выполнят вертолеты Камова и Миля, в том числе и "Черная акула".
США - единственная кроме России страна, представившая на МАКС-2003 свою военную авиацию, покажут крайне интересную, в первую очередь с исторической точки зрения, экспозицию.
Настоятельно рекомендуем посмотреть на бомбардировщик В-52 Stratofortress, долгожителя военной авиации. Год назад Америка и компания Boeing отпраздновали пятидесятилетнюю годовщину машины. А по заверениям производителя ресурс планера B-52 позволяет использовать бомбардировщик до 2030-2040 годов. Постоянными модификациями авионики и вооружения американские конструкторы поддерживают конкурентоспособность бомбардировщика на высочайшем уровне. Stratofortress заслуженно носит звание легенды дальней авиации. Первая машина, точнее, опытный образец B-52, поднялась в воздух 15 апреля 1952 года. С тех пор эта махина отметилась практически во всех вооруженных конфликтах с участием США - от Вьетнама до Ирака. Долгие годы B-52 стояли на боевом дежурстве в состоянии готовности к ядерному удару. Только в 1991 году Джордж Буш-старший снял с них эту задачу. Нынешний визит в Россию, как многие думают, не первый для Stratofortress. Еще весной 1992 года две машины B-52G прилетали к нам с дружественным визитом в честь празднования 50-летия дальней авиации России.
Еще одна легенда - военная модификация лайнера Boeing 707, названная КС-135 Stratotanker. Машина эта работает в паре с B-52 - в свое время Stratotanker, производство которого начато в 1956 году, создавался именно для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков. Во внутрифюзеляжных и крыльевых баках этой машины, точнее - модификации КС-135А может быть размещено до 86050 кг топлива, а максимальный запас для дозаправки составляет 43500 кг. На 6124 кг топлива больше принимает на борт модификация KC-135R, в которую, начиная с 1985 года, ВВС США переоборудуют большую часть из имеющихся в их распоряжении 630 КС-135. Сделано это в первую очередь для того, чтобы продлить срок их службы до 2020 года.
Третий долгожитель, прибывающий на МАКС-2003, - разработанный по международному проекту транспортный многоцелевой самолет С-130 Hercules. Первый контракт на его производство был подписан с фирмой "Локхид" еще в сентябре 1952 года. С тех пор свет увидел 41 вариант этой машины. С 1976 года производство C-130 поддерживается на уровне трех машин в месяц. Кроме военно-транспортных перевозок, самолет строился в вариантах, рассчитанных на выполнение задач специального назначения. ЕС-130Е АВССС стал воздушным командным пунктом управления боевыми действиями тактической авиации, а EC-130G используют для стратегической радиорелейной связи с подводными лодками. ЕС-13ОН создает помехи системам командования, управления и связи противника, YC-130H (He-130N) используется в поисково-спасательных операциях. КС-130Н (НС-130Р, KC-130R) - самолет-заправщик, а LC-130R - арктический вариант, оборудованный лыжами. Существует еще несколько модификаций. К примеру - выполненный для ВВС Великобритании С-130К. Его фюзеляж удлинен на 4,57 метров для большей вместимости.
Кроме древних великанов авиация США будет представлена целым рядом сравнительно новых моделей. В первую очередь это истребитель прорыва ПВО F-16CJ Wild Weasel - модификация F-16C Block 50. Wild Weasel используется для прорыва и подавления противовоздушной обороны противника, заменяя в этой роли устаревшие машины F-4G. Первые F-16CJ поставили в 78 эскадрилью "Bushmasters" 20-го авиационного крыла ВВС США в мае 1993 года. В боевых условиях машины проверили в небе Югославии.
Чуть постарше - всепогодный высокоманевренный тактический истребитель F-15E Eagle, относительно свежая модификация машины, выпускавшейся с 1974 года. Кроме США F-15 летают в ВВС Японии, Израиля и Саудовской Аравии. Как с гордостью сообщают производители, за все время своего существования модель одержала рекордное количество воздушных побед и не потерпела ни одного поражения. В 70-х годах F-15 был одним из самых маневренных истребителей в мире, превосходя по характеристикам наши МиГ-21 и МиГ-23. Как считается, появление этой машины дало дополнительный толчок советским конструкторам для производства машин МиГ-29 и Су-27. Посетителям МАКСА представится возможность увидеть истребитель в действии. На одной из его модификаций - F-15C с усиленной конструкцией планера и увеличенной емкостью баков - будет выступать пилотажная группа ВВС США.
Остальные иностранные самолеты, представленные на МАКС-2003, относятся по большей части к бизнес-авиации.
В первую очередь это презентованный в России еще в апреле 2000 года самолет бизнес-класса BBJ - модификация машины Boeing-737-700. Впервые это детище Boeing и General Electric было показано публике 2 июля 1996 года. Первый его полет состоялся 4 сентября 1998 года а к концу 2000 было заключено около 50 контрактов на его производство. От донора BBJ отличается переделанной пассажирской кабиной, дополнительными топливными баками, а также усиленными крыльями и шасси от более крупного Boeing 737-800. Кстати, производитель уже модифицировал машину, выпустив в 2001 году BBJ-2, отличающийся более длинным фюзеляжем и увеличенным в два раза объемом багажного отсека.
Америку также представят изделия Cessna Aircraft Company. Например - довольно популярный в мире любителей малой авиации однодвигательный поршневой самолет Cessna Model 182S Skyline, выпускаемый с 1997 года.
Также нам покажут лёгкий реактивный самолет для малого бизнеса Cessna 560XL Citation Excel, поставляемый заказчикам с 1998 года. Впрочем, новинкой он не станет - эта модель появлялась и на МАКС-2001.
Второй бизнес-джет от Cessna - Citation X стал донором для предыдущей модели, позаимствовавшей укороченную версию его фюзеляжа. Эта машина постарше. Первый ее полет состоялся 21 декабря 1993 года, а поставки начались августе 1996.
Citation X - самолет-рекордсмен в своем классе. В сентябре 1997 года на нем был установлен рекорд скорости на замкнутом маршруте протяженностью 5000 километров, составивший 876 км/ч. Через три года на машине того же типа рекорд был побит - 921км/ч.
Еще один представитель американского авиапрома - административный самолет Gulfstream V фирмы Gulfstream Aerospace. Это сверхдальний (более 10 тысяч километров) реактивный самолет повышенной комфортабельности. О начале его производства было объявлено на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году. Первый полет состоялся в 1995, а продана первая машина была в 1997. В создании Gulfstream V принимали участие несколько компаний. Двигатели поставил BMW Rolls-Royce, крылья делали Northrop Grumman и Shin Maywa, за хвостовую часть отвечал Fokker.
Существуют и военные модификации этой машины - многоцелевой транспортный самолет С-37 а также выпускаемый совместно с Lockheed Martin самолет дальнего наблюдения и целеуказания ASTOR (Airborne Stand-Off Radar).
В связи с такой обширной и зрелищной программой организаторы выставки "пошли навстречу" публике и добавили в программу мероприятия еще один день общего посещения. По их собственному признанию, они решили учесть неприятный опыт предыдущего МАКСа, когда из-за того, что для публики было отведено слишком мало времени, большинство показательных полетов смогли увидеть только работавшие на выставке специалисты, которым уже в силу профессии фигуры высшего пилотажа и без того не в диковинку.
Билеты на МАКС-2003 в дни свободного посещения тоже нельзя назвать очень уж дорогими: 200 рублей для взрослых, детей пустят за 50. В этот раз желающие смогут даже покататься на воздушном шаре.
Добраться до подмосковного Жуковского и аэродрома ЛИИ имени Громова, где и будет происходить все интересное, станет даже проще, чем в обычные дни. Ожидая массового наплыва посетителей (МАКС-2001, к примеру, собрал 660 тысяч человек), администрация авиасалона совместно с московскими властями организовала на дни проведения выставки специальные автобусные маршруты: от станции метро "Выхино" и платформ пригородных поездов "Отдых" или "42 км" они будут идти прямо на выставку. Сохранив билет на этот автобус, на нем же можно будет и вернуться.
С не меньшим успехом можно будет воспользоваться и общественным транспортом. От станции метро "Кузьминки" идут автобусы 525, 478 до остановки площадь Громова в Жуковском, от станции метро "Выхино" автобус 424 или маршрутные такси Выхино-Жуковский или Выхино-Раменское до той же остановки.
По распоряжению правительств Москвы и Московской области, в дни проведения авиасалона будет существенно увеличена частота движения электропоездов в направлении Жуковского. Сам город будет разгружен от автомобильного транспорта, для чего в аэропорту "Быково" организована специальная стоянка для машин посетителей. Оставив автомобиль там, до самой выставки можно будет опять-таки добраться на предоставленном автобусе.
Безопасность и порядок в дни проведения мероприятия будут обеспечивать более пяти тысяч сотрудников милиции. Каждый входящий на территорию выставки, прйдет досмотр, равно как и автотранспорт. Организаторы авиасалона уверяют также, что проведение напряженного авиашоу прямо над головами многочисленной толпы зрителей не несет в себе даже потенциальной угрозы, так как аэродром Летно-исследовательского института является единственным в России, где в режиме реального времени можно отслеживать траекторию полета. Диспетчеры аэродрома в любой момент имеют возможность предупредить пилотов о внештатной ситуации.
Любимое детище российских президентов - авиационная выставка в Жуковском - впервые состоялась еще при Ельцине в 1992 и называлась "Мосаэрошоу-92". Тогда, во времена стихийной демократии, вопрос о необходимости проведения в России аэрокосмической выставки подняла группа энтузиастов. В 1997 году этот проект получил от президента России статус национальной программы. Теперь решение о проведении выставки принимается правительством страны. В ее организации и проведении принимают участия 18 министерств Росси, включая МВД и МИД. Неизменным атрибутом церемонии открытия авиасалона является присутствие первого лица государства. Зная характер нашего нынешнего президента, можно предположить, что он не ограничится ролью зрителя.