В ближайшие дни должен завершиться финал Второго всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Так как идея проведения конкурса исходила из администрации президента РФ, многие считают, что главным мотивом для участия в нем может быть потенциальная возможность дальнейшей карьеры в органах государственной власти. Отчасти это соответствует действительности.
Однако анализ двух последних сезонов показывает — участники соревнования зачастую стараются приносить пользу там, где они уже пригодились. Поэтому без преувеличения можно сказать, что «Лидеры России» становятся еще и неформальным соревнованием корпораций.
Многофункциональный лифт
Президент Владимир Путин, выступая в этом году перед Федеральным собранием, признался, что не ожидал таких ошеломляющих результатов от проведения конкурса управленцев «Лидеры России»: около 80 из 100 победителей первого сезона получили должности в органах власти и государственных корпорациях. После этого, по мнению главы государства, конкурс по праву стали называть социальным лифтом.
Между тем разговоры о том, что таких систем не хватает в современной России, ведутся далеко не первый год. Конкурс — именно то, что можно смело им противопоставить. Хотя «Лидеры России» — это не история про трудоустройство на хорошую должность. Однако он дает возможность человеку, который находится в развитии, выйти на качественно новый уровень, утверждает участник двух сезонов конкурса и при этом замминистра экономического развития Северной Осетии Феликс Гадзоев.
Финалисты конкурса видят в нем, прежде всего, возможность проявить себя на своем текущем месте работы. Так, у сотрудника Уральского банка реконструкции и развития из Екатеринбурга Дениса Тура «изначально не было ожиданий и желаний, например, после конкурса поменять работу». «У меня и так была достаточно высокая позиция в банке, следующая ступень — вице-президент банка. Текущая ситуация не позволяет карьерных изменений с точки зрения вертикальной структуры, но при этом я стал управлять проектами, которые ранее не входили в зону моей компетенции», — говорит конкурсант.
С такой же точки зрения рассматривает свое участие в «Лидерах России» декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Юго-Западного госуниверситета Ольга Ворошилова: «Я не рассматриваю этот конкурс как способ трудоустройства. У меня замечательная работа. Хотелось посмотреть, как меняются подходы к отбору управленцев, сравнить с другими конкурсами, в которых довелось участвовать раньше».
Дорогу осилит идущий
Таким образом «Лидеры России» стали одновременно и социальным, и корпоративным лифтом. Причем первая его функция, социальная, подразумевалась изначально, а вот то, что конкурс стал мощным тренингом корпоративного роста — стало неожиданностью и для организаторов, и для участников. «Чем дольше находишься в этой соревновательной среде, тем интереснее становится. Я прочувствовал на себе, каковы были результаты отбора конкурсантов с наиболее широким кругозором», — говорит коммерческий директор «Московского инструментального завода» Юрий Зобов. «Удивительно интересные люди, которые, с одной стороны, накопили определенный жизненный и профессиональный опыт, а с другой — открыты к новому и настроены на постоянное саморазвитие. Отсюда и желание вместе что-то делать, заниматься интересными проектами», — подчеркивает он.
С одной стороны, на конкурсе царит жесткая конкурентная среда. С другой — участники заинтересованы в общении друг с другом. В этих условиях как нельзя лучше распространяется самый передовой управленческий опыт. «Узнал множество хороших ребят. Люди абсолютно из разных сфер. Это, наверное, самое главное, что дает конкурс», — рассказывает директор департамента инвестиционных проектов Министерства по делам Северного Кавказа Сослан Абисалов. «Сотня человек получит менторов, триста — грант, но зато тысячи неординарных людей получат новые знакомства с такими же, как они».
«В наше время хороший начальник — это человек, который готов увеличивать зону своей ответственности за счет освоения еще чуждых ему вчера задач. Вот таких людей очень не хватает. Сегодня цифровая экономика и технология блокчейна — это данность, с которой нужно работать, но людей, способных на это, у нас в России еще очень мало», — завершает мысль участник конкурса.
Первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко лучше всех обобщил личностное значение конкурса, отметив, что при правильном подходе «проигравших в этом проекте не существует». «Это конкурс про развитие, про личное развитие, у которого нет ограничений, возраста, вообще нет никаких ограничений. Ограничения могут быть только внутренними», — добавил он.
Соревнование корпораций
Желая лучше понять мотивы управленцев, «Лента.ру» проанализировала разные его аспекты. В том числе и качество «корпоративной составляющей». Здесь, надо сказать, что лидерами по количеству представителей-участников конкурса оказались всего пять из крупнейших российских компаний. При этом безусловными лидерами оказались «Газпром нефть» и Сбербанк. Более скромные результаты продемонстрировали «Росатом», «Ростелеком» и «Аэрофлот».
Впрочем, лидерство «Газпром нефти», сотрудники которой оказались самыми многочисленными среди остальных конкурсантов, неудивительно. Еще перед началом дистанционного этапа «Лидеров России» в начале ноября 2018 года генеральный директор компании Александр Дюков отмечал, что для «Газпром нефти» этот конкурс важен в контексте решения вполне прикладных задач, которые стоят перед компанией: «Конкурс "Лидеры России" — это дополнительная возможность сравнить лидеров нашей компании с управленцами со всей страны. Таланты для нас всегда были важны. Но сегодня, когда растет конкуренция, когда очень быстрыми темпами развиваются технологии, талант вообще выходит на первое место и уже становится ценнее капитала».
Во втором сезоне конкурса приняли участие более 3 тысяч сотрудников «Газпром нефти», и 15 человек из них вышли в финал. В первом сезоне шесть сотрудников компании вошли в число 100 победителей всероссийского конкурса. А всего в прошлом году в финале участвовали 11 представителей «Газпром нефти». В компании уверены — конкурс является прекрасным инструментом выявления активных и перспективных сотрудников в компании для их последующего развития и привлечения в приоритетные проекты.
Развитие идей
По словам Александра Дюкова, в «Газпром нефти» развили идею наставничества внутри самой компании. В итоге все 37 сотрудников «Газпром нефти», которые добрались до полуфиналов первого конкурса «Лидеры России», получили наставников из числа руководителей компании, что стало отличной возможностью для их развития: восемь из них получили повышение или расширили зону ответственности, многие включились в амбициозные проекты.
Кроме того, компания творчески и весьма активно включилась в совершенствование самого конкурса. Много участников в первом сезоне — много наблюдений, замечаний, результатом которых являлась масса принятых «Лидерами России» предложений во втором конкурсе.
Так, партнерами был сформирован пул вакансий для полуфиналистов, финалистов и победителей конкурса, что значительно подняло его практическую ценность. Кроме того, участникам «Лидеров России» были предложены стажировки в компаниях-партнерах и обучение на программах корпоративных университетов, а также предоставлен доступ к образовательным онлайн-ресурсам.
На очных этапах «Лидеров России» ставились конкретные бизнес-задачи из практики компаний-партнеров, а также были расширены разделы анкеты, посвященные управленческому опыту, то есть значительным образом повысились требования к качеству участников.
Социальный вектор
Отличительной чертой второго конкурса «Лидеры России» стала его ярко выраженная социальная направленность. Для выхода в финал участники должны были придумать и реализовать в своем регионе социально значимый проект. По мнению Сергея Кириенко, такое задание проверяет «способность делать анализ и самостоятельно принимать решение, выбирать, какая проблема наиболее важна», а также дает возможность наиболее ярко проявить организаторские качества. «Нужно будет организовать действие, связанное с вкладом в решение той проблемы, которую вы сами обозначили», — пояснил первый замглавы президентской администрации.
Начальник отдела центра инвестиций и поддержки цифровой трансформации «Газпром нефти» Александр Слюсарь реализовал проект «Безопасный переход», призванный снизить травматизм маленьких детей на дорогах. Проект, кстати, вошел в 40 избранных проектов задания «Сердце лидера». По словам финалиста, конкурс дал ему возможность задать себе массу неудобных вопросов, на которые он получил исчерпывающие ответы, это позволило Александру «объективно взглянуть на свое будущее и сопоставить его со своими целями, жизненной стратегией и личными возможностями».
Заместитель исполнительного директора по геологии компании «Газпромнефть-Заполярье» Владимир Суковатый выбрал проект по мотивации доноров. Когда-то в детстве Владимир сам нуждался в переливании крови, которой, по его словам, нет и не будет замены, а поэтому хорошо знает, каково это — в ней нуждаться. «Порой человек и хочет стать донором, но этому мешают чисто организационные неувязки — например, далеко от места работы находится донорский пункт. Мы подумали, что помощью организации мобильных пунктов можно эту проблему решить».
Что же касается всего конкурса в целом, то главное, что понял Владимир Суковатый, — это то, что здесь появилась возможность скорректировать и сравнить свою манеру общения и взаимодействия с другими людьми. «Конкурс дал мне дополнительную веру в себя», — резюмирует молодой управленец.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко утверждает — рост внимания к конкурсу управленцев «Лидеры России» станет «хорошим лекарством от утечки мозгов». «Сегодня участниками конкурса уже стали 227 тысяч человек из всех регионов нашей страны и 68 государств мира. Это действительно уже такой масштабный конкурс», — говорит глава верхней палаты на встрече с женщинами-участницами конкурса. Однако масштаб — масштабом, а без качества, которое обеспечивается участием сотрудников конкретных компаний и их вкладом в развитие, конкурс не стал был таким важным событием.