ФАС пустила первых покупателей к "Силовым машинам"

Антимонопольная служба разрешила структуре "Базэла" купить 80 процентов акций "Силовых машин"

Одобрение федеральной антимонопольной службой ходатайства о покупке 80 процентов акций "Силовых машин" структурой "Базового элемента" вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, эпопея с "Силовыми машинами" длится слишком долгое время, чтобы закончиться хоть чем-то конструктивным. С другой стороны, это решение - фактически единственный прогресс в деле "Силмаша" за последние два с половиной месяца.

Деление шкуры неубитого медведя

История "Силовых машин" затронула практически всех крупных игроков на энергомашиностроительном рынке и чем-то отдаленно напоминает разделку шкуры неубитого медведя, ведь "Силовые машины" - уникальный актив, занимающий доминирующее место в своей нише. Компания является основным производителем энергетического оборудования в России, создает и выпускает оборудование для ГЭС, ТЭС, АЭС, газовых электростанций. Однако, несмотря на общую привлекательность, за полтора года упорной подковерной борьбы никому так и не удалось выкупить у нынешнего хозяина ("Интерроса") контрольный пакет акций.

Отличительной чертой "Силовых машин" от многих других компаний является ее активное участие в выполнении государственного оборонного заказа, из-за чего правительство и другие госорганы более чем пристально приглядываются ко всем потенциальным покупателям компании.

Кроме того, государство, как известно, в последнее время стремится к созданию крупных национальных корпораций на базе существующих активов. За примерами далеко ходить не надо - "Газпром" собирается добавить нефтяную составляющую к своим газодобывающим мощностям, а "АЛРОСА", по замыслу чиновников, должна стать национальной горнорудной компанией, которая занимается не только добычей алмазов.

"Силовые машины" в этом плане - идеальный ресурс для создания национальной энергомашиностроительной корпорации. Собственно, эту идею вслух высказал глава Курчатовского института академик Евгений Велихов, который считает, что пускать за штурвал такого ценного актива иностранных инвесторов вроде немецкого концерна Siemens - по меньшей мере безответственно.

Государство поддержало Велихова известным апрельским решением ФАС, где немецкому концерну Siemens было отказано в совершении сделки по покупке контрольного пакета акций "Силовых машин". Не стоит думать, что агрессивные высказывания в адрес немецкой корпорации относились лично к ней. На самом деле, государству нужен был строитель корпораций национального масштаба. Просто на эту роль из-за своего нынешнего статуса не подходил Каха Бендукидзе с "Объединенными машиностроительными заводами" (ОМЗ). Не подходил на роль спасителя отечественного энергомаша и Siemens - по вполне понятным причинам.

Конечно, спаситель явился. Им оказался глава "Базового элемента" Олег Дерипаска, который по старинному деловому обычаю предложил "Силовым машинам" дружить. "Силовые машины", в свою очередь, стеснительно заявили, что ждут от "Базэла" конкретных предложений. Понятно, что компания не прочь, наконец, себя продать хоть кому-то, раз уж перспективы слияния с ОМЗ угасли на неопределенный срок, а дружить с иностранцами ей запретили.

Это было недавно, это было давно

История начинается в декабре 2003 года, когда "Интеррос", принадлежащий Владимиру Потанину и контролирующий "Силовые машины", решил объединиться с "Объединенными машиностроительными заводами", владельцем которых является Каха Бендукидзе.

Почти сразу к предстоящему слиянию проявил интерес Siemens, планируя купить у "Интерроса" крупный пакет акций будущего предприятия. Ситуация немного усложнилась, когда летом 2004 года оказалось, что Каха Бендукидзе не заинтересован в том, чтобы продолжать слияние. Бизнесмен не явился на собрание акционеров ОМЗ, фактически сорвав его.

Тут обнаружилась забавная вещь - оказывается, уже полгода, фактически с момента начала переговоров о слиянии с ОМЗ, "Интеррос" вел параллельные переговоры о продаже "Силовых машин" концерну Siemens. Сделав это направление приоритетным, "Силовые машины", в свою очередь, разорвали отношения с ОМЗ.

С началом наступления Siemens на российское энергомашиностроение всплыла еще одна подробность - "Силовые машины" дороги правительству как память, так как выполняют такие важные для государства задания, которые было бы нежелательно показывать иностранным инвесторам.

Поэтому Siemens, в принципе, перепробовал все варианты контроля над важным для него активом. В частности, одно время после апрельского отказа в СМИ обсуждалась идея привлечения иностранных инвесторов путем продажи им небольших пакетов акций, что позволило бы им если не управлять, то хотя бы участвовать в управлении компанией. Стоит ли говорить, что у государства возникала аллергия на любое упоминание о возможности работы ставленника главы Siemens Клауса Кляйнфельда в совете директоров "Силовых машин".

Естественно, что после апрельского решения ФАС менеджеры "Интерроса" заявили о том, что рассчитывают на поддержку правительства. Поддержка вновь пришла в виде решения ФАС. На этот раз - положительного.

С.А.Холдинг

Несмотря на то, что одобрение антимонопольной службой сделки по покупке акций "Силовых машин" уже само по себе является новостью, важно понять, что, как и во всех подобных случаях, государству необходимо надеяться на нового владельца, как на самого себя, так как от покупаемой компании зависит судьба целого сектора российской экономики.

Аналогичная ситуация, кстати, складывается вокруг приватизации "Связьинвеста" - с той лишь разницей, что "Силовые машины" не приватизируют, и поэтому средств влияния у государства на политику управления компанией немного меньше. После приватизации "Связьинвеста" государство собирается оставить себе так называемую "золотую акцию", дающую право вето на любое решение менеджмента и используемую обычно для защиты предприятий ВПК. В случае с "Силовыми машинами" государство такого не может - ему приходится оправдывать вмешательство в управление компанией требованиями антимонопольного законодательства.

Впрочем, этого может оказаться более чем достаточно. Действительно, в предписании, которое получил потенциальный покупатель "Силовых машин" - компания "С.А.Холдинг", являющаяся структурой "Базового элемента", обозначены довольно жесткие рамки поведения менеджмента компании.

Так, новый владелец (читай - Дерипаска) не сможет без разрешения ФАС отчуждать более 5 процентов компании - причем не имеет значения, осуществляется ли продажа части активов в рамках одной сделку или нескольких. ФАС также обязала "С.А.Холдинг" обеспечить бесперебойную поставку продукции для ТЭК и предприятий, работающих над выполнением государственного оборонного заказа. Не сможет потенциальный покупатель и разорвать уже действующие краткосрочные и долгосрочные контракты, отказаться от обслуживания уже поставленного оборудования или прекратить производство продукции без согласования с чиновниками.

Кроме того, ФАС намерена два раза в год проверять себестоимость продукции "Силовых машин" и требовать объяснений в случае, если цены за полгода выросли более чем на 10 процентов. На "С.А.Холдинг" ляжет и обязанность по совершению неких действий, "направленных на обеспечение конкуренции". Что это значит для монополиста в своем секторе рынка - остается только гадать.

Заключение

Планы Дерипаски известны - для создания энергомашиностроительного холдинга на базе "Силовых машин" ему необходимы дополнительные активы - например те самые "Объединенные машиностроительные заводы", с которых все начиналось полтора года назад.

Это означает, что после окончания сделки по "Силовым машинам" начнется вторая часть мерлезонского балета. Впрочем, если дать волю фантазии, то можно предположить, что и "Силовые машины" не обязательно будут проданы гладко и быстро - ведь о своем намерении купить себе немного "Силмаша" в свое время заявляло и РАО "ЕЭС России", причем у нее как у государственной компании шансов на роль "собирателя энергоактивов русских" намного больше.

Не стоит забывать и про иностранных инвесторов. К сожалению, следует признать, что их шансы на успех уменьшаются с каждым днем, так как 1 ноября 2005 года должен вступить в силу закон, который серьезно ограничивает участие иностранцев в акционерном капитале компаний, занимающихся выполнением оборонных заказов.

Будем надеяться на лучшее.

Экономика00:03Сегодня

Высокое напряжение

Этот рынок создал Илон Маск. Теперь ради миллиардов его теснят конкуренты
Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире