В середине декабря на закрытом заседании Гаагского трибунала кандидат в президенты одной страны обвинил кандидата в парламент другой страны в причастности к массовым убийствам. Генерал Уэсли Кларк рассказал суду, что Слободан Милошевич отлично знал о готовящейся резне боснийских мусульман. Резня эта произошла в 1995 году в Сребренице и является самым массовым убийством гражданских лиц со времен Второй мировой войны. Более 7 тысяч боснийцев мужского пола погибли от руки сербских солдат, которыми командовал генерал Ратко Младич. Младич, вместе с лидером боснийских сербов Радованом Караджичем были, как считает мировое сообщество, вдохновителями и руководителями всех этнических чисток, произошедших во время гражданской войны в Боснии в 1992-1995 годах.
Война эта проходила по той же схеме, что и многие другие конфликты, разгоревшиеся на территории бывшей коммунистической империи. В 1992 году Босния объявила о своем выходе из состава Югославии и создании боснийской республики. Этнические сербы, проживавшие на территории Боснии, выступили против отделения республики и стали добиваться распространения границ Сербии на "сербские" территории Боснии. Политический конфликт очень скоро перерос в кровавую гражданскую войну. Основным отличием югославской ситуации от событий, происходивших на территории бывшего СССР, стал тот факт, что Сербия открыто поддерживала сепаратистские стремления своих соотечественников в отделившихся республиках.
Причастность к геноциду в Боснии вообще и к резне в Сребренице в частности является центральным пунктом в списке обвинений против Слободана Милошевича, рассматриваемых в Гаагском трибунале. Однако до сих пор у судей не было прямых свидетельств того, что убийство тысяч боснийцев происходило с ведома или при одобрении Милошевича. Сам бывший президент Сербии утверждает, что занимал в боснийском конфликте миротворческую позицию и даже не знал о том, что Младич и Караджич планируют этническую чистку.
Однако 15 декабря свои показания в Гааге начал давать американский генерал Уэсли Кларк. Будучи в прошлом командующим войск НАТО, Кларк руководил бомбардировками Белграда в 1999 году. А за четыре года до этого - в 1995 - американский генерал был членом команды, готовившей Дейтонские мирные соглашения, остановившее войну в Боснии.
1995 год был временем, когда Слободан Милошевич, в надежде на отмену тяжких экономических санкций и прекращение натовских бомбардировок (Северо-атлантический альянс три недели бомбил Сербию для того, чтобы надавить на ее руководство), повернулся лицом к Западу и стал демонстрировать желание добиться мира между воюющими этническими группами в бывшей Югославии. Он провел более ста часов за переговорами с Уэсли Кларком, обсуждая ситуацию на Балканах и возможные способы ее разрешения. Одна из таких бесед, вкупе с хорошей памятью американского генерала, и подвела Милошевича много лет спустя.
Кларк рассказал судьям, что в 1995 году Милошевич очень хотел дать американцам понять, что именно с ним они должны вести переговоры о судьбе боснийских сербов. Для этого ему было необходимо создать такое впечатление, будто все, что происходит в Боснии, находится под его прямым контролем. Именно это позволило Уэсли Кларку подловить Милошевича и узнать правду о степени его вовлеченности в конфликт на стороне сербов.
В приватной беседе, состоявшейся во время перерыва в официальных переговорах, Кларк стал расспрашивать Милошевича о резне, произошедшей в Сребренице всего за месяц до этого. "В то время я постоянно думал о том, что позволяет Милошевичу утверждать, будто он обладает достаточным авторитетом среди боснийских сербов и может добиться соблюдения ими условий мирного соглашения", - говорит теперь генерал.
Итак, Кларк спросил у Милошевича следующее: "Господин президент, вот вы утверждаете, что способны влиять на действия боснийских сербов. Получается, что это вы позволили генералу Младичу убить столько невинных людей в Сребренице?".
Милошевич посмотрел на генерала и замолчал. Через несколько секунд он сказал: "Понимаете, генерал, я говорил Младичу не делать этого, но он меня не послушал". Этой фразой Милошевич дал Уэсли Кларку понять, что знал заранее о планах Младича провести в Сребренице этническую чистку и не предпринял никаких решительных действий, чтобы не допустить резни.
Слободан Милошевич, который сам защищает себя в суде, провел перекрестный допрос отставного американского генерала. Во время допроса он заявил, что все сказанное Кларком - ложь, что они вообще никогда не разговаривали о Сребренице и что он никогда не имел возможности указывать генералу Младичу, что тот должен делать и чего не должен. Зато прокурор Гаагского трибунала Флоренс Хартман сказала, что сведения Кларка очень важны для суда и позволят очень далеко продвинуться в слушаниях дела Милошевича.
Помощь международному правосудию Уэсли Кларк оказал не совсем бескорыстно. Еще 17 сентября отставной генерал объявил, что в 2004 году собирается участвовать в выборах президента США. Кларк - член Демократической партии и, судя по всему, будет одним из главных противников Буша во время предстоящей избирательной кампании. Так, о намерении оказать поддержку Кларку уже заявили бывший президент-демократ Билл Клинтон и его супруга-сенатор Хиллари.
Выступление против Милошевича в международном суде позволит Уэсли Кларку скрасить негативное впечатление, сложившееся о нем в октябре. Тогда республиканцы напомнили общественности о том, что 26 августа 1994 года Кларк, вопреки решению Госдепартамента США, встречался с Ратко Младичем в боснийском городе Баня-Лука и даже обменялся с ним военными фуражками. Хотя сам Кларк, скорее всего, пытался таким образом ускорить мирный процесс, в США известие о подобной встрече было воспринято как факт переговоров с преступниками. В последствии Госдепу США даже пришлось делать отдельное заявление о том, что американская позиция в отношении боснийских сербов остается неизменной.
Уэсли Кларк является не единственным человеком на гаагском процессе, ведущим в данный момент предвыборную кампанию. В начале декабря стало известно, что Слободан Милошевич стоит первым в избирательном списке Сербской социалистической партии. Выборы в Скупщину (так называется сербский парламент) пройдут 28 декабря, и у партии Милошевича есть шансы пройти пятипроцентный барьер. Хотя рейтинг самого Милошевича в Сербии остается низким, 2003 год стал временем резкого подъема националистических настроений на Балканах. И на парламентских выборах в Боснии и Герцеговине и Хорватии, и на президентских выборах в самой Сербии победу одержали националисты. При этом Милошевич и его партия - первые, кто поднял националистические знамена в бывшей СФРЮ еще в 1989 году.
Поэтому, даже если Милошевича посадят в тюрьму (а парламентский иммунитет не распространяется на решения Гаагского трибунала), дело его будет жить.
Другие материалы по теме:
А судьи кто? [16.12.2003]Как будут судить Саддама
Ультиматум США ставит точку в политической карьере Коштуницы
[01.04.2002] Коштуница сопротивляется
Суд над Милошевичем: дело за высокопоставленными свидетелями
[18.02.2002] Милошевич выиграл первый раунд
Милошевич вооружился главным аргументом Джорджа Буша
[14.02.2002]Защита Милошевича
Запад начал судить Милошевича. Милошевич готовится судить Запад
[12.02.2002]Начался суд над Милошевичем