Во вторник, 16 февраля, суд обязал Apple разблокировать iPhone одного из преступников, в декабре прошлого года устроивших перестрелку в калифорнийском городе Сан-Бернардино. Однако в открытом письме глава компании Тим Кук отказался это сделать, ссылаясь на необходимость защиты данных пользователей. В войне с ФБР Apple уже поддержали Google, WhatsApp и Эдвард Сноуден. «Лента.ру» разбирается в самом громком IT-скандале десятилетия.
С чего все началось?
В рамках расследования расстрела мирных жителей террористами в Сан-Бернардино ФБР попыталось получить доступ к iPhone одного из преступников — Сайеда Фарука. Ведомство обратилось в суд за ордером, обязывающим Apple оказать помощь во взломе пароля устройства. Соответствующее судебное предписание было выдано 16 февраля.
Чего требует ФБР?
Силовики попросили Apple установить на iPhone террориста новый «системный файл информации» (System Information File) — по сути, специальную прошивку поверх iOS, облегчающую взлом смартфонов Apple.
Стрельба в Сан-Бернардино, устроенная Сайедом Фаруком (Syed Farook) и Ташфиной Малик (Tashfeen Malik), произошла 2 декабря. Преступники ворвались в конференц-зал центра социального обеспечения и открыли огонь по людям, находившимся в помещении. В результате атаки погибли 14 человек, еще 21 человек получил ранения. Нападавшие были ликвидированы в ходе перестрелки с сотрудниками правоохранительных органов. ФБР квалифицировало произошедшее как теракт.
Сегодня владелец гаджета может включить в настройках функцию стирания данных, если пароль был неправильно введен 10 раз. ФБР же хочет не допустить удаления потенциально важной для расследования информации.
Известно, что на iPhone Фарука был установлен четырехзначный пароль. Значит, для взлома нужно перебрать примерно 10 тысяч комбинаций, что займет у специалистов ФБР очень много времени. Поэтому от Apple требуют сделать так, чтобы пароль мог подобрать компьютер.
Почему Apple не хочет помогать ФБР?
Вскоре после выдачи судебного предписания глава Apple Тим Кук опубликовал на сайте компании открытое письмо, призвав пользователей стать участниками дела. Он также сообщил, что компания оспорит решение суда.
Кук напомнил, что ФБР уже обращалось к ним вскоре после трагедии, и Apple обеспечила силовиков всей имеющейся в распоряжении компании информацией. «Но сейчас правительство США просит то, чего у нас нет, и то, что опасно создавать — "лазейку" в iPhone», — говорит он.
«Такое программное обеспечение, которого, к слову, пока не существует, сможет разблокировать любой iPhone, окажись оно в руках злоумышленника, — объясняет Кук. — И хотя правительство требует это лишь для конкретного случая, нет никакой гарантии, что лазейкой не злоупотребят в дальнейшем».
По словам главы Apple, подобная технология станет «своеобразным мастер-ключом, способным открывать сотни миллионов замков», что подвергнет риску конфиденциальность пользователей.
ФБР обосновывает свои требования законом All Writs Act 1789 года, дающим федеральным судам право выпускать любые допустимые законодательством ордеры и постановления для помощи судопроизводству. По мнению Кука, это беспрецедентный случай, и государство в итоге может получить доступ к любому устройству любого гражданина. Более того, компанию в будущем могут заставить разработать софт для слежки за пользователями.
«От возможных действий властей стынет кровь», — подытоживает Кук.
Как ФБР предлагает обезопасить утечку софта?
Согласно документу ФБР, ведомство разрешит Apple работать над прошивкой в собственном офисе в Купертино. Таким образом, утечки не произойдет, ведь софт создается только для одного конкретного случая — установки на iPhone террориста. Доступ к ПО получат только сотрудники компании. Затем Apple разрешат сохранить или уничтожить его.
Возможна ли «лазейка» для iPhone?
В 2014 году Apple лишила себя возможности самой разблокировать устройства пользователей, чтобы избежать этических проблем. Все ключи для дешифровки хранятся непосредственно на гаджете, а не на серверах компании.
Однако, по словам некоторых экспертов, создать требуемую ФБР программу вполне возможно. Этого открыто не отрицает и сама Apple. Подробно о технической стороне рассказала компания по кибербезопасности Trail of Bits.
Как отмечают эксперты, с помощью джейлбрейка (процедуры, позволяющей удалить некоторые заводские настройки в софте устройства) на iPhone можно установить новую прошивку. А в самой Apple уже создадут модификацию программного обеспечения для установки на смартфон преступника.
«ФБР отправит Apple указанный iPhone таким образом, чтобы созданная версия iOS никогда физически не покинула бы офис компании», — указывает исследователь Дэн Гидо.
Кто встал на сторону Apple?
Многие руководители крупных IT-компаний поддержали Apple в споре с ФБР. Так, создатель WhatsApp Ян Кум призвал не дать совершиться этому опасному прецеденту. «На кону наша свобода и независимость», — подчеркнул он.
Солидарна с Apple и организация Information Technology Industry Council, представляющая интересы компаний Google, Facebook, Microsoft, Samsung и Blackberry.
«Нашу борьбу с терроризмом на самом деле усиливают различные технологии защиты, разработанные в отрасли, поэтому мы должны активно двигаться в сторону улучшения функций безопасности вместо того, чтобы создавать противоположное», — говорится в сообщении организации.
Поддержал Кука и гендиректор Google Сундар Пичаи. По его мнению, взлом компанией собственных продуктов приведет к риску конфиденциальности данных пользователей. Он с нетерпением ждет «обдуманной публичной дискуссии по этому важному вопросу».
Известный разоблачитель спецслужб Эдвард Сноуден предположил, что ФБР на самом деле стремится к контролю над всеми iPhone, и назвал это дело «самым важным из мира технологий за десятилетие».
«Те технологические модификации, которые требует ФБР, позволят взломать iPhone 5c или старше в течение получаса», — считает он.
Кто поддержал ФБР?
Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил, что действия ФБР «затронут лишь одно-единственное устройство», и правительство полностью поддерживает ведомство.
Кандидат в президенты США от республиканской партии Дональд Трамп также «согласен с судом на 100 процентов».
Нашлись и критики позиции Apple среди обычных граждан. Так, родственники погибшего в 2013 году от рук экстремистов Ли Ригби отметили, что компания «защищает конфиденциальность данных преступника ценой общественной безопасности».
Что дальше?
У Apple есть еще несколько дней для того, чтобы официально ответить на решение суда. Если стороны все-таки не договорятся, то дело передадут в окружной суд, если снова не будет консенсуса — в Апелляционный суд девятого округа (занимается рассмотрением споров на Западном побережье США) и далее вплоть до Верховного суда, который вынесет окончательное решение. На это могут уйти годы.