Бывший СССР
00:08, 2 сентября 2021

«Сколько вы нам заплатили? Ноль!» Почему Лукашенко не хочет размещать в Белоруссии российские военные базы

Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Заявления белорусского президента Александра Лукашенко о стремлении НАТО посягнуть на территориальную целостность его страны давно стали предметом скептических комментариев. Тем не менее на фоне острого внутриполитического кризиса президент не раз заявлял, что при необходимости разместит у себя не то что российскую военную базу, чего так боятся в Европе, а «всю российскую армию». Москва не против такого сотрудничества. Министр обороны Сергей Шойгу еще в 2013 году говорил о скором размещении российской авиабазы в Белоруссии. Но на деле Лукашенко продолжает мягко саботировать военную интеграцию с Россией, и, похоже, такое положение вещей его вполне устраивает. Почему, несмотря на формальный союз, в Белоруссии до сих пор нет российских военных баз и чего на самом деле опасается Лукашенко — в материале «Ленты.ру».

«Она тут не нужна»

В начале августа во время «Большого разговора» с журналистами Лукашенко напомнил белорусам, что на территории Европейского союза (ЕС) размещены миллионы американских военных объектов, часть из которых оснащены ядерным вооружением и напрямую угрожают национальной безопасности страны. В связи с этим он призвал Запад «не париться», если в Белоруссии внезапно появятся одна или несколько российских или китайских военных баз. Однако политик оговорился, что пока у страны нет никакой необходимости приглашать иностранный контингент, защитить себя Белоруссия способна самостоятельно.

В настоящее время на территории Белоруссии расположены два российских военных объекта: 43-й зональный узел связи Военно-морского флота (ВМФ) «Вилейка» в Минской области и 474-й отдельный радиотехнический узел (ОРТУ) «Барановичи» под Брестом. Первый комплекс обеспечивает связь атомных подлодок в Атлантическом и Индийском океанах, второй предупреждает о ракетном нападении со стороны Северной Атлантики и Норвежского моря.

При этом оба объекта не наделены статусом военных баз. На их территории нет летального оружия, военные там занимаются лишь разведкой и связью. Эти комплексы появились в Белоруссии в 1995 году на условиях безвозмездной аренды. За их размещение Россия списала союзнику 900 миллионов долларов задолженностей по закупкам нефти и газа, а также обязалась делиться сведениями о ракетно-космической обстановке за рубежом. Договор об использовании объектов был заключен на 25 лет. В конце августа 2021 года Лукашенко под мягким давлением российской стороны одобрил его продление на тех же условиях.

Однако до начала массовых протестов в августе 2020 года белорусский президент прямо упрекал Россию в нежелании платить за аренду военных площадок и даже намекал, что может расторгнуть соглашение за истечением срока давности. «Сколько вы нам заплатили за эти базы за это время после распада Советского Союза? Это не тайна. Ноль! К примеру, за Байконур только официально вы платите около 200 миллионов долларов», — говорил он.

После завершения митингов и забастовок Лукашенко все же смягчил риторику. Он пообещал совместно с Россией выработать единую оборонную политику и поручил Генеральному штабу «кардинально пересмотреть» военную доктрину Союзного государства в сторону большей интеграции. Какие конкретно изменения будут приняты в этом ключе, пока остается загадкой. Известно лишь, что о создании единой армии речи не идет. При этом нельзя отрицать, что сотрудничество по линии армий стало более тесным.

1500
военных
несут службу на объектах Вооруженных сил России в Белоруссии

В начале марта 2021 года министры обороны России и Белоруссии Сергей Шойгу и Виктор Хренин договорились о создании трех учебных центров для совместной подготовки военнослужащих. Они будут построены в Нижегородской, Калининградской и Гродненской областях.

Кроме того, военные договорились и об усилении единой региональной группировки противовоздушной обороны (ПВО). На эти цели Москва и Минск выделили пять авиационных, десять зенитно-ракетных, пять радиотехнических частей и одно подразделение радиоэлектронной борьбы. Несколько десятков российских самолетов вскоре будут перебазированы на белорусские аэродромы, а уже упомянутый учебный центр под Гродно займется подготовкой экипажей истребителей Су-30СМ.

Вопрос о размещении иных объектов в рамках укрепления группировки пока официально не обсуждался. При этом Россия еще в 2013 году подняла вопрос о строительстве в Белоруссии авиабазы, способной разместить несколько десятков новейших истребителей для предупреждения воздушных атак со стороны Запада. И, несмотря на все заверения Лукашенко о готовности продолжать военную интеграцию, похоже, в ближайшие годы реализовать этот замысел не суждено.

Первым делом — самолеты

О строительстве новой авиабазы на западных рубежах Кремль задумывался с начала 2000-х годов. Официально же эту идею огласил Шойгу после переговоров с Лукашенко в апреле 2013-го. «Надеемся, что к 2015 году здесь появится авиаполк. В 2013 году создадим авиационную комендатуру и поставим первое дежурное звено боевых истребителей», — говорил российский министр после визита в Минск.

Однако по неизвестной причине спустя всего несколько дней после встречи Лукашенко заявил, что речь шла лишь о покупке новейшей российской техники. «Что касается авиационной базы — может, это прозвучало как "база". Нет. Речь идет о поставке. Мы покупаем российские самолеты Су-27, МиГ-29 или более современные, чтобы обеспечить неприкосновенность границ нашего государства», — сказал президент.

Спустя год его мнение на этот счет изменилось. На фоне присоединения Крыма и войны в Донбассе Североатлантический альянс нарастил присутствие войск в Польше и прибалтийских странах, и Лукашенко вновь предложил России перебросить на свою территорию самолеты и выстроить под них нужную инфраструктуру. Разместить авиацию планировали вблизи города Лида. Туда была направлена группа российских специалистов для подготовки аэродрома и координации с белорусскими военными.

В сентябре 2015-го президент России Владимир Путин поручил внешнеполитическому и оборонному ведомствам организовать переговоры с Минском и подписать соответствующий договор. Планировалось, что на территории соседней страны будут нести дежурство как минимум 24 истребителя, однако все опять пошло не по плану.

К тому времени отношения ЕС и Белоруссии заметно потеплели, и появление российской базы в республике ставило под удар дальнейшую их нормализацию. «Речи о том, чтобы разместить российскую авиабазу на территории Белоруссии, никогда не велось. Я ничего об этом не знаю», — заявил Лукашенко. В итоге намерения по строительству базы были вновь отложены в долгий ящик, хотя Минск так и не отказался от приобретения самолетов.

На протяжении последующих нескольких лет Лукашенко уверял, что способен обеспечить России прикрытие в небе самостоятельно. В это же время в республику зачастили западные дипломаты. Они хотели удостовериться, что решение Лукашенко окончательное. «Надуманная проблема. Будет здесь база военная, не будет — разницы абсолютно никакой нет. Мы ее не размещаем здесь не потому, что мы хотим вам (американцам) или кому-то показать, что мы суверенные и независимые», — утверждал президент на встрече с аналитиками из США в ноябре 2018 года.

Несмотря на все последовавшие внутренние потрясения и конфликт с Западом, белорусский президент так и не отступился от своего решения. Даже после всех высказанных в адрес ЕС угроз, экономических санкций и раздувания военной истерии, президент, похоже, сохранил пространство для маневра и пока не торопится соглашаться на размещение российских военных в республике на постоянной основе.

Впрочем, сейчас вопрос о строительстве базы, по крайней мере официально, не поднимает и российская сторона. Вероятно, это связано с продолжением политического транзита в Белоруссии. Не исключено, что после утверждения поправок в конституцию республики вопрос о военной интеграции будет поставлен перед соседним государством в более жесткой форме.

«Мы здесь надолго»

Разговоры о «реанимации» военного сотрудничества между Россией и Белоруссией встретили на Западе по меньшей мере прохладно. Наибольшую тревогу по этому поводу выразили в Прибалтике, на Украине и в Польше. В появлении российских самолетов на территории Белоруссии они увидели если не прямую угрозу, то как минимум рост напряженности и возросшие риски летных инцидентов.

«Мы наблюдаем за тем, как Россия и Белоруссия настойчиво сотрудничают друг с другом. (...) Мы видим опасность для нас — вплоть до создания настоящего Cоюзного государства между Россией и Белоруссией», — говорил президент Украины Владимир Зеленский в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Так, в 2020 году истребители НАТО поднимались на перехват российских самолетов в нейтральной зоне более 350 раз — практически ежедневно. Обострял ситуацию частичный вывод американских войск из Германии и их переброска под Вильнюс, Ригу и Таллин. Этот факт заставил Россию еще больше озаботиться собственной безопасностью в сопредельном регионе.

Для Украины же Белоруссия — это более тысячи километров общей границы. Несмотря на внешний нейтралитет, Киев всерьез рассматривает угрозу вторжения российских войск с сопредельной территории на Сумы, Чернигов и Киев. «Белоруссия является потенциальным союзником России в случае, если Россия будет реализовывать план вторжения на Украину. Доказательства этому — недавние общие учения», — говорил в мае глава Службы безопасности Украины Иван Баканов.

Москва и Минск за прошедший год действительно активизировали совместные маневры и тренировки войск. Крупнейшими из них должны стать стратегические учения «Запад-2021» в сентябре: более 200 тысяч военнослужащих, почти 300 танков, около 250 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов, 15 боевых кораблей

Особое внимание, как утверждают в Министерстве обороны России, планируется уделить авиации и противовоздушной обороне.

Маневры не предполагают в качестве противника конкретной страны и пройдут относительно далеко от границ НАТО. Тем не менее этим жестом Россия подает партнерам четкий сигнал: мы здесь надолго. И в первую очередь этот посыл адресован Лукашенко. Очевидно, что эти учения на территории республики — не последние.

Запад, судя по всему, планирует отвечать на российско-белорусские учения симметрично. Украина активизировала ракетные стрельбы в Черном море и учения ПВО в центральных областях, Латвия призвала НАТО готовиться к «потенциальным столкновениям» на границе, а Польша и вовсе запросила у альянса 300 тысяч солдат для сдерживания «российской агрессии».

Иными словами, за появлением российских войск на учениях в Белоруссии Запад разглядел попытку Лукашенко окончательно покончить даже с формальным нейтралитетом. Сам же глава государства, как это ни парадоксально, продолжает искать возможности для маневра и уверяет, что не намерен сближаться с Россией слишком уж сильно.

При этом официальный Минск, как в былые годы, запрашивает у Москвы новейшее вооружение и технику под предлогом кооперации военно-промышленного комплекса. В частности, 1 сентября Лукашенко заявил, что Россия в ближайшее время поставит Белоруссии десятки самолетов, вертолетов, зенитных ракетных систем (ЗРС) и других средств противовоздушной обороны (ПВО). «Может быть, даже C-400. Нам они очень нужны, я уже об этом говорил», — сказал президент. Правда, условий сделки не раскрыл.

«Мгновенный наскок»

Лукашенко сильно переоценивает роль Белоруссии в обеспечении безопасности российских границ, предположил в беседе с «Лентой.ру» политолог Андрей Суздальцев. В реальности, считает он, основную роль в защите западных рубежей России играет группировка войск, размещенная в Калининграде. В Москве прекрасно осознают это и потому не спешат слишком сильно развивать военную инфраструктуру соседа.

По мнению эксперта, президент Белоруссии не желает усиления российского присутствия на своей территории, пытается выстроить военную интеграцию с Москвой на своих условиях и рассчитывает получить большую компенсацию. «Размещение базы окончательно обрекает его на союз с Россией, а он этого очень не хочет. Россия нужна Лукашенко исключительно как ресурс: деньги, газ, доступ к рынку, технологиям», — уверен политолог.

Суздальцев также считает, что в Москве прекрасно понимают такую логику, а потому не спешат предоставлять белорусам военные технологии. Он напомнил, что сразу после победы на выборах в 1995 году Лукашенко продал единственную находившуюся в распоряжении Белоруссии систему С-300 американцам. В настоящее же время страна продолжает поставлять товары двойного назначения на Украину, в том числе значительные объемы топлива.

«Мы же понимаем, что технологии, которые получит Белоруссия, рано или поздно будут переданы в Китай, США и на Украину. Сам Лукашенко не считает это какой-то трагедией. Все, что идет из России, можно не оплачивать, перепродавать. Это уже стало традицией», — отметил политолог.

Вопрос с размещением российской базы в Белоруссии тоже непрост. С середины 2010-х годов, напомнил специалист, США изучали возможность размещения своих систем ПРО в Польше, и это действительно могло серьезно отразиться на безопасности России и Белоруссии. Идея строительства новых аэродромов вблизи Лиды тогда рассматривалась Кремлем как способ противостоять планам неприятеля. «Это позволило бы нам осуществить мгновенный наскок на эти системы ПРО в случае нападения. Сейчас этот вопрос (с размещением систем ПРО в Польше — прим. «Ленты.ру») заморожен, и Россия не видит жесткой необходимости в строительстве новых военных объектов», — заключил Суздальцев.

9 сентября Лукашенко приедет в Россию, где, как обещают в Минске, подпишет все дорожные карты по интеграции двух стран в рамках Союзного государства. Лукашенко даже лично анонсировал подписание плана интеграции с Россией в октябре-ноябре. «Это уже будут подписанные договоры к исполнению. Не просто карты, по которым кто-то идти будет», — подчеркнул он.

Однако этот разворот в сторону России может оказаться очередным ситуативным маневром. Гарантий, что Лукашенко вновь не изменит свою позицию, попросту не существует: в удобный момент он может опять передумать. Для России такой подход может оказаться критическим, поскольку не допустить включения Белоруссии в сферу влияния НАТО — ключевая задача, которую невозможно выполнить без продолжения интеграционной политики.

< Назад в рубрику