В Казанский Богородицкий монастырь возвращена икона Казанской Божией матери. Верующие долгое время полагали, что этот образ является той самой чудотворной иконой - защитницей отечества. Но это - другая икона, история которой, впрочем, тоже овеяна легендами и полна странностей.
Политика
Казанское ханство образовалось в 1438 году после падения Золотой Орды. Восточный сосед довольно быстро вновь начал серьезно беспокоить русские земли. Но в 1487 году Иван III посадил на ханский трон своего ставленника Мухаммеда Эмина, что было одним из крупнейших дипломатических успехов того времени. Ханство оказалось в вассальной зависимости от Московского княжества.
После смерти Эмина в 1518 году Казанское ханство почти 30 лет находилось в союзе с Крымским и Астраханским ханствами и Ногайской ордой, доставляя массу беспокойства русским землям. По некоторым сведениям, систематические набеги казанцев привели к тому, что в столице ханства и окрестностях к середине XVI века проживало до 100 тысяч пленных русских.
Казанское ханство оставалось крупной внешнеполитической проблемой, которую пришлось решать Ивану IV. Демонстрация русской военной силы под стенами Казани в 1545 году не привела к успехам, равно как и походы 1547-48 и 1549-50 годов. Но Иван Грозный не был намерен отступать. По его указанию в 1551 году недалеко от Казани построили крепость Свияжск, из которой в 1552 году осуществлялось руководство осадой Казани. Огромное русское войско (до 150 тысяч человек) было вооружено 150 пушками, использовало осадные орудия и минные подкопы. В начале октября город был взят. Подробности осады и штурма описаны князем Курбским и хорошо нам известны.
За взятием города последовали уничтожение мечетей и строительство православных храмов, установление в городе стрелецкого гарнизона, переселение русских из правобережных районов Волги и т.д. Вот отсюда и начинается история чудотворной иконы.
Легенда обретения
Летом 1579 года при пожаре выгорел квартал, прилегающий к Казанскому кремлю. Дочка некоего Онучина, сотника из переселенцев, Матрена (или Марфа), девочка то ли 9, то ли 12 лет, трижды видела во сне Богородицу, повелевающую найти на пепелище нетронутую огнем икону. 8 июля (21 по новому стилю) девочка нашла неповрежденный богородичный образ и принесла его в приходскую церковь Николы Тульского. При этом присутствовал священник Николо-Гостинодворской церкви Ермолай.
В 1589 году Федор Иоаннович, сын Грозного, сделал Ермолая, к тому времени принявшего постриг под именем Гермоген, митрополитом Казанским. Позже он написал сочинение "Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери в Казани". В 1595 году по настоянию Гермогена был установлен летний праздник обретения Казанской иконы Божьей матери.
Нетрудно увидеть в этой истории миссионерскую и политическую подоплеку. Казань была очень сложным городом для православного духовенства. Во-первых, тамошние клирики находились во враждебном окружении местного населения. Во-вторых, они работали с необычной паствой - выходцами из разных слоев общества и разных краев. В-третьих, они были объектом пристального внимания со стороны столичного духовенства. Наиболее эффективный способ объединить паству и укрепить веру вновь обращенных - даровать им чудо. Обретение иконы - идеальное чудо. Прецеденты уже были: Курская-Коренная икона Божией матери "Знамение" (1295), Тихвинская (1383), Колочская (1413) и многие другие.
Исследователи отмечают, что как раз в XVI веке происходит перелом от явления иконы к ее заказу или покупке (А.А. Турилов). Появление Казанской иконы - по-видимому, средний путь, объединяющий оба сценария.
Гермоген
В Смутные годы митрополит Казанский Гермоген не растерял влияния, а, напротив, возвысился: в 1606 году он стал патриархом всея Руси при энергичном содействии Василия Шуйского. В 1610 году, когда обсуждалось венчание на царство нового царя, именно Гермоген предложил кандидатуру Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Ростовского Филарета. Позже Гермоген очутился в польском плену, где и скончался в начале 1612 года.
Из заточения Гермоген написал митрополиту Казанскому Ефрему письмо, в котором призвал к борьбе с поляками. Ефрем вручил казанскому отряду ополченцев список с чудесно обретенной богородичной иконы. Отряд, как известно, присоединился к войску Минина и Пожарского, одержавшему решающую победу над поляками и изгнавшему их из Москвы.
Тогда же распространилась легенда, что казанская икона заступилась за русское войско и покровительствовала победе. При Михаиле Федоровиче список был торжественно дарован специально построенному Казанскому собору на Красной площади в Москве (1630-1633, разрушен в 1936, восстановлен в 1993).
Романовы
С момента появления иконы в Москве ее история становится запутанной. Часть источников утверждает, что в войско Минина и Пожарского попал все-таки подлинник, который и был водружен в храме на Красной площади. Другие сообщают, что оригинал оставался все это время в Казани.
При сыне Михаила Федоровича - Алексее Михайловиче Тишайшем - установилось почитание иконы домом Романовых, и началось большое каменное строительство в Казанском Богородицком женском монастыре, построенном на месте обретения иконы. И в дальнейшем Романовы очень чтили этот образ и часто бывали в Казани. Следовательно, и монархи, и иерархи церкви, а с ними и абсолютное большинство верующих, считали, что подлинник находился в Казани.
Считается, что некий список с Казанской находился у Петра I во время Полтавской битвы. Вероятно, что это был уже один из образов, писанных по оригинальной иконе, а не знаменитый московский. Скорее всего, это был список, полученный царем от Прасковьи Федоровны, жены его сводного брата Иоанна Алексеевича.
Также существует популярное предание, что Кутузов лично выносил из Казанского собора Казанскую икону перед тем, как оставить Москву в 1812 году. Дальше спасенная Кутузовым икона была торжественно перенесена из Москвы в в Казанский собор в Петербурге. Но, по всей вероятности, в Петербурге все же находился и находится список Прасковьи Федоровны.
В 1904 году икона была похищена из Казанского Богородицкого монастыря, что вызвало большое волнение в России. Довольно скоро предполагаемые похитители были схвачены, но иконы при них не оказалось. Один из воров показал, что сжег ее, но у следствия были основания ему не верить. Также распространились слухи, что образ был продан староверам, но подтверждения этому тоже не нашли.
Паломничество в Казань после исчезновения иконы только усилилось, и на "подлинном месте" обретения образа был выстроен подземный храм. Примерно в те же годы (1910-1913) появилась очень характерная для эпохи легенда о том, что подлинная икона никогда и не находилась в Богородицком монастыре, а была спрятана еще в XVI веке в храме Ярославских чудотворцев.
В 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых был канонизирован патриарх Гермоген. Через признание заслуг патриарха перед Романовыми и Россией икона окончательно получила статус объекта государственной важности.
После революции
В 1920-х годах икона из московского Казанского собора исчезла. Вероятно, она была продана или похищена.
В 1928 году некий образ Казанской в драгоценном окладе оказался у британского коллекционера Нормана Вайса, который купил его у польского контрабандиста.
В Казани же в 1932 году Богородицкий монастырь был закрыт, и хранившийся там список оказался в церкви Ярославских чудотворцев. Верующие с готовностью попытались отождествить эту икону с той, таинственной и сокрытой, но экспертиза показала, что список датируется началом XVIII века.
Дальнейшая судьба иконы, оказавшейся у Вайса, хорошо известна. Это она в конце концов была возвращена в Казань и водружена в Богородицком монастыре 21 июля 2005 года.
Фатимское пророчество
В 1950 году Вайс продал свой список Казанской англичанину Фредерику Митчелл-Хеджису. Хеждис пытался продать икону СССР, но сделка не состоялась. В 1954 году он переехал в США и показал Богородицу архиепископу Иоанну Шаховскому (Сан-Франциско). Появление образа вызвало большой резонанс среди православных США и Канады. Они предприняли попытку собрать средства на выкуп иконы у семьи Хеджиса, но не смогли найти достаточно средств.
В конце 60-х икона по-прежнему находилась в США, и ей угрожала продажа в очередную частную коллекцию. В 1970 году Казанскую выкупила католическая "Голубая армия" - униатская экуменическая организация, особо почитающая место явления Богоматери детям в португальской деревне Фатима.
Считается, что одним из трех пророчеств, данных Богоматерью в 1917 году фатимским детям, было предсказание ужасной судьбы России в связи с ее грядущим отречением от веры. Устойчивая ассоциация пропажи Казанской иконы с судьбой России появилась в середине XX века, когда иконе Хеджиса пресса стала уделять массу внимания.
В Португалии икона оставалась до 1993 года. Тогда ее передали в Ватикан Папе Иоанну Павлу II. В 2000 году папский престол распространил заявление, в котором содержалось так называемое третье фатимское пророчество, долгие годы хранившееся в тайне. Оказывается, в пророчестве говорилось, что на верховного понтифика будет покушение, но он выживет. Покушение, как мы помним, произошло в 1981 году. Два связанных с пророчеством эпизода верующие объединили в один факт: православная икона уберегла католического первосвященника. Вспомнили также, что в 1984 году Иоанн Павел II простер свое благословение на весь мир, включая СССР. В умах католиков последовавший вскоре коллапс коммунистической империи только подтвердил значительность роли папы, а также важность иконы для христианского мира.
В 2002 году Папа объявил о готовности передать Казанскую икону российским верующим. В это же время российская сторона начала предпринимать усилия по возвращению иконы на родину, тем более что была принята государственная программа подготовки празднования 1000-летия Казани.
В 2003 году президент Путин побывал в Ватикане, и Папа Римский Иоанн Павел II вновь подтвердил готовность вернуть икону в Россию. Торжественная передача образа состоялась в августе 2004 года. В течение следующего года был почти полностью завершен ремонт Богородицкого монастыря. В праздник обретения чудотворной иконы 21 июля 2005 года она была водружена в храме, но проведет в нем только несколько дней. До окончания ремонтных и реставрационных работ в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря икона будет храниться в Зилантовом монастыре в Казани.
Возвращение
Новое обретение чудотворной иконы оказалось приурочено не только к ежегодному празднику, но и к важной годовщине - 450-летию образования Казанской епархии Московского патриархата.
В 2000 году в Казани впервые отметили Хатер Кэни - день памяти защитников города, павших в 1552 году при взятии столицы ханства Иваном Грозным. В дальнейшем Хатэр Кени отмечали 15 октября ежегодно, хотя и с переменным успехом. На фоне роста радикальных исламских движений в Татарстане это явление не прошло незамеченным.
Также нельзя не вспомнить, что в июне 2005 года в Казанском кремле открылась самая большая соборная мечеть Европы - Кул Шариф, построенная на средства "Татнефти" и частных жертвователей.
Последовавший спустя месяц визит патриарха носил явные следы дипломатической миссии: Алексий II накануне православных торжеств посетил Кул Шариф, а все первые лица республики и города присутствовали на открытии отреставрированного Богородицкого монастыря. Минтимер Шаймиев получил из патриарших рук Орден подвижника, молитвенника земли Русской преподобного Сергия Радонежского I степени, а мэр Казани Камиль Исхаков - Орден Сергия Радонежского II степени. Примечательно, что никто иной, как Камиль Исхаков, первым из светских российских чиновников добился аудиенции у Папы Римского в связи с возможностью возвращения иконы в Россию. Тогда, в 2000 году, Московская патриархия отнеслась к этому шагу весьма неблагосклонно.
Что же все-таки вернули в Россию?
За 50 лет Казанскую икону Божьей Матери из собрания Хеджиса неоднократно изучали эксперты. Многие считали, что в Англии оказался оригинал чудотворной иконы, поэтому предполагалось, что он мог быть создан в Византии до XVI века. Но явно конъюнктурные сообщения о древности иконы не подтвердились: теперь принято считать, что это список начала XVIII века из Москвы или ее ближайших окрестностей. Оклад иконы создан еще позже.
Происхождение этого списка и история его попадания в Западную Европу остаются тайной. Списки с Казанской чудотворной иконы начали появляться еще в начале XVII века. Самый ранний из известных нам датируется 1610 годом. Находящийся сейчас в Казани образ, вероятно, принадлежал какой-либо старинной состоятельной семье. Он едва ли является московским списком, поскольку его размеры отличаются от известных по церковным записям.
РПЦ знала о существовании этого списка чудотворной иконы Казанской Богоматери и была убеждена в том, речь не идет ни об оригинале, ни о его знаменитом московском списке. Поэтому шум, поднятый западной прессой в 60-е вокруг появления иконы в Калифорнии, вызывал в Москве только раздражение. Многократно озвученное желание Иоанна Павла II вернуть икону российским верующим было принято, в общем, благосклонно, но в такой форме, чтобы исключить малейшую возможность интерпретации происходящего как экуменического сближения Восточной и Западной церквей.
В итоге чудотворную икону "разыграли", но не на международном, как этого хотелось Ватикану, а на локальном уровне, в соответствии с планами РПЦ. В потенциально проблемном с точки зрения межконфессиональных отношений регионе одно за другим прошли два важных для христиан и мусульман события, получивших широкую огласку и много внимания со стороны властей всех уровней.
Юлия Штутина