Президент РФ Дмитрий Медведев впервые встретился с лидерами незарегистрированных партий. Раньше Кремль успешно игнорировал несистемную оппозицию. Главной темой обсуждения стала политическая реформа, которая предусматривает упрощение регистрации партий. В ожидании юридической оттепели некоторые партии стали активнее проявлять интерес к легализации.
20 февраля Дмитрий Медведев созвал в свою резиденцию в Горках представителей партий, которые ранее предпринимали безуспешные попытки зарегистрироваться, или тех, кто к моменту встречи эту регистрацию уже потерял. На встречу, в числе прочих, позвали Владимира Рыжкова, Бориса Немцова (оба - сопредседатели Партии народной свободы) и Сергея Удальцова ("РОТ-Фронт"), которым, можно сказать, пришлось представлять "рассерженных горожан" с Болотной площади и проспекта Сахарова. Кроме того, Дмитрий Медведев пригласил председателя "Партии дела" Константина Бабкина, который вместе с партийцами участвовал в шествии по Большой Якиманке.
Остальных участников встречи проще было бы представить себе на "антиоранжевом" митинге на Поклонной горе, чем на акции "За честные выборы". В числе гостей оказались лидер "Народного союза" Сергей Бабурин, сопредседатель партии "За нашу Родину" Михаил Лермонтов, председатель партии "Курсом правды и единения" Юрий Москалев, руководитель "Партии возрождения России" Геннадий Селезнев, глава "Зеленых" Анатолий Панфилов и лидер партии "За женщин России" Галина Хавраева.
Встреча проходила за закрытыми дверями, поэтому о содержании разговора известно только со слов присутствующих. Медведев поинтересовался мнением собравшихся о своих законопроектах. Все они согласились с президентом, что выборы губернаторов нужно возвращать, а регистрацию партий - упрощать. Вдобавок Сергей Удальцов высказался за возвращение избирательных блоков, но наткнулся на предсказуемую реакцию президента. Тот сказал, что про это "надо думать".
В целом, складывается впечатление, что Медведев не собирался отступать от заявленной темы мероприятия и был готов обсуждать только свои законопроекты. Тем не менее, оппозиционеры передали ему список политзаключенных, которых они требуют освободить. "Он сказал, что не вполне ясно, кто такие политзаключенные", - передал слова президента Владимир Рыжков. Ранее и премьер-министр Владимир Путин говорил, что политзаключенных в России нет. Медведев, однако, пообещал ознакомиться с делами каждого человека из представленного списка. Важно и то, что президент согласился с тем, что для помилования признание вины со стороны осужденного не обязательно.
Разговор то и дело возвращался к обсуждению законопроектов. Итогом встречи стало то, что всех присутствующих позвали в рабочую группу во главе с первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным, который сменил на этом посту Владислава Суркова. С одной стороны, это можно назвать победой, поскольку внесистемную оппозицию впервые привлекли к работе по реформированию политической системы. С другой стороны, группу возглавляет Володин, главный идеолог Общероссийского народного фронта Владимира Путина. Премьер-министр, который оппозиционеров вообще на дух не переносит, ранее говорил, что Немцов с Рыжковым, "поураганившие в 1990-е" идут во власть только, чтобы "пополнить свои карманы".
"Чтобы похоронить проект, идею, нужно создать рабочую группу", - заметил после встречи лидер "Другой России" Эдуард Лимонов, которого на встречу не позвали. Лимонов, кстати, пытался зарегистрировать свою "Национал-большевистскую партию" (ныне запрещенную), еще когда политическое будущее Дмитрия Медведева предсказать не взялся бы ни один астролог.
Состав участников собрания вообще выглядит странным. В глаза бросается отсутствие лидера Российского народно-демократического союза Михаила Касьянова и руководителя "Великой России" Андрея Савельева. Если Лимонов и сам бы не пошел на встречу с президентом, то Касьянов и Савельев смотрелись бы за одним столом с Медведевым вполне органично. Впрочем, их отсутствие можно объяснить тем, что Путин в декабре рассказал, как Касьянова называли жуликом. Савельев же недавно вышел из "Родины - КРО" Дмитрия Рогозина, который занял пропутинскую позицию.
На фоне приближающегося упрощения процедуры регистрации партий (минимальная численность которых сокращается до 500 человек) некоторые из них начали активизироваться. Причем Демократическая партия России и "Зеленые" даже не стали дожидаться либерализации законодательства. Как объяснил лидер ДПР Андрей Богданов, в партии хватит людей, чтобы получить регистрацию и сейчас. По текущему законодательству, в партии должно быть не менее 40 тысяч членов. "Зачем нам регистрироваться в мае? Нам незачем оттягивать этот момент. Иначе мы все лето проспим", - объяснил такую поспешность лидер "Зеленых" Анатолий Панфилов. Обе будущие партии ради возрождения выходят из других, зарегистрированных партий: Демпартия покидает "Правое дело", а "Зеленые" - "Справедливую Россию".
И ДПР, и "Зеленые" появились в России еще в 1990-х годах. Наибольшего успеха демократы добились на самых первых выборах в Госдуму, получив 14 мест по партийному списку и одного одномандатника. "Зеленые", которые раньше назывались движением "Кедр", такими успехами похвастаться не могут. Максимум, на который оказалась способна эта партия - одно место в самарской областной думе по итогам выборов 2007 года. Зато "Зеленые" известны своей лояльностью к действующей власти. Так, в 2008 году они вместе со справоросами поддерживали Дмитрия Медведева, а теперь собираются участвовать в митинге за Владимира Путина.
Регистрации добивается и Республиканская партия России во главе с Владимиром Рыжковым. Организация также появилась еще в 1990 году, но Рыжков в нее пришел только в 2005-м. С РПР сложилась небывалая ситуация. В 2007 году Верховный суд РФ ликвидировал ее из-за несоответствия численности закону. Спустя четыре года Европейский суд по правам человека отменил это решение, и Рыжков потребовал, чтобы Минюст немедленно вернул регистрацию. Министерство же в ответ заявило, что РПР должна пройти регистрацию в общем порядке, то есть заново созвать учредительный съезд и так далее. Таким образом, Минюст отказался выполнить решение ЕСПЧ. На встрече с Медведевым Рыжков снова обратил внимание на ситуацию с РПР. Президент, в свою очередь, пообещал "напомнить" об этом главе министерства Александру Коновалову.
В целом список приглашенных к Медведеву можно рассматривать как демонстрацию того, какие партии в ближайшее время могут рассчитывать на регистрацию. Кремль дал понять, что точно не появится ни "Другой России", ни "Великой". В то же время власти готовы выпустить в легальное поле партию "Курсом правды и единения", которая в своем интернет-магазине торгует футболками с изображением Сталина, или никому неизвестную партию "За нашу Родину". С другой стороны, появление любой новой партии - это какое-никакое оживление в политической жизни, а именно этого и добивался Медведев. Оппозиционеры же заранее опасаются, что партий станет так много, что они сольются в одну безликую массу.