В начале февраля кабинет министров принял решение об исключении из федерального закона «О континентальном шельфе» указания о необходимости госпрограммы по его разработке и исследованию. Мотивация, в целом, понятна: в стране кризис, цены на нефть, равно как и курс рубля, по-прежнему неустойчивы, и к тому же, по мнению правительства, вопросы освоения шельфа затрагиваются в других государственных программах, касающихся судостроения, воспроизводства и использования природных ресурсов, исследования Арктики и многих других.
Практически одновременно с этим в СМИ появилась информация, что уже в марте Государственная Дума может рассмотреть законопроект, внесенный парламентами двух российских регионов — Астраханской области и Ненецкого автономного округа. Депутаты просят предоставить право на разведку и добычу нефтяных богатств российского шельфа частным компаниям. Как известно, в настоящее время допуск к соответствующим работам формально имеют только компании, подконтрольные государству и работающие на шельфе не менее пяти лет. В России на данный момент таких компаний де-юре всего две — «Роснефть» и «Газпром», но, по мнению региональных парламентариев, ни та ни другая не заинтересованы в увеличении темпов шельфовой добычи, поскольку обладают огромными запасами нефти и газа на суше.
На самом деле как «Газпром», так и «Роснефть» даже в условиях ужесточения западных санкций не только не собираются останавливать добычу и геологоразведку на шельфе, но и, напротив, будут реализовывать новые проекты — причем при активнейшем участии российских регионов, которые сами непосредственно заинтересованы в шельфовой разведке.
Так, например, совсем недавно состоялись слушания в поселке Искателей все того же НАО, на которых «Роснефть» представила программы комплексных геофизических исследований на семи участках Баренцева моря, где у компании есть лицензии на добычу ресурсов (столько же, семь участков, теперь в этом регионе и у «Газпрома» — после того как компания Алексея Миллера заплатила в бюджет 920 миллионов рублей за право разработки и добычи сырья на Северо-Западном участке).
Геофизические исследования в Арктическом бассейне в ходе нефтегазодобычи — вообще крайне важный вопрос. И совсем не просто так «Роснефть» участвует в общественных слушаниях и, скажем, готова вложить за ближайшие три года более ста миллиардов рублей в исследования и разработку Магаданского шельфа в зоне Охотского и Чукотского морей. Правда, здесь интересы нефтяников сталкиваются с интересами отечественной рыбной промышленности. Особенно в Охотском море, которое с марта 2014 года, по решению ООН, считается полностью российским.
Вот что говорит председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов: «Огромные нефтяные запасы, сосредоточенные в Охотском море, при их неправильном освоении представляют немалую угрозу для рыбаков. Там, где добывают нефть, рыбы быть не может… Необходимо соблюсти баланс между рыбаками и нефтяниками, чтобы не нанести непоправимый урон основному в плане рыболовства морю России».
Прибыль от арктической нефти получают многие российские регионы. И речь не только о Магадане, чей губернатор Владимир Печеный, занимающий высокое одиннадцатое место в рейтинге эффективности губернаторов ФоРГО, всерьез рассчитывает, что именно вверенная ему территория станет основной береговой базой для добычи на охотском шельфе, но и, к примеру, о Сахалине, где совсем недавно была запущенакрупнейшая в России морская нефтяная платформа «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги. На очереди еще несколько проектов.
В накладе не останется и Мурманск. Недавно в ходе встречи с губернатором Мариной Ковтун замминистра транспорта РФ Виктор Олерский заявил: «Для вывоза нефти с шельфовых месторождений необходимы транспортные суда усиленного ледового класса и ледоколы… Логичнее всего организовать перевалку нефти здесь, в незамерзающем глубоководном порту Мурманск. Он будет основной точкой перевалки наливных грузов из арктических морей». А это, как легко догадаться, сотни новых рабочих мест для приполярной экономики.
Игорь Сечин и его структуры, кстати, интересуются не только Арктикой, но и югом России, в частности Дагестаном. Именно на «дочку» «Роснефти», ОАО «Роснефть-Дагнефть», приходится основная доля в разработке республиканской нефти. Правда, в последние пару лет добыча на месторождениях снизилась. Как поясняют в правительстве республики, это связано не только с истощением и обводненностью имеющихся скважин, но и с отсутствием геологоразведочных работ, которые позволили бы ввести в строй новые скважины на суше.
В этих условиях активизация разработки каспийского шельфа является приоритетной как для «Роснефти», так и для республики. На последнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2014) Сечин и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов подписали соглашение, рассчитанное до 2018 года. Один из ключевых пунктов — разработка соответствующей программы и участие «Роснефти» в аукционе за право пользования месторождением «Инчхе-море».
Конечно, при нестабильной цене на нефть в столь амбициозных планах есть свои риски. По словам старшего научного сотрудника Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова, рентабельность каспийской шельфовой нефти сохраняется при стоимости в 55-60 долларов за баррель — то есть того, что сейчас наблюдается на рынках, и то после «отскока» с достаточно неясными перспективами. Однако потенциальный экономический эффект и прибыль от разработки каспийских богатств оправдывают все риски, создавая «зоны роста» для прилегающих регионов.
Так, согласно подписанному в ноябре распоряжению председателя российского правительства Дмитрия Медведева, в Наримановском районе Астраханской области будет создана специальная ОЭЗ (особая экономическая зона — прим. «Ленты.ру»), основной задачей которой станет содействие разработке нефтяного каспийского шельфа. Как утверждает астраханский губернатор Александр Жилкин, проект потребует немалых капиталовложений — только на производственную базу нужно более 10 миллиардов долларов. Впрочем, потенциальный экономический эффект способен привлечь самых разных инвесторов. «Сейчас ведем в этом направлении переговоры с Китаем, Индией и потенциальными западноевропейскими партнерами. Компаниям из СНГ и российским предприятиям, занятым в разработке шельфа Каспия, проект также интересен», — говорит губернатор.
Еще один крайне интересный для нефтяников регион — это Калининград. Тут «дочка» «Лукойла» с 2004 года разрабатывает месторождение «Кравцовское», и в связи с этим правительство может выдвинуть законопроект о предоставлении частным ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям — прим. «Ленты.ру») лицензий на право пользования участками балтийских недр. Министр экологии и природных ресурсов Сергей Донской в интервью РИА Новости прямо заявлял, что де-факто одобрение законопроекта выгодно только «Лукойлу».
Есть, разумеется, и здесь свои подводные камни, в частности вопрос о том, насколько добыча нефти в районе Зеленоградска и Куликово, во-первых, способна соответствовать экологическим требованиям, а во-вторых, как это будет в итоге коррелировать с созданием в самом западном регионе России игорной зоны «Янтарная». Губернатор области Николай Цуканов уверяет, что эти планы никак не помешают друг другу: «Мы проконтролируем все этапы реализации данного проекта с точки зрения экологии».
Правда, стоит учесть положение самого Цуканова, далеко от идеального в глазах федеральной власти, о чем свидетельствует его позиция в рейтинге эффективности губернаторов. Кроме того, всего за несколько дней до процитированного заявления Николай Николаевич не нашел ничего лучше, чем ответить на вопрос журналистов о планах разведки на участках Д-29 и Д-41 следующим образом: «Я тоже видел эту платформу, причем вечером, очень красивый пейзаж снял на телефон… По крайней мере, я об этом ничего не знаю, что там собираются бурить на таком близком расстоянии от берега. Но я уточню обязательно».
Как бы дальше ни развивалась ситуация с санкциями Запада, как бы ни менялись цены на нефть и рейтинг эффективности губернаторов, ясно, что разработка нефтегазоносных богатств российского шельфа (с опорой прежде всего на собственные силы, пусть и при участии иностранных партнеров) — ключевое направление развития отечественной экономики и социальной сферы. Причем не только на ближайшие годы, но и на десятилетия.