Министр культуры Владимир Мединский 22 января предложил Минобрнауки рассмотреть возможность преподавания в школах курса истории российского кино. Глава ведомства признал введение подобных занятий «хорошим дополнением к литературе и истории». Идея министра встретила поддержку в Совете Федерации: член комитета по науке, образованию и культуре Лидия Антонова выступила за внедрение нового предмета в качестве факультатива. Вскоре последовало одобрение и от главы Минобрнауки: Ольга Васильева заявила, что поддерживает «все, что развивает человека». За последнее время чиновники, парламентарии и общественники выдвигали немало инициатив, касающихся дополнений к школьной программе. Большинство из них так или иначе затрагивают вопросы нравственного воспитания. «Лента.ру» выяснила, какими еще курсами и факультативами может пополниться школьное расписание и как относятся к этим предложениям в преподавательском сообществе.
Уроки истории российского кино — лишь один из предметов в длинном списке дополнительных дисциплин, находящихся на рассмотрении в министерстве образования. Одновременно с инициативой Мединского в школьную программу предложили ввести уроки психологии табакокурения и профилактики употребления наркотиков. Автор идеи — глава думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов — считает, что на этот курс должно выделяться 20 академических часов. Рассказывать о вреде сигарет и наркотиков планируется в рамках уроков ОБЖ. Введение дополнительных занятий, по мнению депутата, преследует благую цель: снизить потребление табака и психоактивных веществ. Как утверждает Морозов, уроки будут способствовать оздоровлению нации. Впрочем, существующие учебники по безопасности жизнедеятельности уже содержат параграфы, затрагивающие вредные привычки человека и их воздействие на организм. В главе, посвященной личной безопасности и охране здоровья, рассматривается влияние алкоголя, наркотиков и табака.
С похожим предложением 19 января выступил депутат от ЛДПР Иван Сухарев. Существующие уроки ОБЖ и физкультуры, по его мнению, стоит дополнить отдельными занятиями по личной гигиене. Именно неумение младшеклассников следить за чистотой, считает депутат, становится причиной вспышек заболеваний в учебных заведениях. «В школах возникают эпидемии, а дети вынуждены оставаться дома вместо того, чтобы получать знания. Инициатива не станет средством от всех болезней, однако поможет изменить ситуацию в лучшую сторону», — объясняет Сухарев. Действующую систему профилактики заболеваний среди школьников депутат счел недостаточной ввиду ее «несистематичности».
Немало споров в преподавательской среде возникает по поводу введения в школах уроков психологии. С идеей встроить психологический блок в рамки существующего курса ОБЖ выступили в Минздраве. Главный психиатр России Зураб Кекелидзе предложил скорректировать учебники для 3-11 классов и уточнил, каким вопросам стоит посвятить 20 классных часов: дружба, первая любовь, профилактика ранних беременностей. При этом Кекелидзе в своих выступлениях всячески избегает термина «половое воспитание».
Однако именно половое воспитание является одной из наиболее чувствительных тем в школьном образовании. Некоторые родители и православные активисты встречают в штыки перспективу введения этой дисциплины в образовательных учреждениях. Год назад с такой инициативой выступили депутаты Мосгордумы. Появление нового курса парламентарии обосновали желанием пропагандировать в старших классах «правильное репродуктивное поведение». Предложение поддерживают врачи-сексологи, но с оговоркой: начинать сексуальное просвещение нужно уже в начальной школе. «Вводить этот предмет, как бы странно это ни звучало, нужно в раннем возрасте, когда детей только знакомят со сферой взаимоотношений мужчины и женщины. Потому что если вводить его в старших классах, когда дети уже имеют свое представление, они будут опошлять любую информацию и смеяться над тем, что рассказывает педагог», — отмечала член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) Инна Паустовская. По ее мнению, родители не всегда способны говорить со своими детьми на темы, связанные с половыми отношениями.
У противников идеи свои доводы: уроки полового воспитания могут стимулировать подростков к началу половой жизни, которое лучше отложить как минимум до совершеннолетия. Такой точки зрения, как правило, придерживаются родители из числа православных активистов. Опасаясь развращения своих детей, они считают, что подросткам достаточно информации о венерических болезнях из учебника биологии. Активным борцом против сексологии в школе был бывший детский омбудсмен Павел Астахов: он утверждал, что уроки полового воспитания «могут противоречить нормам морали и нравственности, а также традициям России». Наиболее верной стратегией противники секспросвета считают пропаганду воздержания до вступления в брак.
К слову, предмет «Основы этики и психологии семейной жизни» старшеклассники начали постигать еще в далеких 1980-х. Сперва брачные отношения разбирались на примере пестиков и тычинок, но уже к середине 1990-х по мере распространения в обществе прогрессивных взглядов предмет получил уклон в сторону сексуального просвещения. Вскоре после этого он был отменен из-за протестов родителей. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко считает, что преподавание в школе этических норм, а равно и основ семейных отношений — не совсем удачная идея. По его мнению, воспитание достигается самим семейным укладом и тем, как организована работа в школе, а не увеличением классных часов.
В министерстве образования тоже не видят необходимости в занятиях по сексуальному просвещению в школе. По мнению нового министра образования Ольги Васильевой, родителям стоит самим решать, как и когда говорить с ребенком на деликатные темы.
В министерстве считают, что перед обществом стоят более актуальные вызовы, заслуживающие дополнительных школьных курсов. В декабре прошлого года в ведомстве предложили укрепить «антикоррупционное мировоззрение» школьников. Чтобы научить старшеклассников противостоять взяточничеству, следует более подробно изучать эту тему на уроках общественных наук. Также предлагалось вынести астрономию как самостоятельный предмет. Изучать природу небесных тел и эволюцию Вселенной школьники будут за счет уменьшения числа часов, положенных на второй иностранный язык. Инициатором возвращения в расписание астрономии, существовавшей в советские годы, стала Васильева. Аргумент — после его отмены увеличилось число россиян, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли.
Вместе с тем одно из первых предложений министра образования на новом посту — замена одного из часов физкультуры ритмикой. Васильева не уточнила, с какого возраста следует приучать школьников к «танцевальным па». В ряде школ ритмику уже преподают: факультативно и в начальных классах, однако занятия проводят не учителя физкультуры, а нанятые хореографы, что, в свою очередь, предполагает дополнительную финансовую нагрузку на учебное заведение.
В целом министр поддерживает возврат к традициям советской школы — в первую очередь, речь идет о трудовых практиках, существовавших во времена СССР. «Я считаю, что без трудолюбия, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда мы не можем жить», — поясняла министр, призывая директоров школ и учителей самостоятельно вводить трудовые дежурства. Уборка пришкольных территорий и помещений сможет воспитать в ребенке не потребителя, но личность, уверена Васильева.
За прошедшие несколько лет российских школьников предлагали нагрузить различными курсами, преследуя самые разные цели. Например, шахматы — для развития стратегического мышления, памяти, логики и интеллекта; хоровое пение — для целостности музыкального образования; экология — чтобы научить детей заботиться об окружающей среде; финансовая грамотность — чтобы они имели представление о том, что такое ипотека, кредит и пенсия; и даже гольф — как альтернатива физкультуре.
Однако эти идеи в большинстве своем так и остались на бумаге, во многом из-за того, что новые курсы в том или ином виде присутствуют в уже существующих предметах, отмечает Реморенко. «Совершенно неважно, как называется предмет, важно — чему мы хотим детей научить, — добавляет ректор. — Когда мы начинаем разбираться, выясняется, что это либо уже есть, либо этот курс избыточен». В качестве примера он приводит курс черчения, исключенный из школьного расписания в начале нулевых: «Навыки восприятия трехмерных объектов присутствуют в геометрии, а работать карандашом, от руки делать чертежи вряд ли сейчас необходимо школьнику. Это можно делать при помощи компьютерной 3D-графики».
В школах к подобным предложениям относятся без энтузиазма: новые предметы будут вытеснять из расписания уже существующие, в противном случае нагрузка на учеников выйдет за допустимые рамки. А значит — за ритмику, астрономию и историю кино рано или поздно придется расплачиваться уроками математики, литературы и иностранных языков. «Школа чрезвычайно рада, что политики, деятели культуры, науки, искусства и религии видят именно в ней фактор влияния на успешность развития страны. Все эти инициативы мы приветствуем и, в свою очередь, предлагаем, чтобы различные органы власти попробовали соотнести реализацию этих инициатив с реальным временем и занятостью школьников. Если все вместится — то почему бы и нет», — отмечает директор центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский.
Однако ради того, чтобы донести до школьников столь полезные знания, вовсе не обязательно организовывать отдельные занятия. Вписать новые курсы в уже существующие предметы, по мнению Рачевского, вполне возможно, не ломая при этом образовательного процесса. «Разумеется, если 100 лет назад кино было экзотической частью культуры, то сейчас это важнейшее из искусств, как писал Ленин, — отмечает он. — В учебники истории, в разделы, посвященные достижениям науки и искусства, можно добавить рассказ о выдающихся фильмах, которые были сняты в этот период. Думаю, этого достаточно. Если встроить новые темы в уже существующие предметы — это не критично. Или, допустим, школьники посмотрят прекрасный фильм "Война и мир", вместо того чтобы читать все тома. Все равно когда-нибудь прочитают».