Новости партнеров

Безумный МАКС

Признания специального корреспондента Ленты.Ру, сделанные непосредственно по окончании авиасалона

"Ваша аккредитация еще не готова", - извиняющимся тоном сказала мне миловидная девушка из пресс-службы авиасалона МАКС 2003. По лицам окружающих я понял, что услышал это не первый. Я вздохнул и присоединился к кучке понурых журналистов, которым было отказано до меня. Только французы из летной группы "Patrouille de France" пытались было протестовать, но тут пришел их атташе по культуре, отвел в сторону и зашептал. После этого французы успокоились и притихли. Атташе очень хорошо говорил по-русски, должно быть, он прожил в России много лет.

До места, где я услышал убийственную фразу, пришлось довольно долго добираться. На официальном сайте шестого МАКСа были приведены несколько способов проезда до аэродрома ЛИИ имени Громова, где и происходил авиасалон. Не все из них, как оказалось впоследствии, существовали в действительности. Организаторы салона, например, обещали пустить специальные автобусы, которые должны были курсировать между аэродромом и платформами "Отдых" и "47 км", и доставлять посетителей МАКСа непосредственно на территорию выставки. От "Отдыха" такая автобусная линия действительно была пущена, а те несчастные, которые решили ехать через "47-й км", рассказывали, что в день открытия салона долго ждали обещанного транспорта, а потом больше часа шли пешком. Не доверившись организаторам, я отправился в Жуковский обычным способом: от метро "Кузьминки" на автобусе.

В переполненном салоне было душно и тесно, через открытые окна с Волгоградского проспекта влетала только выхлопная гарь соседних машин. Автобус долго стоял, пропуская какие-то кортежи. Пассажиры переглядывались и говорили, что это Путин. Потом выяснилось, что президент не был виновником наших бед - он прилетел в Жуковский на вертолете. Когда автобус останавливался, и кто-то выходил, было странно, что можно ехать не на МАКС. Немолодая пара никак не могла унять пятилетнего мальчика, который устал от духоты и кричал на весь автобус.

К счастью, все когда-то кончается: и дорога в Жуковский, и даже тяжкий труд по изготовлению журналистского бэджика.

Получив аккредитацию, я повеселел. МАКС-2003 блестел фюзеляжами и развевался флагами. Тут и там были видны правоохранительные органы и армейские подразделения, обеспечивающие безопасность мероприятия. Милиция и солдаты стояли в оцеплении и ходили туда-сюда строем, однако среди павильонов выставки их заметно не было. Один из охранявших МАКС милиционеров рассказал, что командование заранее устроило для всего личного состава экскурсию по салону - проявило заботу и предупредило волну самоволок. Гражданских тоже подготовили - к терактам. "Чего делать конкретно не говорили, просто просили быть готовыми если что..." - сообщила одна из работавших на салоне переводчиц.

На отсутствие внимания к вопросам безопасности, действительно, пожаловаться нельзя. Чтобы попасть на экспозицию, нужно преодолеть два КПП. На первом проверят билет или пропуск и, возможно, документы; на втором, как при посадке в самолет, пропустят через металлодетектор и просветят вещи. Правда, бывают странности. Пару раз охрана разрешила пронести перочинный нож, а с ноутбуком отправила в комендатуру за специальным разрешением. День спустя отношение к этим предметам поменялось ровно на 180.

Вся выставка вместилась в несколько десятков ангаров и павильонов со швейцарским названием "шале", образовавших на аэродроме небольшие подобия улиц и переулков. На главном проспекте стоят самолеты с вертолетами, на задворках собрана малая авиация и средства ПВО, а в самом дальнем углу разбит уникальный мобильный госпиталь МЧС, выполняющий, помимо демонстрационных, и свои прямые функции. Свободное место между павильонами заполнили летними кафе, аттракционами и разнообразынми лотками, с которых продают сувениры, журналы и видеокассеты, в самой разной степени связанные с авиацией. На одном из таких лотков, недалеко от павильона средств ПВО, обнаружилась кассета "Авиакатастрофы мира". Из непрофильных товаров запомнились садовые секаторы, продавцы которых попадались на каждом шагу, без устали проводя демонстрационную стрижку осиновых веток на маленькие обрезки, моментально покрывшие всю территорию МАКСа.

Большим недостатком импровизированных улиц оказалось полное отсутствие какой-либо наглядной информации: ни указателей, где какой выставочный павильон, ни какой бы то ни было программы авиасалона, расклеенной на стенах ангаров. Очень не хватало планов экспозиции со стрелочкой "вы здесь". Поиск пресловутого пресс-центра занял у меня около часа. Выяснить, где он расположен, удалось только у случайно встреченных журналистов. Как они сами смогли его отыскать - осталось для меня загадкой.

Сам пресс-центр, кстати, оказался довольно уютным. Помимо магазина, банкомата и конференц-залов, там обнаружился компьютерный зал с интернетом и московским телефоном. Единственным недостатком были его размеры, что обнаружилось при первом же дожде, когда все приехавшие на МАКС журналисты, забились под родную крышу.

Летательных аппаратов на выставке было около двух сотен. При входе посетителей встречали американский бомбардировщик B-52, огромный Ил-96-400, Ан-70 с кудрявыми желто-синими винтами, чуть подальше - надежда внутренних линий Ту-334 и Ту-204-300. За ними в ряд выстроились вертолеты, начиная с КА-60 с яркой желто-синей расцветкой. Потом чуть ли ни все наши Ми, за ними рядком Су, Ту, МИГи, Илы, ближе к концу снова американцы - истребители, транспортник, танкер.

Боевые самолеты ВВС США, безусловно, стали самым популярными экспонатами: у широкой российской общественности не было возможности близко с ними познакомиться. Может, оно и к лучшему... На шестой МАКС американцы впервые привезли истребители F-15, F-16, самолет-заправщик КС-130Н, грузовой самолет С-130К. Но наибольший интерес, разумеется, вызвал легендарный B-52. Огромный, темнее пасмурного шведского неба, самолет выглядел уставшим за годы холодной войны и последующей борьбы с международным терроризмом. Широченные крылья слегка опущены и почти достают до земли рудиментарными колесиками. Люди сходятся к нему толпами, все хотят сфотографироваться на фоне монстра, что доставляет огромное количество проблем американской охране.

Десяток парней и одна девушка в почти российском камуфляже вряд ли ожидали, что тоже станут экспонатами. Реакция российской публики немного напоминает поведение посетителей зоопарка: приветственные вопли на школьном английском, странноватые шутки... Конфет и яблок через ограждение правда не суют.

В первые дни, когда на МАКС пускали только прессу и бизнесменов, охранники были более общительными. Видимо предчувствуя что-то они попросили меня научить их одной фразе: "Я не говорю по-русски". На этом их желание общаться с теми, кого нельзя пускать за ограждение, заканчивалось. Обаятельные и разговорчивые они с неподдельным счастьем на лицах рассказывали, что за все в их жизни платит правительство. "Даже в магазинах мы берем, что хотим, а платит потом правительство, за все, - никак не унималась одна из них, - вот пока мы тут в Москве, нам доплачивают по 70 долларов каждый день". В Россию они прилетели из Германии, где расквартированы на постоянной основе. Предыдущая командировка у них была в Персидский залив. Возможно поездкой на МАКС их премировали за успехи в освобождении Ирака. Что интересно, среди пилотов обнаружилась семейная пара: жена управляет маленьким F-16, а муж - куда более внушительным F-15.

Но вообще-то, иностранцев на МАКСе немного. То тут, то там вдруг промелькнет в толпе военный из Юго-восточной Азии или Индии. Классических "японских туристов", обвешенных фотоаппаратами, не видно совсем. Тем не менее, марку международного салона надо держать, и все объявления, пресс-конференции и презентации дублируются на английском. Что впрочем совершенно не помогает, если во время мероприятия над каким-нибудь "шале" пролетает Су-27.

Демонстрационные полеты вообще оказались самой интересной частью авиасалона. Разумеется, МАКС не был бы МАКСом без "Руси", "Русских витязей" или "Воздушных рыцарей", выделывавших фигуры высшего пилотажа над головами зрителей. Однако на этот раз у наших летчиков появились серьезные конкуренты. Французские пилоты из группы Patrouille de France каждый день рисовали в небе Жуковского пронзенное стрелой сердце радиусом в два километра - это, естественно, был подарок русским женщинам. Сердце висело некоторое время, а потом таяло. Французы есть французы. А вот бравые итальянцы из Frece Tricolori внутренних органов рисовать не стали, обмотав облака абстракционистской вязью из цветов своего национального флага.

В дни, открытые для публики, летная программа МАКСА стала практически непрерывной. Причем ради этой непрерывности организаторы, похоже, пожертвовали расписанием. Попытки по распечатанной с сайта бумажке определить, кто же это летает, проваливались одна за другой, поэтому их пришлось оставить и просто задрать голову - как сделали тысячи зрителей, образовавшие огромную толпу вдоль края летного поля. Самые фанатичные поклонники авиашоу берегли свои шейные позвонки и просто ложились на траву, глядя в небо.

Непременное музыкальное сопровождение полетов оставило у меня двойственное чувство. "Витязи" на шести Су-27 танцевали канкан, а четырехкратный чемпион мира по высшему пилотажу среди женщин Светлана Капанина вытворяла что-то немыслимое под надоевшую мелодию Belle из мюзикла Notre-Dame de Paris. Видимо предполагалось, что музыка создаст ощущение праздника, но по-моему она скорее мешала. Рев двигателей, временами отдававшийся где-то в районе желудка, несомненно, был более убедительным аккомпанементом.

Самую удивительную программу показал, пожалуй, наш Су-30, выделывавший в небе какие-то совершенно "несамолетные" вещи. Он то проползал над полосой с минимальной скоростью, больше приличествующей вертолету, то за секунды взлетал вверх на сотни метров и вдруг повисал там, совершенно остановившись, затем разворачивался на месте, кувыркался и вставал "коброй". Диктор, комментировавший полеты, сообщил публике, что, познакомившись с этой машиной, иностранные пилоты признавали: единственное, что они могут сделать, вступив в бой с этим самолетом, это немедленно катапультироваться. Национальность опрошенных пилотов комментатор, впрочем, не уточнил.

К сожалению, у его самого современного собрата - Беркута - истребителя нового поколения с обратной стреловидностью крыла, демонстрационная программа ограничивалась пролетом перед зрителями. Либо его пилотажные возможности пока являются военной тайной, либо создатели пока не озаботились разработкой выставочной программы. Но и без нее, хищный силуэт с вытянутыми вперед крыльями выглядит настолько непривычно, что за его пролетом следили с не меньшим интересом, чем за хитрыми фигурами более старых "сушек".

А вот МиГи, на мой взгляд, летают слишком быстро и из-за этого проигрывают в зрелищности. Меньшие размеры, преимущество в скорости и маневренности, может быть, и полезны в воздушном бою, но для демонстрационных полетов скорее являются минусом. Хотя споры среди зрителей "кто кого переборет" - МиГ или Су, как правило, заканчивались ничейным результатом.

Ближе к вечеру над полем появился бывший потенциальный противник и нынешний союзник по антитеррористической коалиции - американский истребитель F-15 Eagle. Его старт был самой эффектной частью программы: коротко пробежав по взлетной полосе, он буквально вспрыгнул в воздух, сильно задрав нос, и через несколько секунд почти скрылся из виду. Потом американец с огромной скоростью и сильным грохотом пронесся над аэродромом на минимальной высоте, предоставив каждому зрителю возможность почувствовать себя иракским крестьянином.

В силу возраста "Орел" не мог выделывать таких номеров как Су-30, поэтому брал скоростью и грохотом, откровенно давя на психику. Всем понравилось. Зрители следили за ним, не отрываясь, а как только F-15 сел, примерно треть тех, кто был на летном поле, вдруг встала и направилась к выходу - похоже, они увидели то, зачем приехали в подмосковный Жуковский, хотя, может быть, просто решили выпить пива для восстановления душевного равновесия.

В последний день авиасалона прошла финальная пресс-конференция. На ней выяснилось, что нынешний МАКС стал крупнейшей авиационной выставкой в мире. Проверять не будем, к чему это занудство. Пока шла конференция, над аэродромом опять хвастался мощью своих двигателей F-15. Временами их рев заглушал слова организаторов шоу, безнадежно портя триумф. Кто-то спросил: "Это что, американец там летает? - Ну да, они всегда нам мешали". Позже выяснилось, что американцы мешали не только организаторам пресс-конференции. Нашлась на МАКСе непременная группа молодых людей, совершившая нападение на B-52. В качестве оружия использовались банки из под пива, а конечно целью было залезание на крыло. Вероятно этот инцидент стал первым в истории случаем боевого братства ВВС США и российского ОМОНа. B-52 был спасен, а о судьбе хулиганов ходят самые страшные слухи.

Обратный путь с аэродрома ЛИИ имени Громова, на котором уже стихала авиасалонная кутерьма, а обслуживающий персонал выметал из ангаров и шале буклеты, пластиковую посуду и обертки от мороженного, вопреки ожиданиям, обошелся без приключений. Всех организованно посадили на автобусы и увезли подальше. Оказавшись на площади Громова, я сел в почти заполненную маршрутку, стоимость проезда в которой на этих выходных почему-то удвоилась.

Всю обратную дорогу пассажиры продолжали делиться впечатлениями и спорить: "Какая стреловидность! Не летает твой "Беркут", чуть взлетел и сразу вниз. Ни одной фигуры на нем не показали. Они просто боялись, как бы он на зрителей не рухнул". Лысоватому мужчине с красными щеками отвечало "лицо кавказской национальности": "А я вам говорю, что обратная стреловидность...". Две девушки лет тридцати с очень длинными ногтями и парадными прическами обсуждали форму американских летчиков, и то, что летают они быстрее наших. Я тоже не удержался и обратился к кавказцу, который казался сведущим в этой области человеком: - А что вы скажете про наши Су? - Да видел я их. - Вы что из Чечни? - Ну почему из Чечни. Ну, рядом там. Да все равно видно.

Потом оказалось, что он из Моздока. Просто интересуется авиацией. Специально приехал на МАКС. На шесть дней. У брата остановился, тот в Москве живет.

Другие материалы