Назад в будущее

"Лента.ру" подводит музыкальные итоги года

Уходящий 2008 год стал для мира музыки воплощением сюжета научно-фантастического фильма: будущее встретилось с прошлым. И надо сказать, никакого коллапса не произошло. Технологии, о которых прошлые поколения слушателей и музыкантов не могли и помыслить, стали неотъемлемой частью обычной жизни. А группы и артисты, чьи имена, казалось бы, остались в далеком (или не очень) прошлом, решили, что они еще ничего - и вполне могут вернуться на мировую сцену. Разумеется, предварительно преобразовав все свои песни в mp3.

Digitally Yours

В 2008 году музыканты и индустрия звукозаписи продолжили ставшее традиционным выяснение отношений, касающихся способов распространения готового продукта. Представители лейблов жалуются на спад продаж музыки на физических носителях, исполнители уходят в онлайн, оставляя мейджоры без работы.

В последние несколько лет даже топовые исполнители стали заводить онлайн-дневники, делиться с поклонниками новым материалом за несколько месяцев до официального релиза и размещать в Сети видеоролики, снятые во время работы в студии. В 2008 году и соло-артисты, и группы еще больше сократили дистанцию между собой и слушателями. Пионерами сетевого релиза стали Radiohead, которые в октябре 2007 года выпустили свой альбом "In Rainbows" через посвященный ему сайт. Эксперимент, который первоначально был воспринят многими практически как публичное признание несостоятельности рекорд-индустрии, увенчался успехом.

Согласно данным, озвученным на музыкальной конференции "You Are In Control", цифровую версию "In Rainbows" купили около трех миллионов человек. Посетители соответствующего сайта могли скачать альбом бесплатно или самостоятельно определить его стоимость. Однако уже в декабре доступ к файлам был прекращен, а 1 января 2008 года в продаже появилась CD-версия записи. Тем не менее, сетевая версия продавалась успешнее - по некоторым данным, уже через два дня после выхода альбома в интернете Radiohead заработали около пяти миллионов фунтов стерлингов (около семи с половиной миллионов долларов США).

Выпуск альбома в Сети утвердил Radiohead в статусе "главной независимой группы на Земле" и заставил поклонников музыки поверить в то, что звукозаписывающие компании - это настоящие "корпорации монстров", которые полностью подавляют творческую индивидуальность артиста и заставляют его не только плясать, но и петь и гастролировать под свою дудку. Крупные лейблы всерьез обеспокоились снижением доверия к ним и принялись за модернизацию системы.

Мейджоры Universal Music, Sony BMG и Warner Music уже подписали контракты с социальной сетью MySpace, в которой регистрируются не только начинающие музыканты, но и известные исполнители. Недавно стало известно, что в ближайшем будущем MySpace запустит сервис по бесплатному скачиванию музыки (в настоящее время на сайте можно только слушать, но не скачивать композиции). Таким образом, корпорации надеются убить сразу двух зайцев - вернуть к себе прежнее доверие и увеличить прибыль за счет онлайн-статуса, который будет переводить лейблам часть доходов от рекламы.

В Азии похожую систему используют весьма успешно. Только там слушатели предпочитают пользоваться для закачки и прослушивания музыки не компьютером или mp3-плеером, а мобильным телефоном. Поэтому большая часть цифромузыки проходит через компании, занимающиеся производством и продажей сотовых. Так, китайские рок-музыканты давно забыли о том, что деньги можно зарабатывать за счет продажи альбомов. На конференции Music Matters Asia, прошедшей в Гонконге, эксперты рассказали, что еще в 2007 году компания Motorola загрузила в 500 тысяч подготовленных к продаже телефонов песню пекинской рок-группы Ziyo. Стоимость трека была включена в стоимость аппарата. Подобную схему также осваивают и в Японии. К слову, Южная Корея стала первой страной, в которой объем цифровых продаж превысил продажи музыки на аналоговых носителях и составил 60 процентов против 40.

В начале марта 2008 года на официальном сайте индастриал-группы Nine Inch Nails появился альбом "Ghosts I-IV", скачать который можно было напрямую со страницы коллектива. Инструментальный релиз, ставший шестым в дискографии NIN, состоял из 36 треков, девять из которых можно было скачать бесплатно. За полноценный альбом поклонники должны были заплатить пять долларов. Не так уж и много за 36 песен, если учесть, что средняя стоимость CD в США составляет 25 долларов.

За первую неделю онлайн-релиза инструментальной записи группа смогла заработать 1,6 миллиона долларов. Впрочем, через некоторое время "Ghosts I-IV" вышел в традиционном формате (десять долларов), а также в подарочном издании (от 75 до 300 долларов за экземпляр). Уже через два месяца, в марте, вышел еще один альбом NIN, который также был представлен поклонникам через Сеть. Слушатели могли получить свой цифровой экземпляр "The Slip" бесплатно, оставив на сайте адрес своей электронной почты. После этого всем зарегистрированным пользователям была отправлена ссылка, кликнув на которую можно было приступить к скачиванию альбома. Летом пластинка была выпущена в CD-формате.

Лидер NIN Трент Резнор не раз выражал недовольство высокой стоимостью музыкального материала, выпущенного на физических носителях. Объявив себя независимым музыкантом в 2007 году, он подчеркнул, что намерен сам решать, как, когда и каким способом издавать новый материал. "Я рад, что наконец смогу общаться со слушателями без посредников и поддерживать такие отношения с аудиторией, какие посчитаю нужным", - отметил музыкант в своем сообщении, размещенном на официальном сайте группы.

Примеру старших коллег из Radiohead и NIN последовали британские рокеры The Charlatans, которые презентовали свой новый альбом "You Cross My Path" в Сети за два месяца до выхода на физических носителях. Файлы были размещены на сайте радиостанции XFM. Как рассказал лидер коллектива Тим Берджесс, команда запланировала онлайн-релиз своего десятого по счету лонгплея еще до того, как приступила к работе в студии.

Коллектив из Сан-Франциско Black Rebel Motorcycle Club так же, как и NIN, выпустили инструментальную пластинку, которую записали на собственном лейбле Abstract Dragon. Музыканты решили распространять альбом, получивший название "The Effects of 333", исключительно через Интернет. Оцифрованный релиз обошелся поклонникам группы в шесть долларов.

Формула "сегодня в Сети, завтра - на прилавках" была использована и такими ветеранами рок-музыки, как Боб Дилан и бывший лидер Talking Heads Дэвид Бирн, записавший пластинку вместе с продюсером и участником Roxy Music Брайаном Ино. Дилан презентовал пластинку "Tell Tale Signs", восьмую из серии бутлегов, включающую в себя редкие и ранее не издававшиеся композиции музыканта, на сайте американской радиостанции National Public Radio. Естественно, позднее альбом появился в продаже и в формате CD.

Бирн и Ино, записавшие пластинку "Everything That Happens Will Happen Today", распространили ее через специально созданный для этой цели сайт. Сначала вышел бесплатный цифровой сингл (таким способом, кстати, пользуется и Брюс Спрингстин, выкладывающий композиции с готовящегося к выходу альбома "Working on a Dream" на сайте Amazon.com и сервисе iTunes), а позднее на сайте появились все песни с нового релиза. Словом, кошмарный сон Тома Уэйтса, не раз высказывавшегося против цифромузыки, стал реальностью.

Всем давно известно, что музыканты, как и их поклонники, умеют пользоваться интернет-ресурсами: если работающие над совместными проектами исполнители часто присылают друг другу музыкальные черновики и наброски по электронной почте, то почему группа не может поделиться своим альбомом со слушателями еще до того, как он выйдет на диске? Оцифрованные файлы - все равно что проявление заботы о поклонниках. Так или иначе слушателям пришлось бы превращать треки в mp3-дорожки, ведь большинство меломанов давно сменили CD-плееры на iPod.

В 2008 году немало групп начали продвижение своего нового материала с помощью социальных сетей и музыкальных сервисов. Coldplay "слили" свой четвертый альбом "Viva La Vida Or Death And All His Friends" на MySpace, чем обеспечили его физическому аналогу хорошие продажи, а в iTunes Store пластинка поставила рекорд по предварительным заказам на покупку альбома. Скандалисты Oasis презентовали свой седьмой по счету лонгплей "Dig Out Your Soul" в той же MySpace.

R.E.M. поделились своим "Accelerate" с пользователями сети iLike за неделю до старта продаж альбома на физических носителях. Исландские пост-рокеры Sigur Ros выложили свою пятую пластинку на аудиосервисе Last.fm. Ранее культовый трип-хоп коллектив Porstishead также представил третий альбом "Third" на популярном аудиоресурсе.

Российские музыканты также опробовали новую систему выпуска записей. Главная звезда Рунета Петр Налич, чей клип на песню "Guitar" стал первым видео, презентованным в русскоязычной версии сайта YouTube, выпустил свой дебютный альбом через один из сервисов поисковика "Яндекс". Альбом "Радость простых мелодий" стал одним из первых российских релизов, вышедших по системе "Pay what you want". Треки можно было скачать как бесплатно, так и за любую приемлемую для слушателя сумму. Сам Налич заявил, что дарить музыку гораздо приятнее, чем продавать.

Альбом нового проекта Бориса Гребенщикова "Aquarium International" (помимо участников "Аквариума", в состав коллектива вошли еще 17 музыкантов из разных стран мира) был эксклюзивно презентован в социальной сети "Круги". Для того чтобы послушать релиз "Лошадь белая", необходимо зарегистрироваться в "Кругах". Кстати, выпуском онлайн-музыки давно занимается лидер легендарной группы "Центр" Василий Шумов, который делится с поклонниками свежими работами, размещая их на своем сайте.

Эксперты обещают, что уже к 2013 году "цифра" практически вытеснит традиционные CD-носители. В среднем продажи компакт-дисков падают на восемь процентов ежегодно. По данным Международной организации звукозаписывающей индустрии (IFPI), около половины американских тинейджеров не купили за год ни одного CD. Тем не менее, продажи виниловых пластинок растут, а в мире по-прежнему достаточно людей, которые предпочитают иметь в своей фонотеке не только неосязаемые mp3-файлы, но и привычные коробочки с лазерными дисками и буклетами внутри.

Утверждать, что технологи будущего, стремительно развивающиеся в настоящем, изменят мир звукозаписи до неузнаваемости, пока еще рано. Это все равно, что думать, будто появление пост-панка положило конец эпохе безудержного панк-веселья.

Несмотря на то, что музыканты совершенно сознательно раздают свою музыку бесплатно, часть их произведений так ли иначе попадает в файлообменные сети гораздо раньше, чем на официальные ресурсы. Так, альбом Metallica "Death Magnetic" просочился в Сеть за десять дней до релиза без согласия и ведома музыкантов. Однако участники коллектива, которые ранее выступали категорически против онлайн-распространения музыки, остались довольны сложившейся ситуацией и даже намерены выпустить очередную пластинку уже с помощью интернет-технологий.

Кстати, даже сетевой релиз Radiohead "In Rainbows" часть поклонников группы скачивала не через официальную страницу, а с помощью файлообменных сервисов. То же случилось и с альбомом австралийцев AC/DC "Black Ice", который попал в Сеть раньше назначенного срока выхода. Представители лейбла Sony обнаружили файлы и извлекли их из виртуального пространства, однако это не помешало слушателям успеть скачать материал около 400 тысяч раз.

Одни из главных героев уходящего года, Guns N'Roses, пострадали от деятельности некоего Кевина Когилла, который "слил" девять из 14 треков с альбома "Chinese Democracy" на сайт Antiquiet.com. Представители группы заставили Когилла извлечь файлы из Сети. Виновник утечки был арестован, и теперь ему грозит отнюдь не виртуальное наказание.

Поклонники творчества ирландцев U2 также смогли поделиться новыми записями группы с онлайн-общественностью. Лидер группы Боно, сидя у себя дома в Париже, слишком громко проигрывал композиции с нового альбома. Фанаты смогли записать четыре из них и выложить файлы на YouTube. Однако уже через сутки композиции были извлечены из Сети.

Проворность и любопытство слушателей заставляют их выуживать из всевозможных пиринговых сетей огромное количество музыки. В ущерб качеству звука, в обход закона, вопреки просьбам музыкантов дождаться официального релиза, mp3-файлы передаются из рук в руки.

Главные песни о старом

Наступившее завтра музыкальной индустрии в 2008 году вспомнило и про прекрасное вчера: на смену стилизованной ностальгии в духе The Strokes и Franz Ferdiand пришла самая настоящая ретро- волна реюнионов и камбэков. Вернувшиеся в строй Guns N'Roses, долгожданный выход первого за восемь лет студийного лонгплея AC/DC, пообещавшие записать новые композиции Led Zeppelin, возвращение низложенной принцессы поп-сцены Бритни Спирс и заявление Дэймона Албарна о том, что ветераны брит-попа Blur все-таки объединятся и выпустят первую с 2003 года пластинку.

"Китайская демократия", которую Аксель Роуз записывал вместе с обновленным составом Guns N'Roses с 1994 года, стала для многих приятным открытием. За годы, ушедшие на работу над пластикой, Роуз успел превратиться в персонажа почти карикатурного: в то время как его бывшие коллеги организовали на обломках Roses новый коллектив Velvet Revolver и выпустили весьма успешный альбом, он пытался записать свои многострадальные 14 треков. Однако выход пластинки, который состоялся 23 ноября, реабилитировал репутацию Акселя, который стал автором пусть и немного старомодного, но сильного релиза.

Только вот в чартах альбом 15-летней выдержки дебютировал не совсем удачно - в хит-параде Billboard-200 альбом стартовал с третьей позиции, в Британии занял только второе место в основном топе, пропустив вперед третью пластинку The Killers "Day & Age", а через неделю и вовсе вылетел из чартов. Ирония ситуации заключается еще и в том, что дебютная работа Velvet Revolver "Contraband", которая вышла в 2004 году, заняла в главном топе США первое место.

Бывший гитарист "ганзов" Слэш заявил, что ему работа Роуза пришлась вполне по вкусу. Музыкант отметил, что новые Guns N'Roses звучат динамично и страстно, а что еще нужно для хорошей пластинки? Кстати, в настоящее время Velvet Revolver озабочены поиском нового вокалиста, так как Скотт Вейланд, отвечавший в группе за пение, был отправлен в отставку из-за тяжелого характера. Экс-фронтмен Stone Temple Pilot Вейланд решил вернуться в родной коллектив для того, чтобы отправиться с ним в концертный тур. Реюнион состоялся в апреле.

Queen также порадовали поклонников, выпустив первую за 13 лет пластинку "The Cosmos Rocks" и отправившись в европейское турне. Гастроли открылись 12 сентябре благотворительным концертом на площади Свободы в Харькове. Шоу стало самым масштабным в истории группы - оно собрало 350 тысяч зрителей. Через несколько дней Queen и их новый вокалист Пол Роджерс добрались и до Москвы.

Также долгожданный альбом выпустили австралийские гранды AC/DC. "Black Ice" стал первым студийным диском, записанным музыкантами за восемь лет. К слову, официальной онлайн-версии записи опубликовано не будет, поскольку участники группы считают, что их музыка должна выпускаться только на физических носителях.

Более молодые, но также ставшие культовыми британцы Blur намерены дать ряд концертов летом 2009 года. Такое событие, пожалуй, будет интересно и тем, кто помнит романтику времен сингла "Girls & Boys", экзистенциализм альбома "13" или экспериментальность проектов фронтмена Blur Дэймона Албарна - Gorillaz и The Good, The Bad & The Queen. Такой камбэк придется по вкусу как завсегдатаям фестиваля "Гластонбери", так и интеллектуалам в олимпийках с короткими рукавами.

О том, чего не случится больше никогда, не так давно рассказал фронтмен чикагской группы The Smashing Pumpkins Билли Корган. Лысый вокалист "тыкв" заявил, что коллектив больше не будет выпускать альбомы, так как считает своих слушателей неспособными к восприятию цельных работ. Кроме того, Корган полностью исключил восстановление "золотого" состава группы. Музыкант заявил, что двигаться вперед - основная задача любого коллектива, и пожелал бывшим участникам Pumpkins удачи в их творческих начинаниях.

Также любителям музыки придется оставить надежды на воссоединение Led Zeppelin. Бывший вокалист коллектива Роберт Плант отказался от поездки в совместное турне с коллегами, которые занимаются записью нового материала без своего лидера.

Героиня таблоидов Бритни Спирс совершила в конце 2008 года возвращение из прошлого. Однако у поп-певицы все прошло не так гладко, как у рок-героев уходящего года: кое-кому из ее поклонников камбэк показался не очень удачным. Так или иначе, Бритни решила избавиться от призраков своего недавнего прошлого и наладить более осязаемую связь с творческим будущим.

Любимое многими электронное трио The Prodigy снова вместе. Музыканты готовят к выпуску пластинку "Invaders Must Die", состоящую из 11 треков, и обещают, что релиз первой за пять лет полноценной студийной работы состоится весной 2009 года. Некоторое количество новых композиций нетерпеливые поклонники группы смогли послушать уже в ноябре 2008 года. По их словам, это забористые мелодии в духе тех-самых-The Prodigy, названиями альбомов которых в конце 1990-х были исписаны школьные парты и двери подъездов.

Кстати, о своем возвращении в строй объявили и No Doubt. В будущем году группа Гвен Стефани намерена вновь заняться активной гастрольной деятельностью. Видимо, мама двоих детей Гвен решила, что наигралась в синти-поп и r'n'b и вознамерилась все-таки вернуть поклонникам ту самую группу, которая могла и повеселить девочек, и растрогать мальчиков. Без сомнения одна из лучших поп-групп 1990-х, выпустившая последнюю пластинку в 2001 году, отправится в турне будущей весной.

Британская телерадиовещательная корпорация BBC также занялась возрождением прошлого. Руководство телеканала приняло решение о возвращении в эфир музыкального шоу "Top of the Pops". Трансляции программы пройдут в рождественские и новогодние праздники, однако полноценного возвращения "TOTP" в сетку вещания не планируется.

Также эксперты BBC уже составили список самых перспективных музыкантов, которые станут популярными в 2009 году. Группа аналитиков, состоящая из музыкальных критиков, будет озвучивать имена десяти главных претендентов на звание ньюсмейкеров 2009 года, начиная с 5 января. В список Sound of 2009 попали группы White Lies, Empire of the Sun, The Temper Tramp, Passion Pit и другие, а также соло-артисты Ви Ви Браун, Дэн Блэк, Мастер Шорти и другие.

Что касается главной героини публикаций большинства журналов и газет по обе стороны Атлантики, то главная ретро-девушка современности Эми Уайнхаус в начале 2008 года стала победительницей в пяти из шести номинаций на премию "Грэмми", включая самые престижные - "Запись года", "Песня года" и "Дебют года". Однако обладательница прически в духе 50-х годов прошлого века и наркотической зависимости в лучших традициях 90-х не записала в 2008 году ни одного шедевра.

Между своими пребываниями в больнице (ранее сообщалось, что у Эми обнаружена эмфизема легких, однако вскоре эту информацию опровергли) Уайнхаус продолжает скандалить, признаваться в любви к своему мужу Блейку (правда, в британской прессе появились сообщения о том, что она намерена развестись с ним) и употреблять алкоголь. А вот новых записей соул-дивы ее поклонники пока не дождались. Но новый год наступает в том числе и для того, чтобы шоу продолжалось, альбомы выходили, а песни продолжали трогать слушателей.

Культура14:5815 августа
Abelle

Сигнал принят

Диджей года, польский вуду-дэнсхолл, техно, арфа и хардкор: кого слушать на Signal