Новости партнеров

Кино недели: пока Михалков вспоминает прошлое, молодежь оттягивается на «Выпускном»

Пятничный спойлер от Геннадия Устияна

Изображение: фрагмент постера к фильму «Дракула»

На этой неделе выходят целых три российских фильма, но кажется, что они сняты в разных странах для зрителей, которые не встретятся в жизни никогда. Жалко, что всех уберет по сборам приквел «Дракулы», который универсален и лишен индивидуальности настолько, что заставляет задуматься о последствиях стирания границ в глобалистском мире.

«Дракула»

По сделанным начиная с 1931 года студией Universal экранизациям истории о вампире, который приплыл в Лондон из загадочной Трансильвании и встретил там симпатичную девушку Мину, можно проследить менявшиеся вкусы нескольких поколений. Предыстория про Влада Цепеша идеально вписывается в эту хронологию — в современном киномире, где господствует Голливуд, главный кровосос в истории должен быть достаточно «положительным», чтобы не отпугнуть подростковую аудиторию хоть в Китае, хоть в Бразилии, то есть, в странах с большим населением и быстро развивающимся кинорынком.

Влад Цепеш в интерпретации дебютанта Гари Шора (в том, что режиссера, снимавшего до сих пор только рекламу, допустили до пересказа главной ценности Universal, уже есть символическое напоминание, что Голливуд жаждет новой крови) в меру кровожаден — в самом начале его показывают среди насаженных на колья врагов, но только потому, что его маленькому и гордому княжеству вечно грозят супостаты. Зрители бы еще хоть как-то посочувствовали Дракуле, играй его актер поизвестнее и поопытнее. Но, простите меня немногочисленные поклонники Люка Эванса, ваш Эванс не звезда, не говоря уже о том, что ему катастрофически не идут накладные клыки. Для актера, играющего вампира номер один, это совсем беда. Несмотря на все это, «Дракула» обязательно возглавит таблицы кассовых сборов во всех развивающихся странах, потому что тамошние подростки «Носферату» не смотрели и в киноманских тонкостях разбираться не обязаны.

«Выпускной»

Странную дату выхода очередной «народной» комедии, желающей нажиться на моде на недавно начавший процветать «среднебюджетный сегмент» нашего кино, можно объяснить только тем, что «Выпускной» не успели сделать к июню, когда этому фильму и место. Единственное, публика может уже слегка устать от перепевов хорошо прошедшей у нас трилогии «Мальчишник в Вегасе», а также российских «Горько!» и «Корпоратива». Стоят такие фильмы недорого — молодые неизвестные актеры плюс ящик водки, вот и все затраты. Местами «Выпускной» пытается шутить на тему межпоколенческого конфликта (представления родителей и детей о том, как надо веселиться при окончании школы, диаметрально противоположны), но тут всем правят местами смешные, местами не очень гэги на тему все того же утреннего неизбежного похмелья с попытками вспомнить, кто же вчера кому засандалил. Выпускать такое кино каждые две недели — перебор даже для тех зрителей, которые именно так, как показывают авторы этого не самого оригинального фильма, понимают «отдых в пятничный вечер».

«Кино про Алексеева»

Про российское артхаусное кино последние лет пятнадцать принято говорить, что оно снимается в никуда, для внутреннего фестивального потребления. На последнем «Кинотавре» тенденция поменялась — выходящие этой осенью фильмы, чьи премьеры прошли на главном российском кинофестивале, вполне зрительские и при этом хорошо сделаны. Александр Збруев, практически не игравший в кино целых десять лет, потому что, как он сам говорит, предлагали ерунду, наконец сыграл стоящую его роль барда второго эшелона, для которого песни в лесу под гитару были скорее образом жизни, чем серьезным занятием. Через несколько десятилетий опустившегося музыканта приглашают на радио, где сам Макаревич признается, что «трудно переоценить» влияние Алексеева на его творчество. Режиссер Михаил Сегал снял фильм о поколении, которое не перестроилось четверть века назад, и слава богу, что снял именно сейчас, пока еще есть актеры, помнящие «ту жизнь» и адекватные «этой».

«Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день»

Стив Карелл все-таки хороший комедийный актер, раз он вытаскивает это детское кино так, что после него выходишь из зала в хорошем настроении. В фильме, снятом по написанной в 1970-х книге Джудит Виорст, вместо сюжета — бессмысленные хлопоты. Герой Карелла, безработный отец семейства, ходит на собеседования с самым младшим сыном, который вместо «мама» или «папа» говорит «пама», старший сын проваливает экзамен по вождению и ссорится с девушкой, средний загадывает, чтобы родственники хоть один день прожили так, как он — всю свою недолгую невезучую жизнь. Американцы называют такое кино feelgood movie, у нас говорят «позитив», в общем, это тот самый фильм для просмотра с детьми, которым пока рано смотреть на посаженных Владом Цепешем на кол лузеров.

«Солнечный удар»

Когда приходится писать о новом фильме Никиты Михалкова, трудно не проводить параллели между выбором и подачей материала режиссера и его общественной деятельностью. «Солнечный удар» консервативен, как и публичная фигура Михалкова, но если вспомнить, что человеку 68 лет, странно ожидать, чтобы он снимал клипы группе Pussy Riot, например. Михалков этим снятым по Бунину фильмом позиционирует себя как не интересующегося современностью классика, который тоскует по медленной, полной чувств и ощущений царской России и оплакивает ее крах. Другое дело, что его сентиментальность, в которой в последнее время появилось даже что-то дамское, уводит режиссера в сторону трехчасового любования столовыми сервизами и летящим по ветру платком, вместо того чтобы проговорить действительно важные вещи о том, почему старое мироустройство рухнуло. У Михалкова, конечно, много поклонников, которые пойдут в кино, но в ситуации, когда молодежь выберет посмеяться над героями «Выпускного», а киноманы — думать на «Кино про Алексеева», «Солнечный удар» попадает в яму между двумя основными аудиториями.

«Как украсть бриллиант»

История с таким сюжетом скорее могла случиться в России — вышедший на пенсию герой Пирса Броснана узнает, что зря работал всю жизнь, потому что глава компании решил оставить его без пенсионных накоплений. Разозленный Бонд на пенсии едет со своей бывшей женой (Эмма Томпсон) в Париж, где планирует ограбление невесты бывшего начальника.

Если хорошенько покопаться в памяти, выяснится, что по-настоящему хороших криминальных комедий с женщиной в роли одного из грабителей не так много: «Как украсть миллион?», «Рыбка по имени Ванда», еще пара, — так что Броснан и Томпсон на верном пути. Сценарий весь фильм намекает на возможное воссоединение бывших супругов, чтобы дать обратный ход, Томпсон отлично отыгрывает партию разбитной независимой разведенки, а Броснан издевается над своим давно надоевшим всем имиджем. Если вам нужен фильм, где и качество, и комедия, и любовь, и криминал — сходите лучше на «Как украсть бриллиант», чем на «Дракулу», который просто оказался удлиненной версией собственного трейлера.