Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Трагедия, взлет и замена состава

Основные корпоративные тренды недели

Фото: Владимир Юрлов / ТАСС

В жизни каждого человека бывают белые и черные полосы. У корпораций то же самое. Сейчас на фоне экономического кризиса российские предприятия переживают не лучшие времена. Однако есть исключения. «Лента.ру» по традиции проанализировала основные корпоративные тренды рабочей недели с 29 февраля по 4 марта, чтобы выяснить, кому на Руси жить хорошо.

Жертвы метана

В произошедшей в конце февраля аварии на шахте «Северная» погибли 36 человек. События в Воркуте до сих пор остаются в центре общественного внимания. Согласно последним сообщениям, аварийную шахту, принадлежащую компании «Воркутауголь», затопят. Только так можно остановить пожар и взрывы. Это решение принял технический совет по ликвидации последствий аварии.

«Компания готова приступить к работам хоть завтра, необходимое оборудование и материалы для этого есть, все упирается в юридический момент — пока суд не примет решение о признании 26 горняков погибшими, проводить такие работы нельзя», — отметил сотрудник пресс-службы «Воркутауголя» Харайкин. По его словам, компания планирует через некоторое время после затопления откачать воду и поднять тела погибших. После этого будет поднят вопрос по восстановлению шахты.

Ранее рассматривалась возможность ликвидации пожара посредством закачки в шахту инертного газа азота. Однако от этого варианта отказались: спускать людей под землю для строительства перемычек нельзя из-за продолжающихся взрывов метана.

После первого взрыва 25 февраля на шахте произошло еще шесть взрывов. Ситуацию вокруг «Северной» контролирует лично президент России Владимир Путин, потребовавший от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провести тщательное расследование причин аварии и сделать практические выводы.

Безусловно, без последствий трагедия на шахте «Северной» не останется. К сожалению, это далеко не первый случай гибели горняков под землей. Только за последние несколько лет были жертвы на шахтах «Распадская», «Юбилейная», «Ульяновская». Причина одна — взрыв метана. Хотя, например, шахта «Ульяновская» считалась наиболее современной, оборудованной по последнему слову техники. Необходимо что-то предпринять, иначе трагедия может повториться. Пока Ростехнадзор проводит проверку всех шахт в Воркуте.

Первый среди равных

Первого марта журнал Forbes преподнес подарок всем любителям считать деньги в чужом кармане, опубликовав свой традиционный рейтинг богатейших людей планеты. И если в глобальном списке все было более-менее традиционно, то российская его часть преподнесла сюрприз — богатейшим россиянином признан совладелец «Новатэка» и «Сибура» Леонид Михельсон. Его состояние, увеличившееся за год на 2,7 миллиарда долларов, оценили в 14,4 миллиарда. Совладелец «Норильского никеля» Владимир Потанин смещен с пьедестала. В мировом рейтинге богачей Михельсон расположился на 60-й строчке.

Всего в глобальный рейтинг миллиардеров Forbes вошли 77 россиян — на 11 человек меньше, чем в прошлом году. Второе место среди них занял Михаил Фридман с состоянием 13,3 миллиарда долларов (63-е место в глобальном рейтинге). На третьем — Алишер Усманов с 12,5 миллиарда долларов (73-й в мире). У Потанина лишь четвертая позиция (78-е место в мире). Его состояние сократилось на 3,3 миллиарда, до 12,1 миллиарда долларов. Ну а пятое место досталось Геннадию Тимченко (11,4 миллиарда, в глобальном рейтинге — 85-й).

Список Forbes, составляемый на основе открытых данных, весьма красноречиво свидетельствует о том, какие отрасли нынче в фаворе. Победа Михельсона в очередной раз подтверждает тезис: газ — это наше все. Но основные активы занявшего второе место Михаила Фридмана сосредоточены в банковском, телекоммуникационном секторах, а также в ретейле. Значит, именно эти отрасли, вслед за углеводородами, можно назвать наиболее перспективными в российской экономике. Чего не скажешь о добыче металлов, переживающей явно не лучшие времена.

В глобальном рейтинге Forbes первые места достались представителям высокотехнологичных отраслей и производства, ориентированного на рынок B2C. Лидирует по-прежнему основатель Microsoft Билл Гейтс, чье состояние, правда, уменьшилось на четыре миллиарда до 75 миллиардов долларов.

За ним следует испанский миллиардер, основатель компании Inditex (бренды одежды Zara, Massimo Dutti) Амансио Ортега с 64,5 миллиарда долларов (прибавил 500 миллионов). Известный американский инвестор Уоррен Баффет сохранил третью позицию. Состояние 85-летнего бизнесмена оценили в 60,8 миллиарда долларов, что почти на 12 миллиардов меньше прошлогоднего показателя. Четвертое и пятое места у мексиканца Карлоса Слима Эла (50 миллиардов долларов, за год обеднел на 27 миллиардов) и основателя Amazon.com Джеффа Безоса (45,2 миллиарда, прибавил 10,4 миллиарда). Основатель Facebook Марк Цукерберг поднялся на десять позиций, расположившись на шестой строчке с состоянием 44,6 миллиарда долларов.

Соответственно, можно сделать вывод, что время производителей сырья осталось позади. Рулят те, кто делает сложные продукты.

Тольяттинский детектив

Нешуточные страсти разгорелись на флагмане российского автомобилестроения — «АвтоВАЗе». В медиа поползли слухи о возможной отставке нынешнего президента компании Бу Андерссона. Заговорили о том, что новым президентом компании могут назначить ставленника Renault-Nissan. Предполагается изменить систему управления предприятием, создав специально для взаимодействия с госорганами новую должность. Причем новый президент будет подотчетен занявшему эту должность руководителю, курирующему также социальные вопросы — эта схема уже согласована основными акционерами компании.

4 марта глава «Ростеха» Сергей Чемезов подтвердил, что увольнение Бу Андерссона состоится в ближайшее время. «Теперь нам нужен новый человек. Это все», — сказал Чемезов. По его словам, решение будет принято на заседании совета директоров, которое состоится в марте. Альянс Renault-Nissan, отметил глава «Ростеха», согласился с решением о смене президента «АвтоВАЗа».

Чуть ранее Сергей Чемезов уже говорил о том, что не одобряет социальную и кадровую политику нынешнего главы «АвтоВАЗа». По его словам, действовать следует деликатнее. Массовое сокращение рабочих мест (с 54 тысяч до 35 тысяч человек), инициированное шведским топ-менеджером, вызвало общественное недовольство и наделало много шума в СМИ.

Дела у предприятия идут неважно. Опубликованный в феврале 2016 года финансовый отчет за прошлый год фиксирует рекордный убыток в 73,8 миллиарда рублей. Кроме того, завод не выполнил ряд условий кредитных договоров с банками, включая коэффициенты финансового рычага, размеры EBITDA, рентабельности и ликвидности. В итоге Ernst & Young усомнилась в способности автомобилестроительной группы продолжать непрерывную деятельность.

Бу Андерссон занял пост президента «АвтоВАЗа» в 2014 году. Это ознаменовалось значительными изменениями на заводе: корпоративный парк дорогих иномарок был распродан, развернулась кампания за чистоту на производстве, сократилось количество управленцев и дочерних фирм. Новому президенту удалось внедрить на предприятии стандарты качества альянса Renault-Nissan и запустить с серию ряд новинок — Lada Vesta, X-Ray, Kalina Cross, Lada 4x4 Urban.

Тем не менее с 15 февраля «АвтоВАЗ» был вынужден перейти на четырехдневную рабочую неделю. По данным министерства промышленности и технологий Самарской области, завод может уменьшить объем производства на 12,9 процента по сравнению с прошлым годом.

Общая обстановка не добавляет оптимизма — показатели автомобильного рынка снижаются четвертый год подряд. По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016-м продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей уменьшатся еще на четыре процента, до 1,53 миллиона единиц. За 2015 год продажи упали на треть, до 1,6 миллиона штук.

Представители иностранных производителей идут по пути повышения цен. Так, в конце февраля и начале марта ряд автопроизводителей вновь скорректировал стоимость своей продукции в России. Рост цен зафиксировали у Hyundai, Kia, BMW, Chery, Citroen, Lexus, Lifan, Mitsubishi, Peugeot, Toyota. А те, кто не только продает, но и производит автомобили на территории РФ, вынуждены сокращать объемы производства и, соответственно, занятость персонала. В частности, 29 февраля, завод компании Nissan в Санкт-Петербурге перешел на односменный режим работы вместо двусменного. По всей видимости, в обозримом будущем этот тренд продолжится.