Россия
00:03, 8 октября 2016

Стайное чувство Чеченцы готовы поддерживать Кадырова в любой непонятной ситуации

Дмитрий Саркисов
Рамзан Кадыров
Фото: Елена Афонина / ТАСС

Состоявшийся в Грозном 4 октября турнир по смешанным единоборствам Гран-при WFCA «Ахмат» привлек внимание людей, далеких от спорта. Поводом для этого стали показательные бои, в которых приняли участие и победили малолетние сыновья главы республики Рамзана Кадырова. Известный боец, президент Союза ММА России Федор Емельяненко обратил внимание, что детские соревнования проводились с нарушениями, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков и детский омбудсмен Анна Кузнецова решили, что необходимо провести проверку. Однако чеченский детский омбудсмен Хамзат Хирахматов не усмотрел в произошедшем никаких нарушений. Емельяненко посоветовали не «лезть туда, куда не просят», его позицию раскритиковали в руководстве Чечни, а депутат Госдумы Адам Делимханов пообещал, что спортсмену придется ответить за свои слова. «Лента.ру» вспомнила другие случаи, когда критика происходящего в Чечне вызывала бурную и не всегда адекватную реакцию чеченской общественности.

Рамзан сказал

Из-за высокого уровня поддержки Кадырова в Чечне складывается ощущение, что между чеченским народом и его лидером в самой республике поставлен знак равенства. Мнение Рамзана — мнение народа. Впрочем, в других регионах России поступки и отдельные реплики Кадырова не всегда находят безоговорочное понимание.

Достаточно вспомнить свадьбу 17-летней чеченки Луизы Гойлабиевой и 57-летнего главы Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова, с легкой руки Кадырова прозванную «свадьбой тысячелетия».

Разумеется, бракосочетание несовершеннолетней невесты и пожилого полковника вызвало бурное обсуждение и осуждение в обществе.

После того как союз был публично одобрен главой республики, само торжество превратилось в событие республиканского масштаба — церемонию в грозненском дворце бракосочетания вела известная в республике журналистка Ася Белова, торжества проходили в одном из главных банкетных залов, десятки журналистов, деятели культуры, чиновники и сам Кадыров приехали поздравлять молодых.

Грозненская свадьба прогремела на всю страну.

На фоне внешней критики в самой Чечне почти не было ни возмущения, ни насмешек.

Тех немногих, кто осуждал мезальянс в чатах WhatsApp, в итоге вызвали на ковер к Кадырову для разъяснительной беседы. Каким образом удалось вычислить несогласных, осталось за скобками. Встреча главы республики с несознательными гражданами (преимущественно гражданками) транслировалась по телеканалу Грозный-ТВ. «Остановитесь, ведите себя как чеченцы. Честь семьи — это самое важное. Не пишите подобных вещей. Мужчины, заставьте ваших женщин выйти из WhatsApp», — отчитывал собравшихся Кадыров.

Он также добавил, что распространением слухов под видом жителей республики занимаются «окопавшиеся за рубежом эмиссары западных спецслужб». К слову, воспитательные беседы Кадырова с гражданами, подобные этой, нередко появляются в эфире местных телеканалов.

Кто не понял, тот поймет

Никакие критические замечания не остаются без внимания. И не важно, касается это лично Кадырова или жалоб на проблемы в республике. Реакция следует быстро и неминуемо: публичные извинения перед Рамзаном стали неотъемлемой частью его имиджа. Видеозаписи извинений он публикует в своем Instagram, на который подписаны два миллиона человек. К примеру, в начале года он опубликовал обращение красноярского депутата Константина Сенченко, незадолго до этого называвшего Кадырова позором страны. На ролике парламентарий с виноватым видом объясняет, что погорячился. Произошло это сразу после «разговора с представителями чеченского народа». Кадыров благосклонно принял извинения.

***

Но если для публичной персоны, да еще и из другого региона, достаточно извинений, то в случае с рядовым жителем республики дела обстоят иначе.

...В середине апреля житель чеченского села Кенхи выложил видеообращение к Рамзану Кадырову, в котором пожаловался на плохое состояние домов и дорог, а также взяточничество чиновников. Дата публикации видеоролика совпала с прямой линией президента Владимира Путина. Спустя некоторое время после публикации дом Рамазана Джалалдинова сожгли. Причем, как утверждал пострадавший, те, кто это сделал, своих мотивов не скрывали — поводом для нападения стала месть за критику Кадырова. «Ночью ворвались в мой дом не менее семи человек и забрали мою мать и дочку. Над ними издевались: стреляли рядом с ними из пистолетов и угрожали выбросить в Аргун», — заявил Джалалдинов. Тогда он утверждал, что ни при каких обстоятельствах не станет извиняться перед главой республики. Опасаясь расправы, он покинул Чечню.

Кадыров в свойственной ему манере ответил постом в Instagram. Глава республики заявил, что Джалалдинов сам сжег свой дом, чтобы просить убежища в Европе, а в Чечне «никому до него нет дела». Кроме того, по словам Кадырова, у погорельца есть явные проблемы с законом и ему помогают «провокаторы со стажем». Финал истории оказался вполне предсказуемым: Джалалдинов вернулся в Чечню, а Instagram Кадырова пополнился очередным роликом с показательными извинениями. На видеозаписи чеченец с опущенными глазами признает свою неправоту. Кадыров, в свою очередь, подмечает, что «любому человеку свойственно ошибаться». Комментаторы отмечают великодушие чеченского лидера и его умение прощать.

***

В декабре 2015-го социальный работник из села Гвардейское Айшат Инаева, разгневанная тем, что из ее зарплаты удержали три тысячи рублей в качестве предоплаты за ЖКУ, записала аудиосообщение, которое быстро распространилось в соцсетях. Она обвинила во всех невзгодах Рамзана Кадырова.

«Что же вы от нас хотите? Вы же не даете нам толком донести зарплату до дома. Кушать положено только вам? Пить положено только вам? Жить вправе только вы?» — вопрошала Инаева. Она обвинила главу республики в том, что его приближенные живут в роскоши, в то время как простой народ страдает из-за финансовых проблем.

Узнав об этом, Рамзан Кадыров сразу же вызвал Айшат Инаеву и ее супруга к себе в резиденцию. Там он отчитал женщину перед камерами и в присутствии ее начальницы Азы Джанхотовой, спикера парламента Чечни Магомеда Даудова, руководителя администрации главы республики Ислама Кадырова. «Я не собираюсь тебя наказывать. Я хочу, чтобы ты просто объяснила мне и людям, как я украл деньги у народа?» — обращался он к Инаевой. Не дождавшись ответа, Кадыров около получаса подробно разъяснял, на что и куда в республике тратятся деньги.

Ведущая программы, голос которой слышен за кадром, то и дело высказывала возмущение в адрес Инаевой, отметив, что Рамзан Кадыров по ее личной просьбе провел к дому, где она живет, газопровод длиной более одного километра. Все это время Инаева и ее муж молча смотрели в пол. В конце сюжета женщина заявила, что довольна властями Чечни и своей работой. А потом расплакавшись, извинилась перед Кадыровым за клевету и отказалась от своих слов. Ее муж также принес перед телекамерами извинения и во всеуслышание обвинил себя в том, что «позволил жене наговорить столько лжи».

Жители родного района Инаевой, старейшины, коллеги и родственники, собравшись на сход, также осудили свою землячку. По словам собравшихся, наговаривая на руководство республики, такие люди позорят себя и свои семьи, подвергают их всеобщему осуждению.

Праведный гнев

Правозащитная деятельность в республике также имеет свою специфику. Особенно у тех, чья работа так или иначе связана с осуждением местных порядков или властей республики.

Наиболее показательный пример — деятельность грозненского отделения Комитета против пыток (КПП). У его руководителя Игоря Каляпина был продолжительный конфликт с чеченскими властями.

В декабре 2014 года он резко раскритиковал сожжение домов, которые принадлежали семьям подозреваемых в нападении на Грозный. Каляпин обвинил в произошедшем власти республики. Спустя несколько дней помещение Сводной группы правозащитников, работающей под эгидой КПП, было сожжено. А Кадыров тем временем обвинил Каляпина в пособничестве терроризму.

Очередное нападение на офис КПП произошло спустя полгода — в июне 2015 года. Тогда толпа людей в штатском окружила здание штаба отделения правозащитников. Несколько человек в масках, вооруженные ломами и кувалдами, разбили служебный автомобиль комитета, а затем начали крушить сам офис. Как позже пояснил Рамзан Кадыров, митингующих возмутило то, что организация отказывается расследовать дело убитого ставропольскими силовиками Джамбулата Дадаева. Глава республики назвал произошедшее провокацией и заявил, что правозащитники попытались использовать очередное нападение для саморекламы. После этого они задумались о закрытии представительства в Чечне.

В марте 2016 года Каляпин рассказал об атаке неизвестных на группу правозащитников и журналистов на границе Ингушетии и Чечни. Нападавшие избили четырех человек, отняли мобильные телефоны и подожгли их автомобиль. Все пострадавшие попали в больницу. Спустя несколько дней на самого Каляпина также было совершено нападение. Неизвестные избили его и забросали яйцами у входа в отель «ГрозныйСити». Пострадавший утверждал, что за некоторое время до атаки к нему в номер пришел администратор гостиницы в сопровождении вооруженных полицейских и потребовал покинуть отель без объяснения причин. Комментируя произошедшее, уполномоченный по правам человека Чечни Нурди Нухажиев заявил, что Каляпину стоило предупредить о своем приезде в республику во избежание неприятностей.

В едином порыве

Степень единения чеченского народа и всю полноту его поддержки глава республики смог ощутить после того, как выступил с критикой в адрес внесистемной оппозиции. Он призвал относиться к несогласным «как к врагам народа, как к предателям» и судить их «по всей строгости за их подрывную деятельность». Резкое заявление многим показалось недопустимым (по данным «Левада-центра», так посчитали около 60 процентов россиян). Омбудсмен Элла Памфилова посоветовала главе Чечни сбавить обороты в борьбе, а петербургский депутат Максим Резник попросил прокуратуру проверить слова Кадырова на экстремизм.

Однако у чеченцев имелось на этот счет свое мнение. Почти все население республики собралось на митинг в поддержку Кадырова в центре Грозного. По данным республиканского МВД, в акции под лозунгом «В единстве наша сила» приняли участие около миллиона человек, тогда как, по данным на конец 2015 года, население Чечни составляло около 1,4 миллиона человек (включая малолетних детей и стариков).

К поддержке лидера граждане подошли творчески. Поклонники Кадырова из грозненского спортивного комплекса «Спорт Холл Колизей» сняли клип про его «праведный гнев».

Депутат Госдумы Адам Делимханов опубликовал в Instagram видеоролик, в котором группа мужчин кавказской внешности на фоне московского Кремля кричала «Рамзан — опора России, Аллах акбар».

Видео: Sport Hall Colosseum Grozny / YouTube

Нашлись у Кадырова сторонники и в других регионах. В соцсетях развернулся масштабный флешмоб под девизом «Кадыров — патриот России». Свои фото с соответствующим плакатом выложили депутаты Ольга Баталина и Ирина Яровая, режиссер Федор Бондарчук, актер Игорь Верник, певец Николай Басков, рэп-исполнитель Тимати и футболисты чеченского клуба «Терек».

Просьба напоследок

Иногда народная поддержка достигает такого масштаба, что Кадырову приходится просить народ не устраивать митинги в свою честь. После того как глава республики сообщил о готовности уйти в отставку, а соратники заявили, что чеченцы его «не отпустят», Кадыров опубликовал обращение к гражданам в Instagram. «Появились предложения провести митинги и иные акции с требованием остаться у власти. Конечно, я рад такой народной поддержке. (...) Но не нужны никакие митинги», — попросил он. Народ прислушался... Но без поддержки лидера все равно не оставил. В соцсетях главу республики решили поддержать хештегом #Рамзаннеуходи. Не ушел...

< Назад в рубрику