Пандемия коронавируса изменила привычный трудовой ландшафт до неузнаваемости — пустые офисы и улицы городов трансформировались в рабочие места на дому. Миллиарды людей по всему миру задаются вопросом, как им грамотно устроить пространство, чтобы сохранить баланс между трудовыми обязанностями и обыденным уютом домашних тапочек. Ответ на этот вопрос не очевиден, однако последствия могут быть колоссальными — уже сейчас экономисты говорят о проблеме «стоимостью 90 триллионов долларов». Для России карантин — это одновременно и сложнейший вызов, и возможность значительно повысить производительность труда, так необходимую стране в погоне за крупнейшими экономиками планеты. Эффективность домашнего очага — в материале «Ленты.ру».
Коронавирус распространяется по планете, меняет привычки людей и организацию труда. Из страха компании по всему миру переводят сотрудников на удаленную работу. Первопроходцем в вопросе массового перевода работников на удаленку стал Китай, где началась эпидемия. По мере распространения коронавируса опыт переняли во всему миру. Из дома теперь трудятся работники Amazon, Facebook и Google. Самый главный вопрос в сложившейся ситуации — будет ли дистанционная работа эффективной.
Ответ попытались найти в Стэнфордском университете. Исследование показывает, что производительность труда в домашних условиях увеличивается на 13 процентов. Эксперимент ставили на работниках китайского кол-центра Ctrip: сотрудники делали меньше перерывов, находясь в комфортных условиях.
К похожим выводам приходят эксперты Гарвардской школы бизнеса. Оценивая работу сотрудников Ведомства по патентам и товарным знакам США, которые работали удаленно, специалисты пришли к выводу, что эффективность выросла в среднем на 4,4 процента. Качество работы при этом остается на высоком уровне. Коронавирус в перспективе позволит проверить эту теорию в глобальном масштабе.
Из-за пандемии российские власти рекомендовали бизнесу и ведомствам перевести на дистанционную работу максимальное число сотрудников. Например, из дома трудятся более 93 тысяч сотрудников РЖД, на дистанционный режим переведены Минэкономразвития, Минпромторг и Минкомсвязи.
Однако удаленку себе могут позволить не все. В условиях кризиса российским работодателям нужно сокращать расходы на персонал, избегая массовых увольнений. Выход из сложившейся ситуации — уменьшение рабочих дней. Теперь стала актуальна отложенная в долгий ящик идея введения четырехдневки.
В прошлом году ее активно продвигал Дмитрий Медведев, занимавший тогда кресло премьер-министра. Профсоюзы поддержали инициативу, а экономисты говорили, что идея нереалистична — а сокращение рабочих дней обрушит производительность труда. Эксперты утверждали, что переход на сокращенную рабочую неделю является перспективой очень далекого будущего. В условиях пандемии и экономического кризиса раскритикованная идея оказывается актуальной.
Ее уже начали применять на практике. Четыре дня в неделю теперь работают сотрудники крупнейшей в России газоперерабатывающей и нефтехимической компании «Сибур» (среди акционеров фирмы миллиардеры Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко). Всего в штате компании более 23 тысяч человек, на новый формат работы перевели сотрудников московского корпоративного центра. В ближайшее время по новому графику будут работать примерно 8 тысяч человек. Предполагается, что антикризисные меры позволят на треть сократить возможные потери компании.
О введении неполного рабочего дня раздумывают и в РЖД. Тем более опыт у корпорации есть: при прошлом руководителе Владимире Якунине там устраивали сокращенные рабочие дни во времена прошлых кризисов. Неделю сократили и в метро Екатеринбурга, в обычный график подземка войдет с восстановлением пассажиропотока. В целом, по мнению экспертов, четырехдневка станет хорошей альтернативой массовым увольнениям и равнозначна сокращению 20 процентов штата.
По распоряжению президента России апрель в стране объявлен нерабочим с сохранением заработной платы. На деле многие работодатели эти требования проигнорировали: почти половина (49 процентов) фирм перевела сотрудников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, более 20 процентов компаний сократили зарплаты, не меняя количества рабочих часов. Почти треть работников на время отправили в неоплачиваемые отпуска.
В Кремле указывают, что эти вопросы находятся в компетенции правительства и оперативного штаба. Одновременно за неделю карантина в стране резко подскочил спрос на удаленную работу.
С массовым переходом на дистанционную работу крайне важно сохранить производительность труда. Согласно целям национального проекта, к 2024 году она должна вырасти на 5 процентов. На это выделено более 50 миллиардов рублей.
Российские власти подчеркивают, что ситуация на рынке труда сейчас спокойная. Одновременно в правительстве признают, что достичь заявленных показателей в экономике будет непросто. «Конечно, при нынешней ситуации есть много вопросов, но думать надо о будущем», — сказал премьер-министр Михаил Мишустин. Он добавил, что производительность труда на средних и крупных несырьевых предприятиях должна расти темпами не ниже 5 процентов в год. Рост показателей собираются обеспечить за счет увеличения экспорта промышленной продукции, несмотря на санкции и временные трудности из-за пандемии.
Ученые Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского делают утопичные прогнозы. По их оценкам, при сохранении нынешнего уровня производительности труда вкупе с отказом от сокращений Россия могла бы перейти на трехчасовой рабочий день уже к 2040 году. При всех неоспоримых минусах пандемии она открывает перед Россией возможность провести самый масштабный эксперимент на рынке труда за всю историю. В условиях пандемии и кризиса можно будет понять, насколько реально эффективными окажутся удаленка и сокращенная рабочая неделя.