Россия
14:16, 23 мая 2012

Белый Кремль Путин окружил себя бывшими министрами

Президент Владимир Путин 21 мая огласил состав нового правительства, а 22-го - окружил себя в Кремле теми экс-министрами, которым не досталось места в правительстве Дмитрия Медведева. Переезд "отставников" из Белого дома в Кремль ставит под вопрос не только самостоятельность кабинета Медведева, но и является ярким свидетельством миграции центра власти в России.

Владимир Путин за годы своего пребывания во власти показал себя последовательным и неуступчивым руководителем. Эта его черта ярко проявилась, в частности, в том, что "своих" Путин не сдавал почти никогда, возведя в абсолют принцип "несменяемости" правительства. Даже в случае, если на чиновников выливали ведра компромата, а в подведомственной им отрасли наблюдался полнейший развал, Путин оберегал их, защищая по мере возможности от критики и отставок. Но и после отставки президент-премьер подыскивал им теплое местечко, пускай и в организации типа Совбеза, вернуться откуда в действующие чиновники удалось лишь Сергею Иванову.

К началу третьего президентского срока Путина у критиков правительства накопилось значительное количество претензий к ряду министров. Возникла дилемма чисто путинского толка: скопом отправить их всех в отставку - неприемлемо (за одного битого, как известно, двух небитых дают… ), а оставлять под началом Дмитрия Медведева - лишить последнего возможности сформировать правительство хотя бы для галочки. Тогда Путин поступил просто: забрал большую часть "своих" в Кремль, предоставив Медведеву управлять их бывшими замами и небольшим количеством "новеньких".

В результате самые критикуемые министры из правительства Путина-премьера получили, по крайней мере на первых порах, статус помощников Путина-президента. В Кремль переедут экс-министр здравоохранения Татьяна Голикова, экс-глава Минобразования Андрей Фурсенко, экс-глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и Юрий Трутнев, ранее возглавлявший Минприроды. И даже бывший руководитель Минтранса Игорь Левитин получил пост советника президента РФ, а экс-глава МВД Рашид Нургалиев - должность заместителя секретаря Совета безопасности РФ.

Ранее во главе администрации президента уже обосновались Сергей Иванов и другие чиновники, так что можно сказать, что с переброской в Кремль значительной части правительства Владимира Путина формирование администрации президента завершено. В этой теплой компании не нашлось места лишь Игорю Сечину, но он получил пост главы "Роснефти". И еще не известно, считать ли это понижением, а вот для администрации президента решение о переводе Сечина в бизнесмены скорее благо. В результате переезда Путина в Кремль структура администрации президента усложнилась, так как у главы администрации появились два первых заместителя вместо одного, а также три простых заместителя (вместо двух).

Разбрасываться кадрами Путин не привык, да и опыт бывших министров может пригодиться ему и в Кремле. Однако подобное решение бюрократической дилеммы вызывает, прежде всего, недоумение. Владимир Путин много говорил перед выборами о том, что Россия стоит на грани рывка в счастливое завтра. Ей предстоит совершить очередной экономический скачок, преодолеть технологический разрыв и далее по списку. Между тем создание альтернативного правительства, фактически миниатюрного Белого дома в Кремле, ставит под вопрос не только модернизаторскую риторику, но и перспективы правительства Дмитрия Медведева, значительная часть которого состоит из преемников "новых кремлевских".

Бывший министр финансов России Алексей Кудрин, человек с немалым аппаратным опытом, также уверен, что кадровая политика Путина свидетельствует о намерении национального лидера лично "принимать решения по ключевым вопросам". В результате получившейся конструкции администрация президента будет оказывать значительное давление на деятельность правительства, где осталась не только часть команды Путина (Сердюков, Лавров и Силуанов), но и почти все освободившие вакансии заняли бывшие подчиненные переведенных в Кремль министров. Среди помощников президента, скорее всего, будут распределены сферы ответственности согласно ранее занимаемым должностям. И в результате они получат возможность влиять на деятельность министерств как формально, так и неформально, через личные связи.

Более того, такой расклад даже позволяет предположить, что администрация президента будет вырабатывать стратегию, а на долю правительства останутся лишь технические решения. Степень самостоятельности правительства Медведева в этом случае представляется крайне ограниченной. Впрочем, подобное развитие событий все же представляется сомнительным. Скорее, переезд бывших министров в Кремль был произведен с целью стабилизировать систему, для подстраховки. Насколько удачно и как долго будет функционировать такая конструкция, станет известно уже в ближайшее время.

Дело в том, что Дмитрий Медведев - фигура гораздо более самостоятельная (в аппаратном смысле, не в политическом), чем того хотелось бы его критикам; это чиновник со своей идеологией. Можно не сомневаться, что у его правительства хотя бы в сфере экономики появятся новые, отличные от путинских установки, такие как, например, приватизация и повышение госрасходов. Последнее, в частности, подтвердил накануне первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что "без дополнительных расходов нам не обойтись". Подобные заявления идут вразрез с поддерживаемым Владимиром Путиным курсом на бездефицитный бюджет (не в ущерб "социалке", впрочем) и культивируемой Минфином (после отставки Кудрина ведомство возглавил его заместитель Силуанов) идеологии жизни по средствам. Медведев же показал себя сторонником наращивания госрасходов (именно из-за критики запланированных им трат на армию лишился поста Кудрин), которое чревато, в случае падения цен на нефть, потерей управляемости, урезанием расходов на социалку и, как следствие, недовольством лишенного льгот населения.

Пока же переброска в администрацию президента значительной части бывших правительственных чиновников показала, что Дмитрию Медведеву лишь отчасти удалось сформировать свое правительство, и совсем не удалось - команду. Возможно, впрочем, что такую задачу перед собой премьер никогда и не ставил.

< Назад в рубрику