Принятие Верховной Радой проекта закона "О Кабинете министров Украины" в первом чтении во вторник, 18 марта, с практически одновременным положительным решением по вопросу о проведении внеочередных выборов мэра Киева многие обозреватели считают победой премьер-министра Юлии Тимошенко. Сама Леди Ю в день голосования подчеркивала свою готовность поступиться практически всем, только бы парламент утвердил решение о проведении выборов в столице. По словам украинского премьера, никакие полномочия не стоят того, чтобы сохранять на нынешней отметке уровень коррупции в Киеве.
Накануне Тимошенко, аргументируя свою позицию относительно досрочных выборов градоначальника столицы, использовала сравнение, что в Киеве нет коррупции как "в Советском Союзе нет секса".
В общем, Юлии Владимировне удалось дважды заручиться поддержкой депутатского корпуса: решение о принятии в первом чтении проекта закона о кабмине поддержали 246 депутатов, за постановление о проведении досрочных выборов мэра Киева проголосовало такое же количество депутатов. Примечательно, что в первом случае Тимошенко нашла союзников во фракции экс-спикера Владимира Литвина ("за" проголосовали все 20 членов данной парламентской группировки), во втором - премьеру помогли коммунисты: в пользу проведения досрочных выборов столичного головы высказались 26 из 27 представителей фракции КПУ. По большому счету, ни одно из голосований не стало сенсацией: ни одно из решений не поддержала наиболее многочисленная фракция Партии регионов, а против отстранения от должности мэра Леонида Черновецкого помимо "регионалов" высказались представители парламентской коалиции, которых традиционно считают близкими к главе секретариата президента Виктору Балоге, а также депутаты, связанные с деятельностью команды нынешнего мэра столицы.
Если говорить об отличии старого и нового вариантов закона о кабмине, то можно выделить ряд моментов. В новой редакции отсутствует пункт, согласно которому в случае, если президент в 15-дневный срок не вносит кандидатуру премьер-министра, предложенную парламентской коалицией, представление по кандидатуре главы правительства вносит сама коалиция. То же самое касается должностей глав Минобороны и МИД: если в старой редакции закона о кабмине в случае нерасторопности главы государства представление на эти посты могла вносить парламентская коалиция, то президентский вариант данного документа не допускает такой возможности.
Кроме того, согласно новой редакции закона, программа правительства утверждается Верховной Радой одновременно с назначением на должность премьер-министра. Предыдущий вариант закона отводил на утверждение программы деятельности Кабмина 30 дней после назначения премьера.
В разделе, регламентирующем отношения президента и правительства, появился пункт, который гласит, что глава государства имеет право предложить парламенту рассмотреть вопрос об ответственности кабмина. А вот разделы о так называемой контрассигнации актов главы государства (в предыдущей редакции закона о кабмине акты президента в обязательном порядке скрепляются подписями премьера и главы министерства, ответственного за выполнение этого акта), напротив, исчезли из документа. Согласно закону принятому в декабре 2006 года, в случае если правительство считает невозможным выполнить поручение президента, оно в письменной форме объясняет причину и возвращает документ автору. Зато в новом законе появились статьи, согласно которым глава государства и его уполномоченный представитель имеют право на участие в заседаниях правительства.
Должны измениться и отношения кабмина с Советом национальной безопасности и обороны. Если предыдущая редакция закона о кабмине исключала постановку задач Совбезом правительству, то после внесения президентских правок кабмин обязан выполнять решения Совета нацбезопасности, введенные в действие указами главы государства. Кроме того, если ранее члены правительства и руководители других органов исполнительной власти не могли входить в состав консультативных, совещательных и других вспомагательных органов и служб, то теперь у этих чиновников появилась такая возможность с единственной оговоркой: для вхождения в подобную структуру нужно заручиться согласием премьер-министра.
Одним словом, налицо урезание полномочий премьера с одновременным усилением президентской власти. Разумеется, Юлия Тимошенко не могла не отдавать себе отчета в том, за что именно голосовала, в том числе подконтрольная ей парламентская фракция. Добровольный отказ премьера от части своих полномочий может свидетельствовать только о ее твердом намерении участвовать в предстоящих президентских выборах. Что же касается вероятного исхода досрочных выборов мэра Киева и всего состава Киевсовета, которые, согласно действующему законодательству, должны состояться в 70-дневный срок со дня вступления в силу соответствующего постановления парламента, то, учитывая стремление БЮТ проводить плебисцит в два тура, а также огромную популярность данной политической силы в украинской столице можно утверждать: на выборах победит кандидат, которого поддержит ЮВТ.
В среду украинские СМИ сообщили, что Блок Юлии Тимошенко будет выдвигать на пост мэра Киева кандидатуру первого вице-премьера правительство Александра Турчинова и главы Госкомрезерва Михаила Поживанова. По словам источника в БЮТ, "меньше чем за сутки до голосования за постановление о перевыборах мэра (Киева) Юлия Тимошенко заручилась поддержкой министра внутренних дел Юрия Луценко в том, что единым кандидатом от коалиции будет первый вице-премьер Александр Турчинов". Между тем ранее в числе претендентов на кресло мэра назывался и сам Луценко. О готовности принять участие в досрочных выборах столичного горсовета и выдвинуть своего кандидата на пост градоначальника заявила также Украинская народная партия - она намерена выдвинуть на место Черновецкого депутата Рады, президента ЗАО "Оболонь" (на общественных началах) Александра Слободяна, гражданская партия "Пора" и Соцпартия. А вот о Виталии Кличко, который уже был соперником Черновецкого на выборах в 2006 году, уже почти и не упоминается.
Выдвижение единого кандидата от пока еще де-юре существующей парламентской коалиции НУНС и БЮТ на пост киевского градоначальника весьма мало вероятно, так как только слепой может не заметить обострения конфликта между данными политическими силами по линии "кабмин - секретариат президента". Так что если только не произойдет чего-то экстраординарного, накануне президентских выборов у Юлии Тимошенко будет замечательный задел в виде фактического обладания постом столичного мэра, что является более чем серьезным подспорьем в президентской гонке.