Посылка от президента

26 мая президент выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ

Мать моя, кончай рыдать, давай думать и гадать куда, куда меня пошлют.Владимир Высоцкий

Священный текст отличается от профанного, в частности, тем, что его отрывки используются самыми разными людьми для оправдания или осуждения тех или иных действий и мыслей. В него вчитываются, пытаясь узнать что-то новое о собственной судьбе, судьбе народа или всего мира, так что почти каждое его слово можно интерпретировать бесконечным количеством способов. С этой точки зрения ежегодное послание президента Федеральному собранию Российской Федерации - настоящий священный текст.

Чиновники, журналисты и бизнесмены ждут президентского послания вовсе не затем, чтобы узнать, что думает Путин по тому или иному поводу. На самом деле, анализируя его высказывания, они считают, что смотрят в глаза будущему. И совершенно зря. Чтобы понять всю тщетность подобных надежд, достаточно вспомнить президентское послание редакции 2003 года.

Год назад, описав различные достижения России на почве экономики и государственного строительства, президент перешел к планам на будущее. Начал он с "чувствительной" (по его собственному выражению) для всех нас темы - с ситуации в Чечне. Он рассказал, что в Чечне был проведен референдум и республика стала частью российского правого поля, следующим же этапом должны стать выборы чеченского президента и восстановление чеченской экономики. Но случилось так, что спустя год Путину не остается ничего лучшего, как снова поставить перед Федеральным собранием те же самые задачи.

Далее президент рассказывал о необходимости реформы здравоохранения (которая сейчас даже и не близится к завершению), реформы государственных монополий (главная из них - "Газпром" - как и прежде, стоит нерушимой крепостью), административной реформы (в этой области фактические успехи ограничиваются реформой правительства), удвоения ВВП (судя по последнему докладу Центра экономической коньюнктуры при правительстве, дай Бог, чтобы до удвоения национального продукта дожили наши внуки).

17 мая 2003 года Путин также сказал, что мы значительно продвинулись на пути к вступлению в ВТО. В принципе, эту же мысль он может повторить и в этом году, так как, несмотря на все усилия (в частности, мандат на подписание договоренностей, выданный президентом Герману Грефу перед саммитом Россия-ЕС), ВТО продолжает оставаться для России лишь отдаленной перспективой.

Еще Путин заявил, что партии должны играть большую роль в общественной жизни и, с учетом итогов думских выборов, он видит возможность формирования правительства на основе парламентского большинства. Сразу после этого его администрация с удвоенной силой принялась за построение не представляющих население партий, а закончилось все это назначением на должность премьер-министра человека, к российскому парламенту не имеющего никакого отношения.

Нельзя, конечно, сказать, что прошлогоднее послание Федеральному собранию никого ничему не научило. С момента его оглашения был принят закон о валютном регулировании (что вполне соответствует заявленному президентом курсу на конвертируемый рубль), был сокращен НДС и отменен налог с продаж, с боем были приняты либеральные поправки к закону о гражданстве (необходимости легализации иммигрантов Путин посвятил в прошлом году немало слов). Но лучше всего получилось выполнить два напутствия президента - разобраться с механизмами финансирования политических партий (под этим лозунгом удалось убрать с политической сцены как несколько партий, так и нескольких финансистов) и "дать правительству политический импульс", необходимый для проведения реформ в жизнь (импульс этот, как мы помним, выразился в увольнении председателя этого правительства).

Нельзя сказать, что все поставленные Путиным в 2003 году задачи были нереалистичными. Наоборот, большинство из них требовало вполне конкретных законодательных и административных действий. Нельзя также подумать, что президент, обращаясь к Федеральному собранию, говорил несерьезно. Просто, к сожалению, для удвоения ВВП или построения гражданского общества недостаточно одного президента. Нужны еще и чиновники, бизнесмены и даже, не побоюсь этого слова, простые граждане. Об этом сам Путин с грустью сказал во время своей инаугурационной речи: "Успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране", - заявил он.

Скорее всего, именно эта мысль и станет одной из основных составляющих идеологического пафоса нового президентского послания. Она наверняка будет дополнена призывами к конкурентоспособности, эффективности, удвоению ВВП и прочими прагматичными лозунгами. Если судить по сделанным президентом в последние месяцы заявлениям, то в ежегодном послании - 2004 он будет гораздо меньше говорить о преодоленной угрозе распада России и о героических подвигах, на которые способен российский народ, и больше - об экономических показателях.

Можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что в своей завтрашней речи президент упомянет об ипотеке и расскажет, что рабочая группа под руководством Игоря Шувалова скоро представит 36 связанных с ней законопроектов, которые Федеральному собранию придется принять. Он наверняка в очередной раз заявит о необходимости реформирования системы здравоохранения, которая должна выразиться в развитии медицинского страхования, а также о необходимости реформирования ЖКХ и образования. Все, кто знаком с этими реформами, знают, что речь идет в первую очередь об ограничении обязательств государства и обеспечении условий для конкуренции организаций, предлагающих услуги населению.

Гораздо интереснее узнать, что скажет президент о реформах, которые, по мнению их исполнителей, уже завершены. Будет ли военная реформа упомянута в первой части путинской речи (которая обычно посвящена достижениям) или во второй (в которой президент рассказывает о недочетах и будущих планах). Если сбудется второе, то это еще не значит, что в ближайшее время в России появится настоящая альтернативная служба или что наша армия наконец станет профессиональной. Но мы, по крайней мере, будем знать, что президент пока не сдается и будет "продавливать" реформу дальше. То же самое можно сказать и о пенсионной и административной реформе и других светлых начинаниях, которым Путин уделял в своих последних выступлениях так много внимания.

Нетрудно предугадать, что скажет Путин о российской политической системе. Скорее всего, он упомянет о необходимости появления в России сильных партий, пользующихся поддержкой народа. Так называемые либералы воспримут это как указание на то, что президент признает нерепрезентативность "Единой России" и прочих кремлевских проектов, а единороссы и иже с ними - как сигнал близящегося перехода к трех-, двух- или полуторапартийной системе в рамках управляемой демократии.

Еще Путин может своей речью расстроить Сергея Иванова, Рашида Нургалиева и прочих силовиков. Не исключено, что он повторит свое - данное еще в конце апреля - обещание провести реформу силовых министерств. Правда, тогда министрам было предписано в десятидневный срок представить свои предложения по этому поводу. Десять дней истекли в аккурат 10 мая, когда все были заняты последствиями смерти Ахмада Кадырова. Но вполне возможно, что это печальное событие вызвало легкий провал в памяти президента, и о реформировании МВД он пока забудет.

Зато о Чечне он теперь сказать не забудет точно. Вероятнее всего, Путин, помянув добрым словом покойного Кадырова, заявит, что республика двигается в правильном направлении, однако темпы этого движения оставляли до сих пор желать лучшего. Теперь же, когда правительство уже бросило все усилия на восстановление чеченской экономики, Чечня наверняка станет образцовым регионом Российской Федерации.

Не может Путин обойти вниманием и нефтяную иглу. И эти его слова окажут непосредственное влияние на экономическую политику России ближайшего времени. Если Путин считает, что мы с нефтяной иглы слезли, то все описанные выше и многие другие реформы можно будет осуществлять спустя рукава, а деньги, полученные от нефтяного экспорта, спокойно откладывать в стабилизационный фонд. Если же он посвятит много времени проблеме сырьевой зависимости российской экономики, то вскоре нас ждет очередной реформаторский рывок. Тогда завтра мы узнаем, что Россия должна побеждать своих конкурентов не только недрами, но еще и мозгами, и высокими технологиями.

Все вышеописанное вполне ожидаемо. Однако президент наш, как известно, большой выдумщик. А неожиданные поступки не только развлекают народ, но и укрепляют в нем веру в способность власти всегда поступать по своему усмотрению. Последний большой сюрприз Путин преподнес нам несколько месяцев назад, уволив премьер-министра Касьянова. И если не засчитывать ему недавнюю поездку в Чечню, то время для новых неожиданностей как раз пришло.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Жизнь и смерть Ахмада Кадырова [10.05.2004]Гибель президента Чечни поставила Путина в трудное положение

На кого он нас покинул [10.05.2004]Из-за смерти Ахмада Кадырова осиротели не только его сын Рамзан и чеченский народ, но и Владимир Путин

Конспект лекции [13.02.2004]Репортаж со встречи Путина с доверенными лицами и прессой

"Главе государства не следует заниматься собственной рекламой..." [12.02.2004]Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами

Верховное Справочное Бюро [18.12.2003]Путин отвечает

Другие материалы