Уходящий год, похоже, запомнится большими скандалами - кражами из Эрмитажа и РГАЛИ, едва не сорвавшимся визитом Мадонны, увольнением Анатолия Васильева с поста худрука "Школы драматического искусства", провалом сериала "Тихий Дон", большими юбилеями - Третьяковки и "Современника", и большой победой - фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" на Римском кинофестивале.
Главной ареной архитектурных баталий в 2006 году оказался Петербург. Вопреки закону, запрещающему строительство зданий выше 48 метров, в северной столице планируется возвести 300-метровую башню для "Газпром-сити". В конкурсе участвовали только иностранные архитекторы, и победителем оказалось лондонское бюро RMJM London Limited.
Самым часто упоминавшимся зодчим сезона оказался британец сэр Норман Фостер, чью концепцию реконструкции острова "Новая Голландия" петербургские власти не только одобрили, но и назвали эталонной. В Москве же этот классик нового поколения собирается возвести шестисотметровую башню "Россия". Если "новоголландский" проект выглядит интересным и тактичным по отношению к городу, то московский небоскреб кажется настолько футуристичным и лишенным гения места, что остается уповать только на то, что его еще очень не скоро построят.
Весь год в новостях мелькали противоречивые сообщения о судьбе здания для новой сцены Мариинского театра. Радикальный купольный проект француза Доминика Перро подвергали доработкам столько раз, что зодчий, в конце концов, усомнился, нужна ли вообще Валерию Гергиеву и Петербургу Мариинка-2. Через несколько дней выяснилось, что из старого здания театр переезжать не будет до окончания строительства нового.
Сильнейший пожар изуродовал в августе Троицкий собор в Петербурге: пострадали его знаменитые купола. Город выделил на реставрацию храма, построенного в 1830-х годах архитектором Стасовым, 30 миллионов рублей. Свою лепту в будущую реконструкцию внес даже Папа Римский, но начало восстановительных работ отложено на 2007 год.
В Москве тем временем началась "материализация духов": в реконструкцию по историческим причинам недостроенной усадьбы "Царицыно" начали вливать огромные средства, чтобы превратить ее в нечто представительское на градоначальственный манер.
Одна из архитектурных жемчужин Москвы - дом архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - оказался в центре семейной тяжбы. Одна из внучек зодчего-конструктивиста хотела бы видеть в круглом здании музей деда, вторая - музей деда и своего отца, художника Виктора Мельникова, умершего в феврале 2006 года. Спор вокруг дома продолжается.
Зураб Церетели после затяжных боев с петербургским комитетом по охране памятников добился установки своего бронзового Петра I на Васильевском острове. За один год жители северной столицы обрели сразу два памятника Анне Ахматовой и один - Галине Старовойтовой. В столице же установили Ходжу Насреддина и Арама Хачатуряна и с трудом подыскали место для монумента Осипу Мандельштаму. Зато в Благовещенске при большом стечении кинообщественности открыли памятник режиссеру Леониду Гайдаю, а пермяки обзавелись "Солеными ушами".
Главным событием года в музейном мире, безусловно, стала кража ювелирных экспонатов из хранилища Эрмитажа. После обнародования информации о хищении президент Путин потребовал проведения комплексной ревизии всех музеев страны. Росохранкультура призналась, что не очень твердо знает, сколько всего в России музеев. Сами музейщики страшно обиделись на прессу за огульное охаивание их тяжкого и неблагодарного труда. Следствие по эрмитажному делу на момент написания статьи еще не завершено, из пропавших двухсот с лишним экспонатов найден только 31, и, главным образом, это предметы, добровольно сданные милиции антикварами обеих столиц.
Практически одновременно с кражей из Эрмитажа стало известно о хищении рисунков архитектора Якова Чернихова из РГАЛИ (Российского государственного архива литературы и искусства). Часть работ из обширного корпуса графики удалось найти, в том числе за границей, но большинство листов по-прежнему числятся в розыске.
Приятной неожиданностью для Эрмитажа оказалось возвращение украденного в 2001 году полотна Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме": неизвестные доставили его в приемную Геннадия Зюганова в середине декабря.
На фоне скандала с хищением в Эрмитаже смазанным прошло открытие галереи искусства Европы и Америки в столичном ГМИИ имени Пушкина. Вдобавок переезд импрессионистов и постимпрессионистов в отдельное здание был омрачен заявлением директора Пушкинского музея о необходимости вернуть из Эрмитажа в Москву коллекций меценатов Щукина и Морозова. В результате крупнейшие российские музеи поссорились.
Несмотря ни на что выставочный сезон в 2006 году выдался ярким. Так, Третьяковская галерея отпраздновала свое 150-летие с подобающим размахом: посетители смогли увидеть не только изобилие русской живописи, но и превосходную экспозицию французских художников из музея Орсе и выставку англо-американского живописца Джеймса Уистлера. Музеи Московского Кремля успешно отметили собственный юбилей - 200-летие, и смогли залучить к себе несколько интересных экспозиций, в том числе из Дрездена и Петербурга. В обеих столицах побывал академически представительный проект "Павел Филонов. Очевидец незримого". Эрмитаж организовал выставку абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга и привез на две недели две прекрасные работы Андреа Мантеньи (проект приурочили к саммиту "Большой восьмерки" в Петербурге). Столичный Исторический музей показал знаменитых терракотовых воинов императора Цинь Шихуана и договорился с Царским Селом о показе в течение месяца какого-нибудь одного особенно примечательного предмета декоративно-прикладного искусства екатерининских времен. Пушкинский музей и Эрмитаж каждый по-своему поучаствовали во всемирном праздновании 400-летия со дня рождения Рембрандта: в Петербурге была показана обширная коллекция офортов мастера, а в Москве - выставка "Рембрандт, его предшественники и последователи".
В марте комитет по культуре Москвы отстранил от должности художественного директора театра "Школа драматического искусства" и его основателя - Анатолия Васильева. Выдающийся режиссер не пошел на компромисс со столичными чиновниками. Увы, театральная общественность страны была слишком занята "Золотыми масками", и уникальный экспериментальный проект Васильева оказался в вакууме.
"Театр наций", влачивший странное существование гостеприимной площадки, под занавес года получил нового художественного руководителя - актера Евгения Миронова. Увольнение предыдущего худрука - Михаила Чигиря - прошло довольно неловко, но подписывавший приказ Михаил Швыдкой постарался сделать хорошую мину при плохой игре.
Другие театральные события года были, к счастью, не столь драматичны: "Современник" отпраздновал свое 50-летие, а Александринский театр, театр Станиславского и МХТ получили отремонтированные помещения. Кстати, МХТовский режиссер Кирилл Серебренников, подвизающийся еще и на кинематографическом поприще, удостоился в 2006 году не только особой "Золотой маски" (с формулировкой "за создание ярких спектаклей в сезоне 2004-2005 годов"), но и двух премий за картину "Изображая жертву" - на "Кинотавре" и на первом кинофестивале в Риме.
В 2006 году впервые вручались две новые негосударственные и весьма денежные литературные премии - детская "Заветная мечта" и взрослая "Большая книга". Триумфатором первой стал пишущий по-русски израильтянин Фред Адра, автор романа "Лис Улисс": ему присудили главный приз - 450 тысяч рублей. Самую "Большую книгу" (три миллиона рублей) получил писатель Дмитрий Быков за биографию Бориса Пастернака. "Книги" поменьше получили Александр Кабаков (полтора миллиона) и Михаил Шишкин (один миллион).
"Русский Букер", перешедший в 2006 году под покровительство компании BP, достался уральской писательнице Ольге Славниковой, автору романа "2017". Размер главной отечественной романной премии вырос в этом сезоне с 15 до 20 тысяч долларов.
В 2006 году отмечались юбилеи Моцарта и Шостаковича. И того, и другого композитора чествовали в России с подобающим размахом. Моцартиана более всего запомнилась концертными исполнениями опер "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" и "Так поступают все женщины". Всеми тремя дирижировал Теодор Курентзис, окончательно и бесповоротно ставший одним из "музыкальных олигархов" страны.
В праздновании столетия Дмитрия Шостаковича приняли участие решительно все звезды, включая Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Владимира Спивакова. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская подарили Петербургу переоборудованную в музей квартиру композитора, в которой он жил с 1914 по 1933 год.
Галина Вишневская отказалась праздновать свой юбилей в Большом театре, возмутившись новой постановкой "Евгения Онегина", осуществленной Дмитрием Черняковым. Спектакль, тем не менее, был тепло принят публикой и критикой, и театр не выразил большого сожаления из-за несостоявшегося гала-концерта в честь дивы.
Столицу в уходящем году посетили несколько выдающихся оперных голосов - Анна Нетребко и Роландо Вильясон, Лора Клейкомб, Рене Флеминг, а также виолончелист Йо-Йо Ма. Кроме того, Москва приняла фестиваль симфонических оркестров мира, на который приехали именитые дирижеры Лорин Мазель и Мюнг Вун Чунг.
2006-ой выдался не самым урожайным годом на визиты западных звезд первой величины, но и не самым бедным и уж точно, что не скучным. Так, единственный концерт Мадонны в Москве едва не сорвался: его две недели с лишним переносили во времени и пространстве. Эрик Клэптон отказался от выступления в Москве буквально в последний момент, страшно разочаровав российских поклонников. Из-за трагикомической травмы головы гитариста Rolling Stones Кейта Ричардаса британские рокеры-ветераны так и не доехали до Петербурга. Фанаты Depeche Mode столкнулись с массовой подделкой билетов на концерт своих любимцев. Но зато без эксцессов прошли выступления Роджера Уотерса, основателя Pink Floyd, на Васильевском спуске и Стинга в "Олимпийском".
Второе место Димы Билана на конкурсе "Евровидения" оказалось главным экспортоориентированным достижением отечественной поп-музыки, если не считать триумфа близняшек Маши и Насти Толмачевых на детском "Евровидении".
Мини-сериалы по знаменитым книгам стали обязательной частью отечественных телесезонов. Нынешний год не стал исключением: зрители хорошо приняли работу Глеба Панфилова "В круге первом" по роману Александра Солженицына, похуже - "Доктора Живаго", который усилиями сценариста Юрия Арабова и режиссера Александра Прошкина оказался скорее "фильмом по мотивам" произведения Бориса Пастернака, нежели последовательной адаптацией. С шумом провалился разрекламированный "Тихий Дон", смонтированный Федором Бондарчуком из материалов, отснятых его отцом Сергеем Бондарчуком в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Таковы краткие итоги года уходящего. В году наступающем стоит ждать пышных юбилейных торжеств в связи с 400-летием европейской оперы и 250-летием Российской академии художеств. Уже известно, что музеи Московского Кремля примут выставку императорских сокровищ из Запретного города в рамках года Китая в России, а в Пушкинский музей приедут раннесредневековые реликвии Меровингов. В московской Консерватории состоится очередной конкурс имени Чайковского, театральный Чеховский фестиваль, как ожидается, пройдет с еще большим, чем раньше, размахом, и, кроме того, планируется фестиваль театров балканских стран. В общем, будет интересно.
Юлия Штутина