Гарри Каспаров назвал Рамзана Кадырова бандитом. Чеченские парламентарии, как будто в первый раз услышав такое высказывание, заявили, что подают на него в суд. Причем спикер Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов отметил, что если справедливости не удастся добиться по закону, то ее будут добиваться по-другому. Каспаров счел это угрозой убийства.
В воскресенье 23 сентября петербургские "другороссы" на своей региональной конференции выбирали единого оппозиционного кандидата в президенты. Два претендента - Гарри Каспаров и Сергей Гуляев - присутствовали на конференции лично и перед голосованием отвечали на вопросы делегатов. У Каспарова спросили среди прочего про то, каковы, на его взгляд, основные внешние угрозы России.
В том, что Каспаров сказал в ответ, ничего нового, в общем, не было. Стратегических угроз он назвал две - китайский империализм и исламский радикализм. Говоря об исламской угрозе, Каспаров затронул ситуацию на Северном Кавказе. Он заявил, что нынешняя ситуация в Ингушетии похожа на ситуацию в Чечне и сопредельных регионах в предвыборный период в 1999 году. Тогда, напомним, во многом благодаря жесткой политике на Северном Кавказе премьер-министр и и.о. президента Владимир Путин в кратчайшие сроки набрал заоблачный рейтинг и победил на президентских выборах в 2000 году в первом туре.
Каспаров сказал, что не видит выхода из сложившейся на Северном Кавказе ситуации, хотя уверен, что он есть. Среди причин того, что там происходит, он назвал личности двух региональных лидеров: президента Ингушетии Мурата Зязикова он назвал "абсолютно пустым местом", а президента Чечни Рамзана Кадырова - и вовсе "бандитом".
В итоге петербургская конференция "Другой России" поддержала выдвижение Каспарова в президенты. Но бывший чемпион мира по шахматам не смог на сей раз просчитать, чем обернутся его риторические ходы.
Реакция ингушских властей была, конечно, резкой, но дальше словесной пикировки дело не зашло. Пресс-секретарь Зязикова Иса Мержоев на следующий день после выступления Каспарова обозвал его "ничтожеством" и заявил, что "у него нет мозгов". Помощник Зязикова Умар Сапралиев, со своей стороны, выразил уверенность, что Каспаров "отрабатывает деньги Березовского", назвал его "нулем", у которого "нет никаких интересов в деле борьбы за демократию" и "душа за Россию не болит". В заключение Сапралиев призвал Каспарова "играть дальше в свои шахматы".
Обвинение Кадырова в бандитизме в Чечне восприняли гораздо серьезнее, чем обвинение Зязикова в ничтожности - в Ингушетии. Во вторник 25 сентября на внеочередном заседании Народного собрания Чечни местные парламентарии решили подать на Каспарова в суд за оскорбление президента республики.
О реакции самого Кадырова сообщений не поступало, но спикер чеченского парламента Дукваха Абдурахманов на резкости не скупился. "Депутаты возмущены выходкой Каспарова", - сказал он и добавил, что так же отнеслись к словам оппозиционера все жители Чечни (когда успели опросить столько народу и обработать результаты, спикер не уточнил). Абдурахманов напомнил, что Каспаров "родился и вырос на Кавказе (в Баку. - Прим. Ленты.Ру) и поэтому должен помнить, что на Кавказе приходится отвечать за свои слова". "Он должен сидеть в тюрьме, - горячился Абдурахманов. - Если же мы не достигнем через федеральное законодательство таких последствий, которых хотим, мы будем прибегать к другим мерам. Кавказ это допускает, у Кавказа свои законы, и Каспаров будет наказан".
Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев выражался более витиевато, но смысл был тот же: он попросил Генпрокуратуру "дать оценку" высказываниям Каспарова, добавив: "Политологические изыски Каспарова можно было бы считать его личным делом, но если это сопряжено с прямыми оскорблениями в адрес первых лиц субъектов федерации, оно таковым оставаться не может".
Наконец, к осуждающему Каспарова хору присоединились северокавказские муфтии. Их особенно ужаснуло то, что если сегодня Каспаров обвиняет в преступлениях регионального лидера, то завтра может выдвинуть их в отношении высшего руководства России. Послушали бы муфтии, что говорят Каспаров и его соратники о применении танков и огнеметов при штурме бесланской школы или газа при штурме "Норд-Оста"!
Каспаров нашел остроумный ответ на все это. Он заявил, что усматривает в высказываниях Дуквахи Абдурахманова угрозы убийства и уже пожаловался в связи с этим в прокуратуру. Он попросил у правоохранительных органов обеспечить ему защиту. Не преминул он вспомнить и то, что убийство Анны Политковской, несмотря на отсутствие прямых улик (по крайней мере, обнародованных), упорно связывают с Кадыровым. "Людей, которые оскорбляют Кадырова, убивают. И одной из них была Анна Политковская", - сказал Каспаров во вторник в интервью "Эху Москвы".
Абдурахманов заявил, что чеченские парламентарии хотят привлечь Каспарова к ответственности за клевету. Это статья 129 Уголовного кодекса. Осужденному по этой статье может грозить штраф до 85 тысяч рублей, год исправительных работ или 180 часов обязательных работ. Если же суд квалифицирует дело по части 2 указанной статьи (клевета, содержащаяся в публичном выступлении), то санкции будут более жесткими - до 125 тысяч рублей штрафа, или от года до двух исправительных работ, или 240 часов обязательных работ, или даже от трех до шести месяцев ареста. Особенно жесткие санкции положены за клевету, соединенную с обвинением в совершении тяжкого или особого тяжкого преступления (а бандитизм как раз относится к таковым) - тут штраф доходит до 300 тысяч рублей, а возможно и наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Что может грозить Каспарову в том случае, если его и чеченских законодателей не рассудят по российским законам, неизвестно, поскольку "закон гор" не кодифицирован.