Министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг в минувшие выходные прибыл с неожиданным визитом в Афганистан. В поездке в горячую точку его сопровождала молодая жена, а также известный телеведущий телеканала Sat.1 Йоханнес Кернер (Johannes B. Kerner), вместе с которым министр записал ток-шоу прямо в одном из авиационных ангаров на военной базе в Мазари-Шарифе. Событие вызвало весьма неоднозначную реакцию: оппозиция обвинила цу Гуттенберга в самопиаре. Сам цу Гуттенберг заявил, что своей поездкой хотел лишний раз показать, что Германия ценит и не забывает тех, кто ведет борьбу с талибами.
Стороннему наблюдателю все произошедшее может показаться незначительным. И тем более удивительно, что визит цу Гуттенберга занял центральные полосы немецких газет, которые, как отмечает Tagesschau, уже "написали целые романы о цу Гуттенбергах". Все это свидетельствует о том, что немецкое общество столкнулось с новым для себя политическим феноменом, который пытается лихорадочно осмыслить. Ранее отмечалось, что цу Гуттенберг стал первым министром обороны, взявшим жену в горячую точку. Однако, как пишет Welt, если бы его предшественник Франц Йозеф Юнг взял в Кундуз супругу Беату, которая бы привезла солдатам свою домашнюю выпечку, никого бы это не взволновало и не возмутило.
Очевидная причина в самой личности Карла-Теодора цу Гуттенберга. Согласно многочисленным социологическим опросам, министр остается самым популярным политиком Германии, стабильно опережая канцлера Ангелу Меркель, не говоря уже о министре иностранных дел и вице-канцлере Гидо Вестервелле, который находится где-то в конце списка. Цу Гуттенберг молод, современен, харизматичен, уверен в себе и успешен. Взлет его карьеры был стремительным: в 38 лет он стал министром экономики, а через несколько месяцев был назначен министром обороны в новом правительстве Ангелы Меркель. Он затеял самую масштабную с момента основания бундесвера реформу вооруженных сил, которая 15 декабря была официально одобрена правительством. Она предусматривает приостановку призыва, переход армии на контрактную основу и сокращение численности бундесвера с 240 до 180 тысяч.
Особый шарм новому министру придает тот факт, что Карл-Теодор барон фон унд цу Гуттенберг является аристократом, представителем старинного дворянского рода, и хотя титулы в Германии были официально отменены еще в 1919 году, для многих они до сих пор сохраняют свою притягательную силу. Карл-Теодор цу Гуттенберг уже давно стал своего рода поп-звездой немецкой политики. Его негласно прочат в новые председатели баварской ХСС вместо Хорста Зеехофера. По крайне мере, на прошедшем в ноябре съезде ХСС негласное соперничество между двумя этими политиками стало едва ли не самой главной интригой. Впрочем, очевидно, что амбиции молодого министра простираются далеко за пределы ХСС. В принципе, его популярность такова, что он имеет все шансы для того, чтобы стать новым немецким канцлером.
Под стать цу Гуттенбергу и его супруга Штефани, урожденная фон Бисмарк-Шонхаузен (von Bismarck-Schoenhausen), наполовину немка, наполовину шведка, свободно говорящая на пяти языках: немецком, шведском, французском, итальянском и английском. Штефани исполняет обязанности президента немецкой секции фонда "Невинность в опасности" (Innocence in Danger), занимающегося защитой детей от насилия, и вместе с Удо Нагелем является ведущей телевизионной программы-расследования "Место преступления - интернет. Защитите, наконец, наших детей". Передача выходит на телеканале RTL2, ее цель и задача - через подставных лиц в чатах и социальных сетях выявить взрослых пользователей, ищущих связей с малолетними детьми.
Словом, речь идет о красивой звездной паре, или "powerpaar", как порой называют себя в узком кругу сами цу Гуттенберги, аналогов которой, если бросить взгляд на политические элиты разных стран, нет (разве что Николя Саркози с Карлой Бруни и пока еще не женатые принц Уильям и Кейт Миддлтон, да и то авансом). Однако здесь есть свои уязвимые места, потому что в современном обществе "звездность" так или иначе, порой даже вопреки желаниям самих звезд, предполагает наличие некого публичного шоу, что в политике - деле серьезном - может выйти боком. В этой связи стоит вспомнить, под какой огонь критики попал тот же Саркози во время своего романа с Карлой Бруни, когда во Франции всерьез обсуждали, может ли глава государства так фривольно себя вести, не роняя при этом достоинства своей президентской должности.
Именно поэтому визит цу Гуттенбергов в Афганистан дал столько поводов для критики. Особенно рьяно на министра и его жену за их "гламурное путешествие на Гиндукуш" напустилась оппозиция в лице представителей СДПГ, "Зеленых" и "Левых". Председатель социал-демократов Зигмар Габриэль совершенно неожиданно опустился до элементарной грубости. "Я считаю эту поездку абсолютно неуместной, - отметил Габриэль. - Меня удивляют подобные манеры. Там не хватало только госпожи Катценбергер [немецкая телеведущая, на которою можно взглянуть, например, здесь - Lenta.ru]. По крайней мере, солдатам была бы польза". Генеральный секретарь СДПГ в Баден-Вюртемберге Петер Фридлих (Peter Friedrich) отметил: "Это чистое издевательство, когда наши солдаты используются в качестве статистов в рождественском выпуске мыльной оперы "Кен и Барби цу Гуттенберг"".
Глава фракции "Левых" в бундестаге Георг Гизи (Gregor Gysi) заявил в интервью Tagesspiegel: "PR-акция министра с привлечением супруги и ведущего ток-шоу не способствовала улучшению ситуации на Гиндукуше и популяризации миссии бундесвера, которую отвергают большинство немцев". Однако не только оппозиция, которая по должности обязана критиковать политиков правящего лагеря, обрушилась на цу Гуттенберга. Острой критике министр подвергся в немецких СМИ. Sueddeutsche Zeitung заявила об "эго-миссии на Гиндукуше". Frankfurter Rundschau возмутилась "превращением политики в рекламный ролик", и даже близкая к консервативным кругам Frankfurter Allgemeine Zeitung отметила, что цу Гуттенбергу следует внимательно следить за тем, чтобы в один прекрасный день его не стали путать с Томасом Готтшальком [ведущий популярного реалити-шоу "Поспорим, что…", в ходе которого недавно разбился один из участников, выполнявший опасный трюк - lenta.ru].
Впрочем, такая резкая реакция свидетельствует еще об одном феномене. В обществе, стремящемся к эгалитаризму, демонстрируемые министром обороны и его женой независимость, самоуверенность и некий аристократизм воспринимаются порой как пренебрежение и высокомерие. Как отмечает Welt, с появлением на политической сцене четы цу Гуттенбергов в немецкой политике закончилась эпоха напускной скромности. Цу Гуттенберги живут в Верхней Франконии в замке, который принадлежит семье с XIV века, а во время пребывания в Берлине располагаются на вилле в элитном районе Вестэнд рядом с Грюневальдом. Подобное многих ранит. Однако же это не повод, чтобы обвинять министра и его жену в самопиаре, тем более, что солдаты, которых цу Гуттенберги посетили в Афганистане, как пишет Spiegel, остались довольны и выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться с министром.