Экономика
00:01, 9 февраля 2021

Почти даром Запад и Китай раздают деньги на покупку электромобилей. Ждать ли того же россиянам?

Мария Строителева (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Ryan Anson / Getty Images

Пандемия коронавируса вынудила человечество пересмотреть свое отношение к природе — ожидаемого снижения выбросов в атмосферу на фоне повсеместных локдаунов не произошло. Сейчас в мировую повестку все сильнее включается экологическая ситуация и борьба с изменением климата. Значительная ее часть уделяется развитию электротранспорта, который должен привести к сокращению вредных выбросов. Однако без государственных мер поддержки качественный рывок просто невозможен, ведущие страны годами раздавали деньги гражданам, чтобы всерьез заставить авторынок считаться с экологическим запросом потребителя. России пока нечем похвастать: денег на субсидии нет, да и сами россияне не могут позволить себе быть в авангарде борьбы с изменением климата. Литий-ионный заряд — в материале «Ленты.ру».

Значительное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу (СО2) — одна из главных задач, которую должно решить человечество в ближайшие годы. Около 200 стран в 2015 году подписали Парижское соглашение, чтобы вместе бороться с глобальным потеплением. Экология выходит на первый план мировой повестки, рост выбросов негативно сказывается на глобальной экономике. Рост средней температуры на планете на 1,5 градуса Цельсия приведет к колоссальным потерям. Согласно данным Международной организации труда (МОТ), повышение температуры приведет к сокращению общемирового рабочего времени на 2,2 процента к 2030 году. Подобный удар по рынку труда обойдется примерно в 2,4 триллиона долларов и подтолкнет к нищете почти 132 миллиона человек.

Мировой тренд развитых стран — добиться нулевых выбросов. Согласно Парижскому соглашению по климату, Германия планирует к 2050 году снизить выбросы СО2 на 80-95 процентов от уровня 1990 года, Великобритания — на 80 процентов, Япония, Франция и Канада — на 73-78 процентов, Россия — на 36 процентов. В целом «зеленый курс» ЕС предполагает к концу 2030 года уменьшение вредных выбросов по крайней мере до 55 процентов от уровня 1990 года.

На наземный транспорт приходится около одной пятой выбросов углекислого газа. Лидерами по этому показателю являются сельское хозяйство и энергетика (на эти отрасли приходится по 25-30 процентов от всех выбросов). Ужесточение климатических требований вынуждает автомобильный рынок меняться — мир стоит на пороге массового внедрения электромобилей и отказа от двигателей внутреннего сгорания.

Так, к 2035 году полностью прекратить продажи автомобилей на бензиновом и дизельном топливе планируют Великобритания, Япония, некоторые штаты США (например, Калифорния), к 2030-му — Израиль, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения и Нидерланды. Кроме того, к 2040 году крупные европейские производители решили перестать выпускать грузовики, работающие на ископаемом топливе.

Раздвоение двигателя

Противники и сторонники электромобилей ведут ожесточенные споры по поводу экологичности электромобилей. Первые утверждают, что они наносят такой же ущерб экологии, как и обычные машины. Их аргумент в том, что ТЭЦ необходимо будет обеспечивать постоянно растущий спрос на электроэнергию, что приведет к увеличению объема вредных выбросов. Также производство электромобилей «грязнее»: чтобы сделать аккумуляторную батарею, нужно опять-таки много энергии, а это дополнительные выбросы. Кроме того, утилизация аккумуляторных батарей может нанести серьезный ущерб экологии.

Однако исследования показывают, что даже гибридные автомобили с подзарядкой снижают выбросы на 30 процентов по сравнению с бензиновым или дизельным транспортом. Ученые уверены, что в 95 процентах стран мира массовое внедрение эко-дружественных автомобилей приведет к сокращению выбросов. В оставшиеся пять процентов входят страны, где электричество вырабатывается главным образом за счет сжигания угля (например, Польша). Если к 2050 году половина машин в мире будут электрическими, то это сократит глобальные выбросы CO2 на 1,5 гигатонны в год. Для сравнения — столько составили годовые выбросы России в 2017 году.

Лидерами в гонке по внедрению электромобилей являются Китай и Европа. Например, в ЕС в 2020 году было продано более миллиона таких авто. Норвегия стала первой страной, где электромобили обогнали по продажам все остальные машины. Европейская комиссия ставит перед собой амбициозную цель — к 2030 году по дорогам континента должны ездить не менее 30 миллионов экологичных авто. Однако этому могут помешать проблемы с инфраструктурой (мало зарядных станций), климат (запас автономного хода электромобиля в морозы снижается) и, конечно, цены.

Подарки от власти

Несмотря на колоссальное снижение стоимости батарей для электромобилей — за последние десять лет она упала на 89 процентов: с 1110 до 137 долларов за киловатт-час, — покупка такого автомобиля далеко не всем по карману. Если цена является сдерживающим фактором в развитых странах, то для россиян эта проблема стоит еще более остро. Минимальная цена нового электрокара на российском рынке — около трех миллионов рублей. За эти деньги можно приобрести «бюджетный» Nissan Leaf, «элитная» Tesla стоит до 15 миллионов (для сравнения — цена BMW 5 серии начинается от 3,4 миллиона рублей). Между Nissan Leaf и BMW 5 серии россиянин выбирает не задумываясь. Доказательство — статистика продаж электромобилей в России, которая пока не может похвастать даже тысячным охватом.

Решением проблемы может стать субсидирование, которое должно покрыть не менее 20 процентов стоимости машины, считают эксперты. Пока российские власти не готовы раздавать людям деньги на покупку экологичных авто, в других странах эта мера процветает. «Без первоначальной компенсации стоимости европейский рынок бы не развивался», — уверена председатель Ассоциации электромобильного и подключенного транспорта Ия Гордеева.

Например, власти Франции доплачивают по тысяче евро покупателям подержанных электрокаров, называя это «экологическим бонусом». Еще больше субсидий ждет тех, кто решится на покупку нового электромобиля, — шесть тысяч евро (в 2020-м было семь тысяч). К этой сумме стоит прибавить размер экологического сбора, от которого владельцы электромобилей освобождены. Проблему недоступности электрозаправок во Франции также решают оперативно — к 2022 году будут созданы дополнительные 100 тысяч штук.

Показателен и опыт Германии, власти которой еще три года назад захотели сделать покупку автомобилей с электрическим двигателем доступней и привлекательней, введя субсидию в размере четырех тысяч евро. В 2020 году ее размер вырос уже до шести тысяч евро, что привело к взрывному росту спроса. Неудивительно, ведь субсидия в некоторых случаях полностью покрывает платежи по лизинговому договору. Например, одна из крупнейших дилерских сетей в ФРГ Autohaus Koenig предлагала электрический Renault Zoe на условиях 59 евро в месяц в течение двух лет.

Каждая четвертая новая легковая машина в Германии имела в 2020 году альтернативный двигатель. Страна стремится к 2030 году вывести на дороги 10 миллионов электромобилей и построить миллион зарядных станций. Изначально планировалось, что программа раздачи денег закончится в 2020 году, но власти захотели продлить ее еще на пять лет, чтобы закрепить успех.

Великобритания стала одной из первых стран, которая начала сокращать субсидии для ускоренного внедрения электрокаров. Дотация была снижена с 3500 (4500 долларов) до 3000 фунтов (3800 долларов). Однако даже в условиях коронакризиса, который вынуждает власти сокращать расходы, программу продлили до 2023 года, признав ее успех. С 2011 года субсидией на покупку электромобиля воспользовались более 200 тысяч жителей страны. Правда, доля электромобилей в автомобильном рынке страны всего лишь 5,5 процента.

Активное вмешательство государства сыграло решающую роль и в процветании китайского рынка электромобилей, который является первым по величине в мире. Рецепт успеха могут взять на вооружение другие страны. С 2010 года КНР начала давать до 60 тысяч юаней (восемь тысяч долларов) на приобретение электрического автомобиля. Такая щедрость длилась до 2015 года, после чего субсидии стали сокращать на несколько десятков процентов ежегодно. Например, размер выплат в 2020 году уменьшился на 10 процентов, в 2021-м — на 20 процентов, в 2022-м — на 30 процентов.

«Поскольку электромобили стали менее дорогостоящими и более эффективными, пришло время сократить субсидии и допустить более свободную рыночную конкуренцию на этом рынке», — объяснили в Минфине страны. В Китае ежегодно продается свыше миллиона «зеленых» машин.

Третий мир

Российский рынок электрокаров растет не благодаря, а вопреки. По итогам девяти месяцев 2020 года счастливым обладателем экологичных машин стал 341 человек, что на 31 процент больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сколь-нибудь успешных стимулирующих программ на отечественном рынке просто нет. В июле 2020 года правительство России утвердило скидку 25 процентов на электромобили, но воспользоваться ею нельзя — серийного производства электромобилей в России просто нет, основа рынка — импорт, который, кстати, российские власти активно поддерживают.

С мая прошлого года в России обнулилась ввозная пошлина на «зеленые» машины. Также владельцев электромобилей освободили от транспортного налога в 12 регионах страны. Где-то его отменили полностью, а где-то — временно и при соблюдении ряда условий. Среди прочих льгот для владельцев электромобилей, которые рассматриваются в правительстве, называются: снижение стоимости проезда по платным дорогам и бесплатная парковка. Однако ни о каких денежных субсидиях власти не говорят.

Пока государство не торопится подталкивать людей к экологическому маневру, сами россияне тоже не спешат пересаживаться на «зеленый» транспорт. «Учитывая низкий интерес к электрокарам среди россиян, многие производители не рассматривают нашу страну как перспективный рынок», — признает руководитель направления по работе с ключевыми клиентам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

Россия могла бы присоединиться к мировым лидерам электрорынка, но пока нашей стране это не грозит. По готовности использовать электромобили Россия занимает третье место с конца, хуже дела обстоят только в Бразилии и Индии. В стране нет современных разработок в области электротранспорта, не хватает местных игроков авторынка и практически отсутствует электрозаправочная инфраструктура. Если власти не захотят перенять опыт Европы и поддержать покупателей электромобилей, то электромобильный переход Россия увидит одной из последних.

< Назад в рубрику