Бумажник под микроскопом

Российские банки обяжут делиться с США информацией о вкладах американцев

Офис налоговой службы в Вашингтоне (IRS)
Фото: Bloomberg / Getty Images / Fotobank

Правительство России поддержало законопроект, который разрешает банкам «сливать» информацию об американских вкладчиках регуляторам США. По сути, речь идет об узаконивании практики, которой банки все равно будут вынуждены следовать из-за изменений в американском законодательстве. В противном случае им (и их вкладчикам) грозят существенные финансовые потери. Все это означает, что банковская тайна в России по отношению к владельцам депозитов из США не будет соблюдаться в полной мере. В России это решение было воспринято финансистами как часть санкций, введенных против нашей страны в связи с событиями на Украине. Что, конечно, в корне неверно. Ведь в аналогичную ситуацию попали и другие страны. В том числе, государства Евросоюза и Китай. Для отечественной банковской системы ущерб от этих законодательных изменений может оказаться ощутимым.

Замысел создать систему, подобную FATCA (Закон о налогообложении иностранных счетов), возник после глобального финансового кризиса 2008 года. Тогда американская администрация столкнулась с необходимостью пополнять бюджет. При том, что десятки, если не сотни тысяч состоятельных граждан этой страны всеми силами пытались уйти от налогов, размещая свои средства в иностранных банках — от швейцарских до расположенных на Каймановых островов.

Система FATCA может нанести ущерб российским финансовым организациям в любом случае. Например, если российский банк захочет купить казначейские ценные бумаги США, ему придется отказаться от 30 процентов прибыли по процентным выплатам и дивидендам. Частные инвесторы, использующие российские банки для своих операций, также должны будут платить штраф. Впоследствии они в праве потребовать от американцев возмещения убытков, но могут столкнуться с различными бюрократическими препонами. По некоторым оценкам, потери для финансовой системы России могут оказаться даже больше, чем от вызванных политическими спорами санкций.

С практикой ухода от налогов американскими гражданами администрация США борется давно. В последнее время скорее успешно, чем нет: Соединенные Штаты имеют достаточно рычагов для давления на иностранные банки. Ведь большая их часть ведет какие-то дела в Америке. И если такие кредитные учреждения откажутся сотрудничать, их могут ждать серьезные неприятности. Многие крупнейшие иностранные банки уже согласились выдать списки своих американских вкладчиков Белому дому. Другие попали под судебные иски. И процессы продолжаются до сих пор. Очередной из них, который регуляторы ведут против Credit Suisse, завершился новой победой финансовых властей Америки. Банк выразил готовность признать свою вину в сокрытии информации от IRS (Американская налоговая служба) и заплатить гигантский штраф в 2,5 миллиарда долларов.

Тем не менее разбирательства по каждому делу в ручном режиме не по силам даже американским налоговикам. В некотором смысле автоматизировать эту работу и призван документ, получивший название FATCA. Он регулирует отношения налоговиков со всеми иностранными банками и прочими финансовыми институтами, которые оперируют средствами американских резидентов.

Система была создана в 2010 году. А к началу 2013 года она претерпела ряд изменений. Большая часть из них как раз из разряда «закручивания гаек». К примеру, в прошлом году были пополнены списки видов финансовых институтов, подпадающих под действие данного закона. Теперь, в соответствии с FATCA, иностранный финансовый институт, работающий с американскими вкладчиками или инвесторами, обязан заключить соглашение с IRS либо напрямую, либо через страну своей дислокации. После этого он должен провести анализ существующих счетов физических и юридических лиц, изменить процедуры приемки новых клиентов и предоставлять сведения о счетах американских налогоплательщиков Налоговой службе США.

В случае если это не будет выполнено, все платежи с территории США, сделанные в отношении таких институтов, будут облагаться налогом в 30 процентов. Собирать этот налог обязаны банки и инвесткомпании, которые уже участвуют в системе FATCA. После этого они должны будут перечислять полученные средства в американский бюджет.

Список иностранных финансовых институтов (ИФИ), от которых требуется сотрудничество с властями США, довольно широк. Во всяком случае, он не сводится к одним только коммерческим банкам. Хотя они и находятся там на первом месте по значимости. К ИФИ, по американскому законодательству, также относятся депозитарии (держатели финансовых активов от имени третьих лиц), страховщики, инвестиционные компании (хедж-фонды, управляющие активами, брокеры, инвестиционные консультанты) и холдинги.

Для разных счетов в ИФИ введены разные правила мониторинга. К примеру, счет размером менее 50 тысяч долларов можно не проверять до тех пор, пока он этот лимит не превысит. Счета размером от 50 тысяч до миллиона долларов подлежат электронному мониторингу, а миллионные и выше — расширенному. Для юридических лиц верхняя граница «зеленой зоны» без проверок составляет 250 тысяч долларов. В случае, если банк обнаружит, что счет может принадлежать американцу, он вправе обратиться за всей необходимой информацией в компетентные органы США.

Некоторые из этих правил, впрочем, заработают только через несколько лет. Скажем, выручка от продажи американских активов будет облагаться налогом с начала 2017 года. В тоже время доходы, полученные на территории США, должны регулироваться финансовыми организациями, осуществляющими эти транзакции уже сейчас. При этом каждый финансовый институт должен назначать ответственного сотрудника, который будет контактировать с американскими регуляторами и уполномоченными ими банками по вопросу передачи информации или перечисления 30-процентного налога.

Интересно, что в России американская инициатива была с самого начала воспринята в штыки. Финансовые организации и политики увидели в ней ущемление национального суверенитета. В связи с конфликтом из-за Украины и принятия санкций против России переговоры по присоединении страны к FATCA заглохли. Сейчас, однако, Центробанк вернулся к этому вопросу.

Сохраняется недовольство и на уровне финансовых организаций. Так, на днях Национальная лига управляющих обратилась к ЦБ с просьбой прояснить ей положения закона, а также заявила об угрозе, которую FATCA представляет для «прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных».