Разбор полетов

Почему SpaceX побеждает Россию в сфере коммерческих пусков ракет

Концепт ITS (Interplanetary Transport System)
Концепт ITS (Interplanetary Transport System)
Изображение: SpaceХ

Смена администрации президента США по времени совпала с формированием новых контуров рынка коммерческих космических услуг. Основные ожидания здесь связаны с американскими компаниями SpaceX, Blue Origin, ULA (United Launch Alliance, совместное предприятие аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing) и, в меньшей степени, Orbital ATK, а также Sierra Nevada. Они предлагают новые носители и корабли, и конкуренция обещает заметно удешевить как запуск спутников, так и космический туризм. ЕС и Япония интенсивно обмениваются технологиями с США, Китай и Индия пытаются как можно быстрее пройти путь советской и американской космонавтики, а Россия — утрачивает технологии и экономит на космосе. О том, на чем планирует зарабатывать SpaceX, — в материале «Ленты.ру».

В SpaceX заявляют, что располагают пакетом контрактов на запуск в ближайшие несколько лет более 70 миссий. Их общая сумма оценивается в десять миллиардов долларов — собственное состояние главы компании Илона Маска примерно такое же. Это прежде всего коммерческие пуски, а также заказы НАСА и Пентагона. Хотя в SpaceX не называют конкретных сумм, определить доходы компании, исходя из открытых источников, не представляет трудностей.

Во-первых, заказы НАСА в рамках CRS (Commercial Resupply Services) на отправку к Международной космической станции (МКС) грузовиков Dragon. В рамках первого этапа программы SpaceX заработала, без учета дополнительных миссий, 1,6 миллиарда долларов. В 2016 году НАСА объявило победителей второго этапа CRS, реализация которого намечена на 2019-2024 годы (до завершения службы МКС). Кроме SpaceX, в пролонгированной программе участвуют Orbital ATK и Sierra Nevada, всего НАСА заплатит 14 миллиардов долларов.

Во-вторых, компания Маска вместе с Boeing в 2014 году выиграла тендер НАСА по доставке астронавтов к МКС. Сумма контракта — 2,6 миллиарда долларов. Предусматривалось, что к 2017 году американские астронавты будут отправляться на МКС исключительно с территории США без помощи российской стороны. Пока тестовый пуск корабля Dragon V2 перенесен на ноябрь 2017 года, а первый пилотируемый пуск — на май 2018 года. Возможно, что SpaceX не выдержит и эти сроки, однако то, что пилотируемый полет Dragon V2 состоится в ближайшие два года, сомнений почти не вызывает.

В-третьих, компания Маска увела большие деньги у аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing. В 2014 году SpaceX оспорила в суде монополию ULA на военные пуски. Суд согласился с аргументами Маска, и в апреле 2016-го SpaceX заключила контракт стоимостью 82,7 миллиона долларов на запуск в 2018 году военного спутника GPS 3. Тогда же стало ясно, что при существующей ценовой политике преимущества ULA перед SpaceX совсем неочевидны. Так, стоимость коммерческого пуска Falcon 9 оценивается в 60 миллионов долларов, а ракеты Atlas V (на первой ступени которой к тому же установлен российский двигатель РД-180) — минимум в 164 миллиона.

Несмотря на различие в выводимой на орбиту массе у ракет Falcon 9 и Atlas V, стоимость услуг у SpaceX оказывается более чем в два раза ниже, чем у ULA. Это вынудило Lockheed Martin и Boeing скорректировать цены, а также признать в SpaceX прямого конкурента. Ежегодно Министерство обороны США выделяло ULA около 800 миллионов долларов только в виде контракта на «возможный запуск» и для «поддержания потенциала». Сенатор Джон Маккейн назвал это деньгами «на ничего не делать». Теперь, вероятно, SpaceX получит кусок и этого пирога.

В марте 2017 года компании Маска удалось во второй раз заключить контракт на запуск спутника GPS 3. Если в апреле 2016-го ULA не участвовала в тендере Пентагона, то теперь SpaceX конкурировала с совместным предприятием Lockheed Martin и Boeing. Сумма контракта — 96,5 миллиона долларов, запуск спутника GEO 3 системы обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS (Space-Based Infrared System) должен состояться не позднее апреля 2019 года.

И все же (это в-четвертых) основной доход — это коммерческие запуски. С 2012 по 2015 год компания выполнила 20 успешных стартов. В 2016-м собирались провести 20 запусков, однако помешала авария, и получилось всего восемь. Часть стартов перенесли на 2017 год, на который запланировано 27 пусков. В 2018 году Маск хочет довести этот показатель до 44-х.

Кто заказывает запуски? Один из клиентов SpaceX — Iridium, крупнейший оператор спутниковой телефонной связи. Десять аппаратов Iridium-1, которые отправились в космос 14 января, положили начало модернизации орбитальной группировки компании, насчитывающей сегодня 72 спутника. За полное обновление группировки SpaceX получит 492 миллиона долларов, модернизация должна завершиться в 2018 году. Кроме Iridium, среди главных партнеров SpaceX — операторы Eutelsat и Inmarsat, чьи аппараты не раз запускались на российских ракетах.

Видео: SciNews / YouTube

SpaceX активно переманивает заказчиков у конкурентов. В начале марта стало известно, что испанский оператор Hisdesat отказался в пользу SpaceX от услуг российско-украинско-казахстанского предприятия «Космотрас», обеспечивающего запуски российско-украинской конверсионной ракеты «Днепр». Теперь Hisdesat через Международный арбитражный суд в Париже требует от «Космотраса» возмещения ущерба от неоднократного переноса запусков «Днепра» в размере 16 миллионов долларов.

У SpaceX имеются и другие коммерческие проекты. Кроме облета парой туристов Луны в 2018 году, Маск намерен в 2020 году приступить к реализации масштабной программы по обеспечению планеты спутниковым высокоскоростным интернетом. Предполагается вывод на орбиту 4425 аппаратов, что в три раза больше количества действующих ныне спутников. Масса каждого аппарата — 386 килограммов, только для США понадобится примерно 800 таких спутников. Ожидается, что пропускная способность канала связи составит один гигабит в секунду на одного пользователя. В проект один миллиард долларов инвестировали Google и Fidelity Investments. Трудно сказать, насколько все это осуществимо. Похожие идеи сегодня есть у OneWeb, однако подобный проект 1990-х годов компании Teledesic оказался слишком затратным.

Согласно данным, приводимым отделом коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США, общий доход от коммерческих пусковых услуг в 2016 году составил 2,5 миллиарда долларов, что на 300 миллионов больше, чем в 2015 году. США осуществили 11 коммерческих пусков, ЕС — восемь, Россия — всего два. Больше всего заработали США (1,185 миллиарда долларов) и Европа (1,152 миллиарда). России в прошлом году коммерческие пуски принесли всего 130 миллионов долларов. SpaceX досталось шесть коммерческих пусков, на которых компания заработала в три раза больше, чем Роскосмос. Учитывая, что в 2017 году ожидается старт ракеты Falcon Heavy, а к 2020 году — носителя New Glenn компании Blue Origin, уже располагающей контрактами на шесть пусков, конкуренция между перевозчиками обещает только обостряться.

Обсудить
Под шумок на волю
Суд освободил из СИЗО осужденного за разбой инвалида Мамаева
Пришли к успеху
Суд вынес приговор убийцам подмосковных инспекторов ДПС
Высота нарушений
Почему в России не могут решить проблему авиадебоширов
Пилотаж на МАКСе показали на видео
В подмосковье заканчивается авиасалон МАКС-2017
Ему нужны ваши деньги
Длительный тест VW Amarok: итоги, конкуренты и стоимость владения
Mercedes против Volkswagen
Сравниваем пикап Mercedes-Benz X-класса с VW Amarok
Mercedes E-класса, который уделает любой «Гелик»
Как инженеры Mercedes-Benz для развлечения сделали из E-класса суровый внедорожник
Тест Mercedes S-класса, который стал еще роскошнее
За рулем обновленного Mercedes-Benz S-класса: главное
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве