Скандал со шведской компанией H&M, нарядившей в своей рекламе чернокожего ребенка в худи с надписью «Лучшая мартышка в джунглях», уже привел не только к негодованию в соцсетях, но и к ощутимым потерям для бизнеса. Самое удивительное, что бренд не в первый раз наступает на грабли политкорректности — как, впрочем, и другие гиганты индустрии моды. «Лента.ру» решила вспомнить краткую хронологию расистских скандалов в мире моды.
Вызвавшая бурю негодования фотография чернокожего малыша в зеленом худи с надписью Coolest monkey in the jungle в компании с белым сверстником была предназначена лишь для британского рынка (в принципе, более спокойно относящегося к тонкостям расовых проблем — в конце концов, в Британии рабство было признано противоречащим общему праву еще в 1569 году; что интересно, решение было вынесено в отношении некоего Картрайта, привезшего раба из далекой Московии). Тем не менее в эпоху глобальных телекоммуникаций фотографию быстро заметили за океаном, где к борьбе с проявлениями чего бы то ни было, похожего на расизм, относятся архисерьезно. Одним из первых отреагировал перкуссионист и лауреат «Грэмми» Questlove, опубликовавший скриншот у себя в Instagram с комментарием «уверен, что последуют извинения». Извинения действительно последовали, что, впрочем, не сильно помогло: к примеру, в Twitter появились посты с хештегом #BoycottHM.
Модный канадский певец The Weeknd, ранее активно сотрудничавший с маркой, заявил, что теперь не считает для себя возможным представлять бренд. Звезда NBA ЛеБрон Джеймс опубликовал у себя в Instagram отретушированное фото, где оскорбительную надпись закрыла корона. Пресс-служба российского H&M дала «Ленте.ру» следующий комментарий: «Мы понимаем, что данный инцидент огорчил многих людей, и приносим искренние извинения за этот принт и его использование на фото. Изображение было удалено со всех онлайн-платформ H&M, а продукт снят с продажи на всех рынках. Очевидно, что наши внутренние процедуры не были соблюдены должным образом. Мы тщательно расследуем данный инцидент во избежание повторения ошибки».
Стоит отметить, что к изображению белого ребенка в худи с изображением тигра и надписью Mangrove jungle Official survival expert («Официальный эксперт по выживанию в мангровых джунглях») претензий никто не предъявил.
Повредит ли скандал бизнесу марки? Эксперты рынка предрекают небольшой спад продаж, особенно в онлайне, но не считают, что последствия будут сколь-либо значимыми. «У нас, как у потребителей, короткая память. Как ни иронично, но уход The Weeknd, оттянувший на себя внимание, в конечном счете сыграет им на руку», — считает Маршал Коэн, старший советник маркетинговой компании NPD Group.
Гарантией безопасности не служит даже срок давности. В конце декабря прошлого года разыгрался небольшой скандал из-за антикварной венецианской броши-moretto, замеченной на платье супруги британского принца Майкла Кентского, баронессы фон Рейбниц. Украшение в виде головы темнокожего жена принца надевала и раньше, но сейчас в нем усмотрели оскорбительный выпад в адрес невесты принца Гарри Меган Маркл, наполовину афроамериканки. На этот раз пожилой баронессе пришлось принести публичные извинения.
Осенью 2017 года американская сеть магазинов одежды Ross Stores была вынуждена изъять из продажи и уничтожить целую партию рубашек в горошек, оказавшийся при внимательном рассмотрении миниатюрными свастиками. Одежда была заказана и сшита в Индии для бренда Airwalk.
Для H&M конфуз с «мартышкой» стал уже не первым скандалом с расовой подоплекой — предыдущие, впрочем, были связаны отнюдь не с афроамериканцами. В 2016 году бренд попал в неприятную ситуацию, выпустив мужской шарф в полоску, похожий, говоря юридическим языком, «до степени смешения» на талес — ритуальную иудейскую молитвенную накидку.
Воспоследовали традиционные извинения и заверения в лучших намерениях дизайнеров («мы просто использовали полоски, так как они в тренде»), а шарф мгновенно исчез с прилавков.
Аллюзии на эпоху рабства вообще крайне нервно воспринимаются в Штатах — даже если рабство подразумевается вовсе не в его североамериканском изводе. Так, бурной критике в 2016 году подвергся итальянский бренд Dolce & Gabbana за «сандалии раба» (Slave Sandal) в весенне-летней коллекции 2016 года.
Сандалии на шнуровке в «древнеримском» стиле за 2400 долларов очевидно отсылали к эпохе цезарей, однако в США их восприняли как намек на собственное прошлое. Некоторые крупные магазины предпочли заменить название обуви в своих каталогах на что-то более нейтральное — например, у Saks Fifth Avenue они значились как «сандалии с помпонами». Несмотря на критику в соцсетях, Доменико Дольче и Стефано Габбана никак не прокомментировали реакцию на свое творение.
Трудно сказать, о чем думали специалисты онлайн-ретейлера ASOS, одевшие чернокожего манекенщика в майку бренда Wasted Heroes с надписью Slave («Раб»). Фотографию (и саму майку — очевидно, чтобы избежать лишних расспросов) после жалоб в соцсетях и на сайте ретейлера оперативно убрали из интернет-магазина.
Марка-производитель, впрочем, продолжила продавать футболку через собственный сайт — футболка была сфотографирована на стилизованной вешалке с цепями вместо живой модели. Представитель Wasted Heroes тем не менее признал в Twitter, что, хотя «надпись символизирует, что все мы — рабы модных брендов, и не задумывалась как оскорбление», выпуск такой вещи «был большой глупостью». Майка впоследствии не перевыпускалась.
В марте 2014 года шведская компания была вынуждена экстренно изъять из всех своих магазинов майку с изображением оскаленного черепа на фоне звезды Давида (в России, насколько известно, эта вещь не продавалась). Последовали дежурные извинения, но еврейская общественность — и в Израиле, и за его пределами — была вне себя от возмущения.
«Хотя мы не можем точно знать, чем руководствовался дизайнер, справедливо будет спросить у руководства этой международной компании: как могло случиться, что никто не осознал негативный эффект совмещения черепа и могендовида?» — заявил влиятельный американский раввин, один из руководителей Центра Симона Визенталя Абрахам Купер. Стоит заметить, что намерения анонимного создателя майки так и остались необъясненными, а понес ли он (или она) какую-то ответственность в рамках компании, также не сообщалось.
В 2014 году разгорелся скандал из-за полосатых детских пижам марки Zara с желтой шестиконечной звездой на груди, напоминавших робы узников нацистских концлагерей. Марка попыталась оправдаться, указав, что звезда на самом деле — шерифская, но, как заметил один из комментаторов в соцсетях, «у нас в Израиле шерифов нет». Другой пользователь язвительно спросил, не собирается ли марка заодно выпустить и парфюм «Циклон Б» (по названию ядохимиката, использовавшегося в газовых камерах концлагерей).
Пижама турецкого производства была представлена в албанском, израильском, французском и шведском интернет-магазинах бренда и изъята из продажи спустя несколько часов после выпуска, в тот же день 27 августа. Владеющая брендом компания Inditex принесла извинения в соцсетях и сообщила, что весь тираж пижамы был «должным образом уничтожен».
Другой крупный испанский ретейлер был уличен в использовании ткани с паттерном из молний, отдаленно напоминающим руническую символику SS. Особенно болезненно на сей раз отреагировали в Германии: «почему Mango предлагает только женские нацистские рубашки? Ведь есть и мужчины-нацисты!» — написал в своем Facebook немецкий сатирик и политик Мартин Зоннеборн.
Скандал, впрочем, не получил развития: блузка до сих пор представлена в интернет-магазине компании (хотя и с пометкой об отсутствии товара в наличии).
В 2013 году все тот же H&M был обвинен активисткой индейского племени оджибве Ким Уилер в кощунственном использовании дизайна священного убора из перьев в конструкции «хипстерской шляпы для фестивалей», как был назван предмет на сайте ретейлера.
«Головной убор — знак уважения и признак лидера. Вы же не найдете в магазине радужный хиджаб или ермолку как модный аксессуар для похода в ночной клуб или на музыкальный фестиваль», — пояснила активистка журналистам. Вещь, предлагавшаяся только в Северной Америке, была изъята из продажи после извинений.
Серьги в виде головок мавританок и топы с такими же принтами, вошедшие в весенне-летнюю коллекцию бренда 2013 года, послужили поводом для обсуждения еще на стадии показа во время Миланской недели моды. Итальянцы попробовали объясниться, опубликовав на своем сайте заявление, что дизайн основан на сицилийской традиции, где маврами называли североафриканских завоевателей острова, правивших на нем в IX-XI веках.
Американские СМИ не удовлетворились такими доводами, тем более что злополучные украшения были надеты только на белых моделях. «Будь на подиуме хоть одна чернокожая модель, у нас не возникло бы вопросов, — писал влиятельный американский сайт Huffington Post. — Возможно, Доменико и Стефано не имели намерения кого-то обидеть. Но лучше было бы воздержаться от попытки получить доход от культуры рабства».
В 2012 году Adidas решил отказаться от выпуска в продажу коллаборации с дизайнером Джереми Скоттом из-за возможных нежелательных ассоциаций все с той же эпохой рабства. Скотт приделал к модели Roundhouse Mid кокетливые оранжевые ножные кандалы на пластиковых цепях — что после публикации фото в интернете было воспринято американской публикой как намек на эпоху рабовладения.
В соцсетях раздались призывы к бойкоту афроамериканцами продукции немецкого бренда — учитывая его традиционную популярность в кругах поклонников хип-хопа, это могло привести к плачевным для бизнеса результатам. Вялые попытки оправдаться — дизайнер уверял, что вдохновлялся плюшевой игрушкой My Pet Monster — ни к чему не привели. Марка тем не менее продолжила сотрудничество со Скоттом.
В 2007 году испанская марка изъяла из продажи партию женских сумок, украшенных свастиками. Как поясняла пресс-служба корпорации Inditex, сумки были заказаны у индийского поставщика и декорированы этнической вышивкой. Свастика входит в число индуистских религиозных символов, однако в ХХ веке для большинства жителей стран Европы и Америки ассоциируется исключительно с нацистским режимом в Германии 1933-1945 годов.
В представленном на одобрение дизайне, по словам представителя Inditex, свастика отсутствовала. Компания принесла официальные извинения; всем, кто купил сумку, не разглядев свастику, были возвращены деньги. Продолжила ли Zara сотрудничество с индийским поставщиком, осталось неизвестным.