Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Ралли "Телефоника Дакар 2004"

Главные претенденты на победу — русские "КамАЗы" и шотландский псих. Будет интересно.

1 января 2004 года начнется ралли "Телефоника Дакар". Ранее оно называлось "Париж-Дакар", но теперь переименовано в честь главного спонсора и стартует из французского города Клермон-Ферран, расположенного к югу от столицы мод. Поскольку в Европе главным зимним праздником является Рождество, то обычно машины отправлялись в путь ранним утром в первый день нового года. "В этот раз джипы и мы стартуем только в 4-5 вечера 1 января. Это хорошо. Потому что позволит нам нормально встретить Новый год", - говорит Владимир Чагин, пилот российской команды "КамАЗ-Мастер". Всего в гонке участвуют 68 грузовиков, 153 легковых автомобиля и 200 мотоциклов. Их будут сопровождать 80 легковых автомобилей обслуживания и 96 "техничек" для грузовиков. Еще одна маленькая радость - "техничка" российской команды впервые оборудована душем.

Раллисты преодолеют 11 тысяч километров по территории Франции, Испании, Марокко, Западной Сахары, Мавритании, Мали, Буркина-Фасо и Сенегала по дорогам, горным перевалам и раскаленным пескам. На этот раз в гонке два новых правила. Первое - один раз в ходе соревнования гонщикам придется ремонтировать машины самим, без помощи технических специалистов своей команды. Кстати, у бригады механиков на ремонт раллийной машины уходит вся ночь. Второе - два этапа из восемнадцати спортсмены проедут, используя только "легенду" (словесное описание маршрута) и компас, без GPS.

Из-за этих нововведений в регламенте "Дакар" исключен из Кубка мира по ралли на 2004 год. Но по престижу легендарной гонки это не ударило - ее уже не раз выводили за рамки Кубка.

Грузовик, который умеет летать

Россию представит команда "КамАЗ-Мастер" на трех грузовиках. Первый экипаж - пилот Владимир Чагин, штурман Семен Якубов (он же руководитель сборной в течение 15 лет) и механик Сергей Савостин. Второй - пилот Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев и механик Джамиль Камалов. Третий - Ильгизар Мардеев, Сергей Гиря и Эдуард Куприянов.

Полноприводные грузовики "КамАЗ-4911 Экстрим 4x4", на которых поедут россияне, уже побеждали на гонках "Париж-Дакар" и "Вызов пустыни" и до сих пор не имеют аналогов в мире. На военной выставке в Абу-Даби "Экстрим" в обычном, а не спортивном исполнении, демонстрировал следующий трюк. Он разгонялся, въезжал на трамплин, а затем, выпрыгнув на высоту человеческого роста и пролетев в воздухе метров пятнадцать, приземлялся на все четыре колеса. Поскольку ни одна грузовая машина в мире этого делать не умеет, 4911-й сразу окрестили летающим грузовиком.

Скорость машины - 200 км/ч, но на "Дакаре" по солончаку из нее больше 186 километров в час никогда не выжимали. Подводит резина - Michelin гарантирует сохранность своих шин только при 130 километрах в час, а реально покрышки начинают лопаться на 160-и.

Кроме шин за рубежом куплены сцепление Sachs, коробка передач ZF и раздаточная коробка Steyr. Все остальное - отечественное. Кстати, российское не значит дешевое. Например, красноярские диски стоят как французские шины - по 1000 долларов за штуку. На "КаМАЗе" стоят чусовские рессоры, доработанные волгоградские амортизаторы от боевой машины десанта, централизованная система подкачки шин. Система регулирования давления воздуха раздельная для переднего и заднего мостов.

На раме установлен форсированный двигатель ЯМЗ-7Э846 ярославского производства мощностью 730 лошадиных сил с турбонаддувом с двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения наддувного воздуха. Новое техническое решение - воздушный фильтр с двумя фильтрующими элементами и предочистителями и трехступенчатая система фильтрации топлива. У "Экстрима" два алюминиевых водяных радиатора и пластмассовый вентилятор с автоматически включаемой вязкостной муфтой.

Сварная цельнометаллическая кабина крепится к раме четырьмя опорами. Внутри нее сварной каркас безопасности из 60-миллиметровых стальных труб. Кабина к раме и кресла к полу крепятся жестко, чтобы водитель мог "чувствовать" машину.

Внедорожный монстр может преодолеть брод глубиной до 1,7 метров, а бензина в двух баках емкостью по 420 литров каждый хватает на 1000 километров пути. Этот 10-тонный вездеход в серийном исполнении стоит 200 тысяч долларов, а в спортивном - 250 тысяч.

Специалисты считают 4911-й "КамАЗ" лучшим на сегодняшний день армейским грузовиком в мире. Несколько суперкаров заказала ФСБ, один - премьер-министр Украины, еще две приобрели Франция и Объединенные Арабские Эмираты.

Без "КрАЗа", зато с психом

Эксперты убеждены, что среди мотоциклистов победу в ралли "Телефоника Дакар" одержит "конюшня" KTM, но вот кто именно из гонщиков на машинах этой марки добьется победы не ясно - у Ришара Сайнкта, Сирила Депре, Фабрицио Меони и Хоана Ромы шансы примерно одинаковые.

В категории легковых автомобилей фаворитами считаются победитель прошлого "Дакара" Хироси Масуока из "Мицубиси", Жан-Луи Шлессер из "Шлес-Форд" и женщина-чемпионка Ютта Кляйншмидт из "Фольксваген".

Сенсацией еще не начавшегося соревнования стал уход шотландца Колина Макрэя из Чемпионата мира по ралли, где он выступал за "Ситроен", и его переход в "дакаровский" "Ниссан": "Рано или поздно я бы в любом случае проехал "Дакар". И дело тут не в том, что мне предложили за участие хорошие деньги. Просто "Париж - Дакар" - это наверняка мечта любого гонщика". Макрэй - 35-летняя легенда, первый чемпион мира по ралли из Великобритании, в честь которого названа компьютерная игра Colin McRae Rally. Он агрессивен и на трассе, и в жизни. Год назад Макрэй предложил Михаэлю Шумахеру двухраундовую дуэль - сначала на болиде "Формулы-1", потом на раллийной машине, но немец отказался, заявив, что еще не выжил из ума. Другого "формульского" гонщика - Эдди Ирвайна - "безумный" Колин прокатил в кресле штурмана. Вот впечатления Ирвайна: "Мне однажды довелось летать на истребителе. Могу сказать, что это были довольно острые ощущения. Но ничто не сравнится с чувствами, переполнявшими меня, когда я был пассажиром этого психа! Я был безмерно благодарен, что мы, наконец, остановились".

Что касается грузовиков, то конкурент "КамАЗа" из Украины - кременчугский автозавод - грозится в скором времени выставить на ралли свою машину, но пока и без 330-сильного полноприводного "КрАЗа" на "Телефоника Дакар" хватает конкурентов. Из 68 экипажей 15 имеют шансы на победу. Фаворитами считаются стабильно сильная чешская "Татра", трижды чемпион российский "КамАЗ" и бельгийский "ДАФ", который в прошлом году хоть и уступил нам, но боролся на равных. Недавно один из "дафовцев" Герардус де Рой грозно заявил: "У кого-то могло создаться впечатление, будто бы год назад борьба шла на предельных скоростях. Так вот, на нынешнем "Дакаре" скорости еще возрастут". Зато руководитель команды РФ Семен Якубов перед отъездом из Москвы жаловался, что на машины - красивые синие громадины - не успели поставить новые двигатели, а испытаний автомобиля было проведено недостаточно. Тем не менее, российская команда "КамАЗ-Мастер" по-прежнему остается главным претендентом на победу.

Гонка завершится 18 января. У российской команды нынешнее ралли - тринадцатое по счету, и это число имеет все шансы стать для нас счастливым.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

"Формула-1" в России [19.12.2003] Почему престижные автогонки не проводятся в нашей стране?

Другие материалы