«Агентство социальной информации Санкт-Петербург» опубликовало рейтинг одобрения петербуржцами различных руководителей города, согласно которому 29 процентов опрошенных назвали лучшим градоначальником спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, руководившую Северной столицей с 2003 по 2011 год. На втором месте с 14 процентами — первый и единственный мэр Петербурга Анатолий Собчак, возглавлявший город в 1991-1996 годах. Действующий губернатор Александр Беглов занял лишь третье место, заручившись поддержкой всего 12 процентов респондентов. При этом в антирейтинге глава города с 14 процентами голосов уступил лишь Георгию Полтавченко, бывшему губернатором в 2011-2018 годах, набравшему 16 процентов. Почему петербуржцы так относятся к своему губернатору — в материале «Ленты.ру».
«Впервые за всю историю исследований в Петербург пришла зима. Но самое аномальное — она пришла в зимние месяцы, чего совершенно не ожидали в администрации города. Более того, в январе случилось из рук вон выходящее событие — выпал снег!» — высмеял Иван Ургант в эфире шоу «Вечерний Ургант» неубранный Петербург в первую зиму руководства городом Александра Беглова, назначенного врио губернатора 3 октября 2018 года. Тогда горожане жаловались на скользкие тротуары, на сосульки, падающие с крыш, на горы снега во дворах и вдоль дорог. Город, заваленный снегом, так надоел петербуржцам, что они стали выходить на одиночные пикеты. В ответ Беглов раздал чиновникам лопаты для уборки улиц. Но и это не помогло. «Чище в Петербурге стало только с приходом весны, когда весь снег растаял», — писал «МК».
Официально Беглов вступил в должность губернатора 18 сентября 2019 года, и фактически он управляет городом уже больше трех лет. Но за этот срок мало что изменилось.
Реконструкции.нет
Едва ли не каждый день на первых полосах питерских изданий появляются новости с кричащими заголовками: «Поток кипятка хлынул на ребенка при прорыве трубы в Петербурге», «Фонтан воды высотой с многоэтажку забил в Петербурге из-за прорыва трубы», «Рекорд по прорывам: в Петербурге произошли три коммунальные аварии, в воде плавали люди и машины», «Экскаватор провалился под грунт во дворе на Ситцевой улице», «В центре Петербурга провалился грунт. Очевидцы сообщают о двух погибших», «С фасада школы на улице Правды обвалилась штукатурка» или «Женщина пострадала после падения штукатурки с дома на Васильевском острове».
Из официальных источников известно, что в Петербурге в плачевном состоянии находятся около семи тысяч зданий, в том числе имеющих статус культурного наследия. В октябре Сообщество анонимных художников и молодежное движение «Город перемен» провело закрытую выставку «Руины Петербурга» на территории завода «Красный треугольник». Основная цель выставки — привлечь внимание к разрушающимся петербургским зданиям.
«Мы сняли более 40 сюжетов о руинах Петербурга, написали сотни писем в администрацию, губернатору и в ответственные ведомства, но наблюдаем лишь бездействие чиновников и уничтожение великого Петербурга. Местные законы направлены против инвесторов, которые готовы принять участие в сохранении зданий», — говорит активист «Города перемен» Артемий Журавлев. Представители этого движения направили заявку в Книгу рекордов Гиннесса с предложением рассмотреть Петербург как город с самым большим количеством исторических руин в мире.
Исторический центр Петербурга — это часть Всемирного наследия ЮНЕСКО, но городу это не очень помогает. Там десятилетиями стоят полуразрушенные исторические здания — и никто их не собирается ремонтировать. На горожан регулярно падают фрагменты декора обветшавших жилых домов: год назад в центре рухнуло несколько балконов, уже в этом году со многих исторических зданий осыпалась штукатурка. Падала она прямо на головы прохожим, среди пострадавших — двухлетний ребенок.
Власти почему-то на это особого внимания не обращают. Ждут, когда из Кремля позвонят? И, видимо, дождутся. Более 120 петербургских предпринимателей, уставших от бездействия местных властей, обратились к президенту страны по поводу реконструкции Апраксина двора — одного из первых в Петербурге торговых комплексов, история которого насчитывает более 250 лет. Сегодня эти торговые ряды больше смахивают на бывший столичный «Черкизон».
Как сообщает телеканал «Царьград. Санкт-Петербург», бизнесмены попросили Владимира Путина лично дать распоряжение Александру Беглову как можно скорее начать восстановление исторического памятника. Автор открытого письма президенту, предприниматель Любовь Рудакова считает, что власти Северной столицы намеренно тормозят начало работ. Ранее она лично обращалась к губернатору Беглову с просьбой начать реставрацию Апраксина двора. Ответа Рудакова так и не дождалась, поэтому вынуждена была обратиться к президенту страны.
По данным экспертов, в топовом списке территорий, которые надо спасать, помимо Апраксина двора значатся квартал Конюшенного ведомства, форты Кронштадта и Павловские казармы. Проекты их реконцепции уже десятилетиями не претворяются в жизнь. А все из-за несовершенства градостроительного кодекса и отсутствия воли власти.
По словам соучредителя архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаила Кондиайна, сейчас 50 процентов фонда рядовой застройки в центре города находится в катастрофическом состоянии. Впереди Питер ждет очень опасная ситуация: город начнет разрушаться. Как в анекдоте: «Ежик шел по лесу, забыл, как дышать, и умер. Пришел в себя, вспомнил, но было поздно».
Дырявая крыша
Помимо сохранения культурного наследия, городу не менее важна забота о его жителях. Ежегодно из бюджета выделяются миллиарды рублей на капремонт жилого фонда, но на что именно они идут — видно плохо. Так, по данным Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на 30 сентября 2021 года, в краткосрочном плане реализации программы капитального ремонта в Санкт-Петербурге в 2021 году находилось 407 объектов. А информация по уровню готовности объектов почему-то не является публичной. И всего 5 районов из 18 публикуют краткосрочный план капитального ремонта на 2021 год, да и то с актуальностью только на начало года.
Вместе с тем есть данные интернет-газеты «Фонтанка.ру», где указываются данные из внутреннего отчета Жилищного комитета на 4 августа 2021 года. На тот момент в плане реализации находилось 355 крыш, из них всего 16 процентов находились в 95- или 100-процентном состоянии готовности. В Центральном районе, где больше всего объектов (по данным Фонтанки — 61), только в 14 процентах объектов готовность достигла 50 процентов, в 16 процентах объектов работы на 4 августа еще даже не начались. Как минимум в 201 многоквартирном доме Санкт-Петербурга крыши находятся или в неотремонтированном состоянии, или в состоянии незавершенного капитального ремонта. Вследствие этого в домах могут быть протечки, а на верхних этажах — пониженная температура.
Лопата губернатора
Между тем северный город входит в зиму. Не повторятся ли для жителей события трехлетней давности, когда Питер тонул в сугробах? Губернатор, отчитываясь о готовности Северной столицы к снежному времени года на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, заявил, что город абсолютно готов к предстоящей зиме. Но эксперты обратили внимание на то, что слова политика вызывают сомнения, особенно если вспомнить цифры 2019 года.
Александр Беглов отметил, что в 2021 году для уборки будет достаточно 2,2 тысячи единиц техники, 6,9 тысячи уборщиков, а также 2 тысячи человек для уборки кровли. Эти цифры значительно отличаются от тех, что озвучивались два года назад: тогда город, по словам Беглова и тогдашнего вице-губернатора Николая Бондаренко, нуждался в 3,5 тысячи единиц техники, 10 тысячах уборщиков и 5 тысячах человек для уборки кровли. По какой причине теперь потребности города занижены? «Может, мы, горожане, чего-то не знаем, и Петербург уменьшился? Или в Смольном научились точно предсказывать погоду, а зима будет бесснежной? Непонятно», — комментируют наблюдатели.
Мусорная реформа
Внешний облик Северной столицы, кроме исторических руин, не красят и несанкционированные свалки, количество которых в последние годы не сокращается, а активно растет. Только по официальным данным таких свалок строительного и бытового мусора в пределах территории Санкт-Петербурга насчитывается более 40. Буквально на днях прокуратура возбудила уголовное дело после обнаружения очередной несанкционированной свалки. На этот раз кучу отходов нашли на Вознесенском шоссе в Колпино. В прокуратуре подсчитали, что размер ущерба окружающей среде составил 11,9 миллиона рублей.
В Санкт-Петербурге ежегодно производят более 1,8 миллиона тонн твердых коммунальных отходов (по данным губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко — 2,7 миллиона тонн). Правительство Санкт-Петербурга заявляет о больших мощностях переработки, указывая на собственный СПб ГУП «МПБО-2». Однако реальная переработка на площадках предприятия пока отсутствует.
Запланированная модернизация площадки «МПБО-2» на Волхонском шоссе стоимостью 5 миллиардов рублей должна быть завершена только к 2024 году. Площадка сможет перерабатывать ежегодно 600 тысяч тонн, сообщает «Ленправда». Суммарно площадки на Волхонском шоссе и в Янине смогут перерабатывать в лучшем случае только 1 миллион тонн отходов в год, следует из территориальной схемы обращения с отходами в Петербурге. Кстати, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существуют свои территориальные схемы обращения с отходами. Остается неизвестным, насколько они согласованы между собой.
Дело — труба
С коммунальным хозяйством в Питере явные проблемы. В городе, где совокупная протяженность теплосетей составляет более 8 тысяч километров, доля сетей, которые нуждаются в замене, — треть от их общей протяженности. На это, согласно программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения Санкт Петербурга», до 2025 года планируется потратить 102,3 миллиарда рублей, из них бюджет Петербурга заплатит 38 миллиардов рублей.
«И что же предполагается на эти деньги сделать?» — задается вопросом журнал «Профиль». И тут же отвечает на него: к 2025 году доля тепловых сетей, которые нужно заменить, уменьшится всего лишь на 1,2 п.п. — до 28 процентов. То есть почти 40 миллиардов рублей будет потрачено на то, чтобы трубы как были изношенными почти на треть, так и остались.
Кстати, по данным городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению, в структуре конечного потребления топливно-энергетических ресурсов в Санкт-Петербурге наибольший объем приходится на население — 44,5 процента. Но и эти топливные ресурсы, среди которых холодная и горячая вода, население получает с потерями. Как отмечают в ведомстве, уровень потерь в тепловых сетях в 2020 году составил 9,6 процента. То есть почти 10 процентов ресурсов просто теряются, а на самом деле их все равно оплачивает потребитель.
И оплачивает не только деньгами, но и своим здоровьем и имуществом. Так, совсем недавно прокуратура Красносельского района Санкт-Петербурга начала проверку после прорыва трубы с горячей водой на проспекте Маршала Жукова. В результате этого инцидента с ожогами были отправлены в больницу три человека, включая десятилетнюю девочку. 15 октября в результате прорыва трубопровода в Курортном районе Петербурга и Сестрорецке без холодной воды остались 47,5 тысячи человек, в том числе около одной тысячи пациентов инфекционной больницы.
В Московском районе 1 ноября произошел прорыв трубы, кипяток обдал около 30 автомобилей и залил перекресток проспекта Космонавтов и улицы Орджоникидзе. В тот же день в Приморском районе на Фермском шоссе лопнула труба и появилась трехметровая яма. В нее провалились две машины, без тепла остался психоневрологический интернат. 6 ноября в доме №37 на Итальянской улице вода, лившаяся из трещин в стене, затопила подъезд.
Подземный город
Не лучше складывается ситуация и под землей. По официальным данным, еще в 2010 году сеть метро отставала от городских потребностей более чем на 25 лет. Только 47 из 111 муниципальных образований города обеспечены метро (2,6 миллиона человек). По расчетам экспертов, согласно старым перспективам развития метро в Санкт-Петербурге должно работать от 150 до 300 станций. По факту их 72.
Одна из причин этой ситуации — отсутствие адекватного планирования. Только за последние пять лет перспективное планирование сократилось в 20 раз. Проектная документация по ближайшим к открытию станциям требует доработки и дополнительного согласования в экспертизе. Проектировщики новой компании АО «МСС» раньше лета 2022 года не смогут перейти к дальнейшему проектированию. А без строительного и проектного заделов, без резервирования земли невозможно говорить о развитии имеющихся станций, поскольку период разработки всего пакета проектной документации занимает не менее пяти лет.
Еще один тормоз для развития метрополитена — длительное согласование проектов. К примеру, проект Красносельско-Калининской линии находился «на согласовании» около десяти лет. За это время он морально и технологически устарел. К списку проблем непременно стоит добавить недостаточное и несвоевременное финансирование «Метростроя».
Вследствие этого строительство многих станций постоянно переносилось, и не только из-за банкротства АО «Метрострой». В настоящее время перенос сроков по строительству 27 новых станций метро Петербурга составляет от 3 до 13 лет. К примеру, сроки сдачи станции «Горный институт» переносились с 2011 года больше шести раз. Теперь Беглов обещает открыть ее в 2024 году. В конце 2024 года, по его словам, также откроются вестибюли станций метро «Юго-Западная» и «Путиловская», хотя это планировалось еще на 2021 год. Жители Красносельского района ждут эти метростанции уже 25 лет.
Падающий рейтинг
Все эти проблемы не добавляют привлекательности городу на Неве и его руководству. Как следствие — падение рейтингов и города, и его руководителя. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), Петербург в рейтинге инвестиционной привлекательности опустился на низшие позиции. Действующий рейтинг отвел региону восьмое место — город делит его с Калужской и Ярославской областями.
Фонд «Петербургская политика» по итогам октября назвал Санкт-Петербург «регионом с пониженной устойчивостью» (третья от начала градация из четырех возможных). По данным РИА Рейтинг, по закредитованности населения Питер находится на 17-м месте, а по среднедушевому долгу — на восьмом. По способности населения накопить на новый автомобиль — 11-е место по стране.
Федеральный рейтинг показателя стабильности рабочего места управляющих регионами («Политброкер») дал Беглову оценку «стабильно», но при этом отметил, что реальный рейтинг губернатора «ушел в крутое пике» после скандальных событий вокруг сентябрьских выборов в ЗАКС Петербурга. А публичный рейтинг на основе анализа поисковой выдачи PravdaSERM по запросу (положительно/отрицательно) установил Беглова по итогам октября на 63 место из 85 возможных.