Две стороны одного ТВ

Чем отличаются концепции создания Общественного телевидения

Создание Общественного телевидения, которое может стать последним большим делом президента Дмитрия Медведева, вышло на финишную прямую. Если еще полгода назад мало кто представлял, как приспособить идею Общественного телевидения к российским реалиям, то сейчас готовы уже две концепции нового телеканала. Решать, каким будет Общественное телевидение, предстоит самому Медведеву.

По поручению президента, основные концепции ОТВ разрабатывали две группы: одна была создана советом при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, а другая - Министерством связи. Впрочем, в интервью "Коммерсанту" заместитель министра связи Александр Жаров заявил, что впрямую министерство концепцией не занималось, поэтому корректнее было бы называть эту структуру группой заместителя руководителя администрации президента Алексея Громова. Следовательно, одну концепцию можно называть "громовской", а другую - "федотовской" (совет при президенте возглавляет Михаил Федотов).

И "громовцы", и "федотовцы" должны были представить свои концепции до 1 марта и, похоже, выполнили поручение досрочно. Группа совета при президенте опубликовала свои наработки 20 февраля, а днем ранее в прессу просочились и подробности "громовского" проекта. Правда, сравнивать их не совсем корректно, поскольку одно дело - полная концепция, а другое - "слив" в прессе. По словам Жарова тому же "Коммерсанту", эксклюзив, опубликованный на сайте "Финмаркет", является "половинчатой информацией о том, что обсуждалось у Громова".

Более подробных сведений о "громовской" концепции общество (ради которого и затеяно новое телевидение) рискует вообще не получить: до мартовского "дедлайна" осталось всего ничего. Тем не менее, даже "половинчатая информация" дает представление о том, как предполагается финансировать телеканал, что он будет показывать и кем контролироваться.

Где показывают и за сколько?

По мнению "громовской" группы, создавать Общественное телевидение необходимо на полностью новой площадке. При этом канал будет внесен в перечень обязательных общедоступных и в мультиплекс из 9 цифровых каналов. Сколько времени понадобится на создание телеканала с чистого листа, не уточняется, но если речь идет о масштабном и долгосрочном проекте, то для этого потребуются месяцы, а возможно и годы.

В совете при президенте вариант "с нуля" даже не рассматривается. В концепции говорится, что для определения площадки базирования следует изучить разные варианты - от ТВЦ до "Звезды" и "России-2" (все три канала находятся под контролем чиновников). При этом отмечается, что окончательный выбор должен зависеть от трех параметров: рейтинга и охвата аудитории канала (чем они меньше, тем меньше зрителей будет против изменения формата ТВ), затрат на увеличение охвата и затрат на корреспондентскую сеть.

Таким образом, получается, что фаворитом за право стать Общественным телевидением является "Звезда": она уступает ТВЦ и "России-2" по среднесуточной доле (данные TNS), но при этом у канала есть разветвленная корреспондентская сеть, а охватывает "Звезда" всю территорию страны.

По прогнозу "громовской группы", на создание телеканала с нуля потребуется миллиард рублей, еще по несколько миллиардов в год планируется тратить на обеспечение деятельности телеканала. Эти деньги планируется собрать с помощью пожертвований, причем деньгами будут управлять не сами жертвователи, а управляющая компания. В Минсвязи считают, что круг жертвователей должен быть очерчен заранее - видимо, чтобы на телеканал под видом спонсоров не просачивались подозрительные компании.

Добровольно-принудительные пожертвования - вещь в России очень подозрительная. Достаточно вспомнить, как государственные компании спонсируют важные с социальной точки зрения спортивные клубы, например, футбольные "Томь" и "Крылья советов". Как правило, чиновники прямо требуют от госкомпаний направлять часть выручки на нужные им проекты. Однако что конкретно имелось в виду в "громовской" концепции, сказать сложно из-за того, что полностью вся информация о нем не доступна.

Понятно только, что группа отвергла все другие источники финансирования: и рекламу, и дотации из бюджета, и введение специальной платы со стороны владельцев телевизоров. В группе совета при президенте последний вариант также отвергли, но все другие в свою концепцию включили. Так, в совете считают, что на Общественном телевидении может появиться реклама (не более 10 процентов эфирного времени), оно может получать деньги напрямую из бюджета.

В группе вдобавок решили не брезговать ни спонсорскими деньгами, ни пожертвованиями (ограничив их суммой в диапазоне от тысячи до ста миллионов рублей), ни грантами. Наконец, самое важное: в Совете считают правильным обязать другие телеканалы отдавать на ОТВ по 5-7 процентов от рекламной выручки. Это решение, кстати, уже вызвало критику со стороны этих самых телеканалов. Так, гендиректор НТВ Владимир Кулистиков заявлял в интервью "Известиям", что такая схема вернет телеканалы в 1990-е годы и будет способствовать возникновению очередных "серых" схем.

Кроме того, сборы в пользу Общественного телевидения могут быть восприняты другими телеканалами как своего рода плата за освобождение от морально-нравственных обязательств ТВ. Ведь если все не дающие рейтингов, но "умные" передачи с Первого, "России" и НТВ переедут на ОТВ, владельцы телеканалов смогут решить, что теперь на их место можно поставить программы, способные гарантированно приносить доход: "Аншлаги", "Чистосердечные признания" и бесконечные сериалы про ментов. И уже из этого дохода платить "общественникам".

Кто показывает?

Общественное телевидение отличается от обычного не только источниками финансирования и темами, но и так называемым общественным контролем. В группе под руководством чиновника из администрации президента считают, что такой контроль должен осуществлять специальный совет. В него будут входить представители президента, Федерального собрания, Общественной палаты, религиозных конфессий, причем места им будут предоставлены по специальной льготе.

Совет этот, помимо управления редакционной политикой, будет отбирать кандидатов на должность главного редактора и гендиректора телеканала: по словам Александра Жарова, предполагается, что это будет один человек. Утверждаться же кандидатура будет либо президентом, либо Федеральным собранием. Контролировать этого гендиректора-главреда будут правление и совет директоров. Кроме того, предполагается введение наблюдательного совета, который будет следить за финансами.

В совете при президенте подошли к этому вопросу чуть иначе. "Федотовцы" считают, что руководить каналом должен Попечительский совет и избираемый им гендиректор. В Попечительском совете, по мнению экспертов группы, будет 12 человек, избираемых на четыре года. "Членами Совета не могут быть лидеры партий, депутаты Федерального Собрания, государственные служащие, сотрудники других телерадиокомпаний и интернет-СМИ, а также лица, занимающиеся на момент избрания в Попечительский совет производством медиаконтента для государственного, коммерческого или общественного вещания", - предупредили "федотовцы".

Таким образом, концепции Общественного телевидения в России отличаются по целому ряду принципиальных пунктов - будь то финансирование или управление ТВ. Какой формат в итоге изберет президент, непонятно. В любом случае, для создания телеканала потребуется именно его политическая воля, ведь после мартовских выборов новый руководитель страны тему может замять. Ну или просто отправить общественное телевидение в долгое плавание обсуждений и согласований.