Поступь патриарха

Заседание Священного синода в Киеве обозначило вектор развития РПЦ

Впервые прошедшее в Киеве заседание Священного синода РПЦ состоялось ровно через полгода после того, как 27 января 2009 года митрополит Кирилл (в миру - Владимир Гундяев) был избран патриархом Московским и всея Руси. По СМИ прокатилась реакция легкого разочарования - Синод обошел молчанием вопросы раскола православной церкви на Украине. Однако материалы его работы дали богатую пищу как для подведения первых итогов деятельности нового патриарха, так и для оценки "генеральной линии" нового главы РПЦ.

Всего за один день 27 июля Синод принял 24 резолюции по широкому кругу вопросов - от кадровых внутрицерковных до развернутой оценки состояния глобальной экономики. Понятно, что в реальности никакого обсуждения в этот день не было и все решения были согласованы заранее, гостям столицы Украины осталось только заслушать повестку дня и проголосовать. Заседание, таким образом, подвело итоги полугодового пребывания Кирилла на патриаршем престоле.

Первым пунктом повестки дня было сообщение самого Кирилла об учреждении Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Новый орган представляет из себя некий аналог светской Общественной палаты РФ. Межсоборное присутствие также является совещательным органом, состоящим из множества комиссий и рабочих групп, к работе которого будут привлекаться эксперты по различным вопросам.

Межсоборное присутствие не наделено правом самостоятельного принятия решений, его задачей будет "предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам". По предложениям присутствия решения сможет принимать также и Синод. Возглавлять новый орган будет сам патриарх.

Отбирать и утверждать кандидатов в присутствие будет Синод по своему усмотрению. В состав нового органа войдут архиереи, клирики и миряне. Поскольку одним из важнейших вопросов, которые будут обсуждаться в присутствии, является взаимоотношение церкви, государства и общества, можно не сомневаться, что в его состав войдут "нужные" миряне. Опыт выдвижения делегатов на январский Поместный собор, избравший Кирилла главой РПЦ, показал, что без представителей власти и бизнеса делегаты от мирян не обойдутся.

В свете таких последних достижений патриарха, как договоренность с руководством "Единой России" о согласовании законотворческих инициатив и объявленный президентом Дмитрием Медведевым эксперимент по введению в 18 российских регионах школьного предмета "духовно-нравственное воспитание", направление движения обозначено ясно - сближение с государством по всем направлениям. Дело не только в том, что высокая активность церкви по сотрудничеству с госаппаратом потребовала создания постоянно действующего органа. В рамках новой структуры избранные в нее влиятельные персоны будут работать на благо церкви под ее же присмотром и, так сказать, на ее территории.

Комментируя в Киеве решение президента России о введении в школьную программу нового предмета, епископ Зарайский Меркурий отметил успехи в деле религиозного просвещения и заявил, что "учебный предмет "Православная культура" должен преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, по выбору семьи или самого школьника с определенного возраста".

Образованию, в различных его формах, были посвящены несколько пунктов повестки дня заседания Синода. Во-первых, было принято постановление о создании нового современного катехизиса Русской православной церкви (к примеру, новая редакция катехизиса Римско-католической церкви была утверждена папой Иоанном Павлом II в 1992 году), а во-вторых, Синод утвердил устав Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Ранее патриарх Кирилл охарактеризовал прежнюю аспирантуру при Отделе внешних церковных связей как "школу повышения квалификации". Новая же аспирантура будет вписана в Болонский процесс создания общеевропейского пространства высшего образования. И хотя глава РПЦ в том же интервью "Интерфаксу" признался в нелюбви к "Болонской системе", он заявил, что "церкви придется принять ту систему, которая будет существовать в государстве". То есть дипломы докторов богословия станут не внутрицерковными документами, а будут признаваться в качестве документов о присвоении научной степени не только в России, но и в Европе.

Деятельности церкви на международной арене посвящены целый ряд постановлений прошедшего в Киеве заседания Синода. Иерархи выразили удовлетворение результатами встречи главы РПЦ с патриархом Константинопольским Варфоломеем 4-6 июля, а беседы Кирилла с руководством Турции были признаны полезными. Также положительной оценки заслужила встреча патриарха Московского с генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, в ходе которой была учреждена консультативная группа "религиозных деятелей высокого уровня" для согласования решений ЮНЕСКО в области культуры, образования и науки. Да, и науки тоже.

То, что РПЦ при новом патриархе значительно усилила свою активность на международной арене, наблюдатели отметили уже давно. Отчасти это объясняют тем, что Кирилл до избрания патриархом почти 20 лет возглавлял Отдел внешних церковных связей. Священный синод одобрил и визиты делегаций РПЦ в Польшу, Чехию, Словакию, и результаты предсоборного совещания в Швейцарии, и участие представителей РПЦ в IV Всемирном саммите религиозных лидеров, приуроченном к встрече "Большой восьмерки", и работу делегации в ходе круглого стола в Бельгии, и другие мероприятия.

Отдельно было выражено удовлетворение результатами заседания рабочей группы по взаимодействию Русской православной церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Глобальные амбиции руководства РПЦ нашли свое наиболее полное выражение в решении Синода одобрить два заявления экспертного совета "Экономика и этика". В созданный патриархом в июне 2009 года совет, целью которого заявлена "разработка основанных на православной традиции теоретических основ нравственного хозяйствования", вошли представители церкви, власти и науки. Его первое заседание состоялось 22 июля, и он сразу выдал масштабные и всеобъемлющие оценки нынешнего положения глобальной экономики.

В первом заявлении был поставлен жесткий диагноз всему мировому хозяйству на современном этапе. Вслед за многочисленными жалобами российского руководства о том, что кризис к нам пришел из-за рубежа, эксперты "Экономики и этики" обвинили во всех грехах спекулятивный капитал, ничем не обеспеченный доллар, и поддержали идею придания рублю статуса региональной резервной валюты. Следуя в русле официальной риторики Кремля, совет приветствовал превращение России в "самостоятельный центр финансовой политики", заявив, что это является "важнейшим средством сохранения национального суверенитета".

Первопричина же кризиса, по мнению авторов заявления, заключается "в деградации нравственной мотивации хозяйствования", при которой экономика утратила свою "высшую цель" - построение справедливого и гармоничного общества. "Слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей", - говорится в заявлении. Эксперты при патриархе не стали уточнять, какова была роль российских властей в становлении столь безнравственной экономической системы.

Финансовые институты и банковский капитал также получили суровую оценку и за общую безнравственность "ростовщичества", и за свою оторванность от "реального сектора". В резюмирующей части эксперты признали, что новая эпоха "требует новых методов управления экономикой, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы и развитием человеческого потенциала" при опоре на традиционные идеалы народа, читай - на православие. В общем, чтобы жизнь наладилась, надо стать духовными и жить в сильном государстве. Естественно, что за столь короткий срок эксперты не могли придумать ничего оригинального, поэтому документ напоминает выступление премьера Владимира Путина времен осени 2008 года. Благие пожелания, обвинения всех и вся, без малейших намеков на реальные пути преодоления кризиса.

Второе заявление, появление которого Синод также признал полезным, касается стратегии развития России до 2020 года. В первом же его предложении идет отсылка к высшей инстанции - президенту России и его последнему посланию Федеральному Собранию.

Эксперты при патриархе констатировали, что масштабная задача по переходу к инновационной экономике, поставленная в "Стратегии-2020", может быть выполнена только усилиями всего общества, объединенного общей идеологией. А основой этой идеологии, ее базисом, являются "традиционные для нашего народа ценности", и в первую очередь - православие. То есть церковь явно претендует на ведущую роль не только в долгожданном нравственном возрождении народа, но и в развитии экономики страны. Несколько инородно смотрятся в этом документе слова о ведущей роли малого и среднего бизнеса, о "готовности разбудить творческую активность народа", о важнейшей роли справедливой конкуренции.

Впрочем, эти дежурные заклинания раньше часто повторяли и президент, и премьер. Достаточно вспомнить обращение Дмитрия Медведева с просьбой прекратить "кошмарить" бизнес. Заканчивается заявление призывом "в ходе широкой дискуссии о формах государственно-частного партнерства" разработать "адекватные национальному менталитету практические меры" по усилению "нравственной ценностной мотивации в реализации "Стратегии-2020". Симптоматично, в каком порядке в заявлении перечислены институты, призванные "содействовать реализации положительного потенциала отечественной экономики". На первом месте, естественно, государство, на втором - церковь. Не больше, но и не меньше. Далее следуют деловые круги, а замыкают список люди труда.

Итак, с приходом нового деятельного предстоятеля РПЦ явно взяла курс на усиление своего влияния как внутри страны, так и за рубежом. Патриарх Кирилл в публичной сфере менее всего похож на далекого от мирских проблем пастыря - он активно вступает в споры и дискуссии, высказывается на острые политические темы, твердо отстаивает свою точку зрения, примеров чего киевский визит патриарха предоставил немало.

Внутри страны РПЦ проводит политику активного сближения с государственным аппаратом и проникновения в различные сферы политической, экономической и общественной жизни. Со стороны руководителей государства эти попытки пока воспринимаются с нескрываемой благосклонностью. Многим еще памятны неудачные попытки в 1990-х годах в командном порядке выработать российскую национальную идею. Видимо, нынешнюю политическую элиту вполне устраивает готовое идеологическое обеспечение, которое может предоставить церковь. А для церкви главным врагом остается стремительная секуляризация, противостоять которой, имея в союзниках государство, можно значительно эффективней.

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача