Старость — не радость

Впечатления от игры Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Отсчитывать дни до двенадцатого июня поклонники сериала Metal Gear Solid во всем мире начали еще в начале года, когда стала известна точная дата выхода четвертой части игры. И дело даже не в том, что это один из важнейших эксклюзивов на PlayStation 3, с которым были связаны все надежды нынешних и потенциальных владельцев консоли. Главное то, что создатель серии Хидео Кодзима (Hideo Kojima) пообещал подвести итог истории, развивавшейся, с учетом ранних игр, более двадцати лет.

Разработчики не обманули. Они действительно собрали в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots всех персонажей, которые играли важные роли в предыдущих частях сериала и которые до сих пор остались живы. Главная роль вновь досталась шпиону Солиду Снейку, который перемещается по миру на специально оборудованном самолете вместе со старым другом Отаконом и девочкой Сани, дочерью погибшей Ольги Гурлукович. Великий воин постоянно курит, по-стариковски ворчит и очень расстраивается, когда другие начинают обсуждать его возраст.

Надо заметить, что годы не пощадили только Снейка - все остальные герои (даже Ева, уже давно достигшая постпенсионного возраста) выглядят гораздо лучше. Впрочем, уже в начале игры выясняется, что это не столько возраст, сколько непонятная болезнь, вызывающая ускоренное старение клеток. Тем не менее, на фоне красавицы Наоми, возмужавшего (но не избавившегося от привычки распускать сопли по поводу и без) Отакона и повзрослевшей Мэрил главный герой выглядит просто старой развалиной. Иронично, но именно ему предстоит спасать всю эту молодежь, которая не способна и шагу ступить без помощи ветерана, которому и жить-то осталось считанные месяцы.

Впрочем, смерть в Metal Gear не так страшна. Воскресать из мертвых герои сериала тоже умеют - об этом все поклонники знают по Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, где убитый ранее Ликвид Снейк вновь ожил, захватив сознание своего бывшего помощника, Револьвера Оцелота. Более того, в четвертой части он играет роль главного злодея, окончательно подчинив себе разум усатого стрелка.

Для незнакомого с Metal Gear человека предыдущий абзац наверняка покажется дикостью. Это нормально. И, что самое интересное, на этих дикостях Кодзима не остановился. В Guns of the Patriots, как и в любом другом эпизоде сериала, нашлось место и сверхъестественным способностям, и так любимым в России нанотехнологиям, и едким шуточкам, которые поймут только внимательные поклонники MGS.

Что интересно, Кодзима не утруждает себя какими-либо разъяснениями - подразумевается, что геймеры уже неплохо ориентируются во вселенной сериала. Случайные люди в игре легко потеряются, но о них, видимо, никто и не думал. В противном случае Guns of the Patriots, которую можно пройти часов за двадцать, была бы раза в два длиннее. Впрочем, знатоки сериала тоже не сразу почувствуют себя в своей тарелке.

Первые минут сорок уходят на привыкание к новой обстановке - поначалу Metal Gear Solid 4 похожа на что угодно, только не на очередную часть шпионской саги. Снейку без лишних объяснений дают в руки автомат и бросают в самое пекло, в один из городов на Ближнем Востоке, где он тут же попадает под шквальный огонь противника. Геймерам предстоит свыкнуться с мыслью, что теперь в центре внимания не столько главный герой, сколько конфликт, невольным свидетелем которого он становится. Кодзима не смог удержаться от искушения пофилософствовать на тему жестокости войны (особенно это заметно при встречах с боссами, о которых чуть ниже), поэтому Снейку поначалу отводится лишь роль стороннего наблюдателя.

Вообще первые часы Metal Gear Solid 4 навевают воспоминания о Call of Duty 4: Modern Warfare. Снейк может не передвигаться ползком, шарахаясь от каждого патруля, а присоединиться к одной из противоборствующих сторон и принять участие в ожесточенных городских перестрелках.

Приходится некоторое время привыкать к тому, что не каждый встречный бросается на главного героя с оружием. Бойцы в команде работают слаженно, четко, но оказать хоть сколько-нибудь достойное сопротивление врагу не могут. Зато когда в дело вступает Снейк, ситуация кардинально меняется. Интересно, что после каждой локальной победы некоторые напарники благодарят главного героя за то, что он не оставил их в беде.

Всю важность работы в команде начинаешь понимать через некоторое время, когда Снейк остается один на один с хорошо обученной армией Ликвида. Пройти всю игру с наскока смогут только совсем отчаянные геймеры. Да и не нужно это: в большинстве случаев проползти мимо врагов на животе куда проще и безопаснее. Тем более что новый камуфляж OctoCamo помогает Снейку буквально сливаться с землей: достаточно прижаться к стене или просто лечь на землю, и он станет почти такого же цвета. Это очень удобно и экономит кучу времени - в Metal Gear Solid 3: Snake Eater менять одежду приходилось вручную, причем для этих целей необходимо было выходить в основное меню.

Другая высокотехнологичная новинка - устройство Solid Eye, которое не только выполняет функции мощного бинокля и позволяет отслеживать тепловое излучение, но и отмечает врагов на радаре. Конечно, это не так удобно, как было в двух первых частях MGS, но выбирать не приходится. К тому же, в сибирских лесах MGS3 приходилось выживать, имея при себе только карту. И ничего, почти все справились.

Еще одно изобретение, призванное упростить жизнь дедушке Снейку, носит название Metal Gear Mk. II. Этот маленький робот знаком каждому, кто проходил другую игру Хидео Кодзимы, Snatcher. В MGS4 он позволяет Отакону всегда быть в курсе того, что происходит со Снейком. Компактный Metal Gear идеально подходит для разведки: он может использовать специальный камуфляж, делающий его невидимым, и может даже ударить током одиноко стоящего врага, надолго отправив его в нокаут. Увы, в сюжетных роликах, где Mk. II взламывает компьютеры и открывает двери, практической пользы от этого робота больше, чем в реальной игре. В большинстве случаев Снейку проще разобраться с врагами самостоятельно.

Система самолечения, присутствовавшая в Metal Gear Solid 3, в четвертой части исчезла. Теперь нет необходимости перевязывать сломанные конечности, лечить ожоги и выковыривать каждую пулю. Еды тоже нет, так что шашлык из змей и галлюциногенные сибирские грибы остались в прошлом. Однако аналог линейки выносливости все же присутствует. Правда, теперь Снейку нужно следить не за своим желудком, а за общим эмоциональным состоянием. Во время затяжных перестрелок его настроение постоянно падает, что влияет на общее самочувствие героя. То он в обморок хлопнется, то ему поясницу защемит. Старик, что поделать.

В игре есть показатель Stress, на который может повлиять как обычная схватка с противниками, так и мелочи вроде погоды. Чем выше уровень стресса, тем выше вероятность того, что Снейк упадет без чувств прямо на поле боя. Правда, перед этим его выносливость и меткость возрастет, но лучше все же не рисковать. Тем более что снизить уровень стресса довольно просто - достаточно посидеть некоторое время где-нибудь в укрытии.

Показатель Psyche, в свою очередь, постоянно снижается, что также влияет на боеспособность Снейка. Однако восстановить его можно моментально с помощью энергетических напитков или лекарств. Есть и другой способ, более жизненный: выкурить сигаретку-другую или полистать Playboy (в четвертой части это именно Playboy, а не абстрактный "журнал для взрослых"). Это, знаете ли, бодрит.

К слову, разработчики очень много внимания уделили реально существующим брендам. Помимо самого известного в мире мужского журнала в игре появляются компьютеры от Apple, плеер iPod, мобильники Sony Ericsson. Даже энергетики, которые пьет Снейк, можно найти в реальной жизни.

В четвертой части MGS разработчики отказались от запрета на использование оружия врагов. То есть теперь Снейк может найти какую-нибудь новую пушку, просто подобрав ее рядом с трупом противника. Правда, система защиты не позволяет использовать чужое оружие, но для этих целей в игре есть человек по имени Дребин 893 и его обезьянка. Без номера нельзя - он символизирует то, что во всем мире таких вот "Дребинов", циничных оружейников, наживающихся на войне, очень и очень много. За символическую плату чернокожий торговец может "очистить" любой ствол, позволив Снейку использовать его в бою, а также приобрести лишние пушки, подобранные на поле боя.

Впрочем, этим возможности Дребина не ограничиваются. В Guns of the Patriots Кодзима расщедрился на целый оружейный магазин, что дает геймерам практически полную свободу. Теперь не обязательно ждать, пока разработчики соизволят подарить герою снайперскую винтовку или ракетницу, которых так не хватало в начале любой части MGS. Можно просто накопить местной валюты Drebin Points и приобрести необходимое оружие. Многие пушки можно модифицировать, прикручивая глушители, фонарики, неоновую подсветку подствольные гранатометы, лазерные прицелы и еще кучу всего.

Для обычной игры достаточно стандартного автомата, пары пистолетов и ножа. Но когда Снейк сталкивается, к примеру, с очень подвижными биомеханическими танками "Гекко", требуется что-то посущественней. Да и с боссами будет непросто. Отметим, отряд Beauty and the Beast, о котором Кодзима рассказал приблизительно за полгода до выхода игры, состоит исключительно из представительниц прекрасного пола, которые так или иначе пострадали от войны.

Сошедшие с ума дамочки (в четверку входят Laughing Octopus, Raging Raven, Crying Wolf и Screaming Mantis) в целом уступают боссам из предыдущих частей, хотя некоторые схватки все же получаются запоминающимися. Особенно стоит выделить битву с девушкой Screaming Mantis. Внимательные геймеры уже могли заметить, что имена боссов совпадают с четверкой из первой части Metal Gear Solid, где на пути главного героя вставали Decoy Octopus, Vulcan Raven, Sniper Wolf и Psycho Mantis. Причем битва с последним считается одной из самых лучших в серии.

В четвертой части Хидео Кодзима решил напомнить геймерам об этом. У Psycho Mantis и Screaming Mantis есть много общего: они могут читать мысли, манипулировать людьми и предугадывать действия Снейка. Вот только старые приемы, помогавшие в первой части, теперь не действуют. Раньше геймерам достаточно было переключить контроллер во второй порт, и босс уже не мог знать обо всех движениях Снейка раньше него самого. На PS3 геймпады беспроводные, переключать их некуда. Хитрость с присвоением первому контроллеру второго номера не вызывает ничего, кроме усмешки Отакона. Приходится придумывать что-то новое - не сдаваться же на милость врагу всего за несколько шагов до победы?

Справедливости ради отметим, что старые трюки босса теперь тоже не действуют. Он не может посмотреть статистику сохранений на карте памяти, так как ее нет. Двинуть Sixaxis он тоже не в состоянии - вибрации-то нет. Впрочем, к несчастным в данном случае владельцам DualShock 3 это не относится.

Тем не менее, битвы с боссами все равно остаются далеко не самой сильной стороной Guns of the Patriots. По крайней мере, кинематографичные интерактивные заставки производят куда более сильное впечатление. Как только накал страстей в игре начинает снижаться, разработчики переворачивают все с ног на голову и устраивают какой-нибудь бешеный заезд на броневике с уничтожением всего, что встречается на пути. В определенные моменты игрок может поймать себя на мысли, что он сидит с раскрытым ртом и широко раскрытыми глазами, судорожно пытаясь поймать в прицел особо верткого врага. А если еще вспомнить про длиннющие сюжетные ролики, то возникает вопрос: когда, в конце концов, Хидео Кодзима сможет получить нормальный бюджет и приступить к съемкам какого-нибудь блокбастера? Эдакий японский Майкл Бэй из него точно бы получился.

С Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots Кодзима провернул свой излюбленный трюк, а именно - вновь поставил все с ног на голову. Справедливости ради отметим, что при этом он сдержал свое обещание - история Снейка получила более-менее логичное завершение. При всей шизофреничности сюжета и откровенных глупостей в диалогах, свойственных больше индийскому кино, у разработчиков все же получилась смесь очень хорошего боевика и в меру слезливой драмы.

Снейк устал. Снейк ушел. Навсегда?..

Metal Gear Online

После знакомства с сетевым режимом MGS4, хочется верить, что навсегда. Потому что при всем великолепии одиночной кампании, многопользовательская игра в Metal Gear под названием MG Online получилась на редкость посредственной.

Недостатки достаточно кратко перечислить. MGO заставляет нахмуриться еще во время процедуры загрузки - чтобы приступить к игре даже когда все настроено надо с полдюжины раз нажать "ОК". Зачем? У Konami спросите. Загадочные азиаты.

По таинственным причинам до идиотизма усложнена процедура регистрации. Дело в том, что учетную запись пользователя делят на две части: собственно, один аккаунт для профиля в сети PlayStation и множество - во вселенной MGO. Для каждого из них нужен пароль (для одной записи - цифробуквеннный, для другой - состоящий только из цифр). На одну консоль Konami разрешила завести одного бесплатного игрока. Так что если ваши родственники хотят поиграть в сетевой режим Metal Gear (ну вдруг), придется покупать еще одного персонажа. Ничего не поняли? На деле все еще запутаннее.

Еще один пинок (помимо вопиющего и всеобщего неудобства) в сторону разработчиков - за отсутствие России в списке существующих на Земле стран. Россия-то, вернее, есть. А вот оплата из этой забытой японцами страны не принимается. Так что если вы по-честному указали при регистрации страну проживания - фиг вам, а не дополнительные персонажи, карты и бонусы.

Иначе как идиотизмом нельзя назвать невозможность позвать "друзей" по сети PlayStation в онлайн-матч: для этого игрока надо "зафрендить" в самой игре, то есть чтобы как "друга" его видела MGO.

Все эти чудовищные косяки избалованный Xbox Live игрок (то есть я - прим. И.Б.) мог бы простить, если бы непосредственно игровой процесс был хоть приблизительно так же хорош, как и одиночная игра. Однако тут и поджидает самый большой облом: после получаса возни с настройками и начала первого матча перед нами предстает довольно средняя сетевая стрелялка. Да, все "изюминки" оригинальной игры есть. Но все сводится к банальному "бегаем с автоматом" и "лежим со снайперкой". И к тому же, система стрельбы из-за укрытия сделана из рук вон плохо. В общем, не дотягивает MGO до уровня признанных консольных онлайн-хитов ни разу.

В принципе, онлайн-режимы - не самая сильная сторона большинства игр для PS3 (за вычетом пары проектов, типа Warhawk или UT3), но все же получить от Konami такое... Обидно, в общем. Единственное, что в MGO радует - в нее играет много народу, и проблем с поиском оппонентов пока нет. Тут ключевое слово "пока".

Эпилог

Чтобы не завершать текст на столь печальной ноте, вернемся еще раз к синглплеерной составляющей новой игры и отметим любопытный парадокс, не заметный с первого взгляда. Каждая новая часть сериала знакомила геймеров с очередной моделью Metal Gear. А в MGS4 нет ни одного нового ходячего танка, который нужно остановить, во что бы то ни стало. Собственно, и старые появляются не то чтобы очень часто, а мелочи, вроде Metal Gear Mk. II и за технику считать не принято. Полуживые "Гекко" тоже не являются полноценным оружием. Да и вообще, что это за танк, если он даже ядерную ракету запустить не может? Получается, Кодзима создал игру про Metal Gear, собственно, без Metal Gear. История самого Солида Снейка оказалась так важна, что танкам просто не хватило места. Жаль, что такой великий герой все же уходит на покой.