Утром в понедельник, 26 сентября, 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, переделанными под боевые патроны, вошел в школу №88 города Ижевск (Удмуртия) и начал стрелять во всех, кто попадался ему на глаза. Прежде чем свести счеты с жизнью, он убил 17 человек: шестерых взрослых — охранников и учителей — и 11 школьников. Еще 23 человека получили ранения. Подробности самой кровавой за последние годы атаки на школу выясняла «Лента.ру».
Артем Казанцев, напавший на ижевскую школу №88, сам когда-то окончил это учебное заведение и жил рядом. Известно, что мужчина симпатизировал неонацистским движениям: в то утро он отправился в школу в майке с нацистской символикой и балаклаве.
Разрешения на оружие у Казанцева не было, да и не могло быть, так как он состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Однако стволы и патроны он все же где-то достал: пришел в школу с двумя пистолетами Макарова. По предварительным данным, это было пневматическое или травматическое оружие, кустарным способом переделанное под стрельбу боевыми патронами.
Около 11:00, расстреляв на входе двоих охранников, Казанцев стал ходить из класса в класс и расстреливать всех, кто встречался ему на пути. По словам учеников, выстрелы раздались во время уроков, но в школе не сразу поняли, что произошло. Одним из первых получил ранение Илья (здесь и далее имена школьников изменены в соответствии с законодательством).
Казанцев ранил Илью в правую часть груди, но мальчик, несмотря на сквозное ранение, добрался до кабинета директора и поднял тревогу. «Выкриков не было — только стрельба», — вспоминал Илья несколькими часами позже в больничной палате. Когда стало ясно, что на школу напали, учителя попросили всех сидеть максимально тихо. По словам школьницы Светланы, ученики закрылись в классе и спрятались за шкафы.
Другой ученик школы, Андрей, после первых выстрелов спрятался в кабинете с одноклассниками и учителем — всего их было 17-18 человек. Никто из них не пострадал.
Как рассказала Татьяна (имя изменено) — мать одного из учеников школы №88, детей эвакуировали вполне организованно, по классам. «Правда, кто-то говорил, что некоторые дети еще и выпрыгивали из окон, когда все только началось», — сообщила она. По ее словам, около 11 часов утра ей написал сын: «Мам, мне страшно. Я тебя люблю, нас расстреливают». Татьяна поначалу подумала, что сын шутит, но после увидела сообщения в школьном чате: там призывали не подходить к школе и не звонить детям.
По воспоминаниям Ильи, стрельба продолжалась минут 10-15, не больше: после этого Артем Казанцев, зайдя в один из классов, покончил с собой. При этом убийца оставил больше десятка пистолетных магазинов, полных боевых патронов: на каждом из них красной краской было написано всего одно слово — «Ненависть». Страшно представить, что было бы, если бы Казанцев пытался расстрелять их все. Впрочем, и без этого трагедия в ижевской школе установила печальный рекорд, став самым массовым расстрелом в учебном заведении за последние годы.
По данным Следственного комитета России (СКР), жертвами нападения на школу №88 стали 17 человек: 6 взрослых (в том числе два охранника и два учителя) и 11 учеников. Еще 21 ребенок и двое взрослых получили ранения. Атака на ижевскую школу по числу жертв обошла такие громкие трагедии, как расстрел в казанской гимназии №175 11 мая 2021 года (9 погибших и 24 раненых) и атака на Пермский госуниверситет 20 сентября 2021 года (6 погибших и более 20 раненых).
В этих случаях в роли преступников выступали молодые люди: 19-летний Ильназ Галявиев в Казани и 18-летний Тимур Бекмансуров в Перми. Причем оба стреляли из дробовиков. Но Артем Казанцев, во-первых, куда старше их, а во-вторых, он использовал иное и, как оказалось, куда более смертоносное оружие. Как у Казанцева появились пистолеты, пока непонятно. Но не исключено, что он достал их благодаря своим связям с националистами.
Следователи уже приступили к обыскам у Казанцева дома. Они собираются проверить его взгляды, окружение, а также приверженность Казанцева неофашистским взглядам и нацистской идеологии. Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» источник в правоохранительных органах, именно националистические группировки часто занимаются переделкой в боевое различного оружия — сигнального, пневматического и травматического.
После трагедии в Ижевске в город прибыли министр здравоохранения России Михаил Мурашко и министр просвещения Сергей Кравцов, глав министерств доставили в Удмуртию спецбортом МЧС. Вместе с ними прибыли медики и психологи. В настоящее время девять детей, пострадавших при стрельбе, находятся в реанимации.
Глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что в школе №88 обучается 1200 учеников, а ее охрану обеспечивает частное охранное предприятие (ЧОП). Он уточнил, что в школе соблюдались все необходимые меры безопасности. Однако прокуратура уже начала проверку обеспечения безопасности учеников и сотрудников образовательных учреждений Удмуртии — охраны и пропускных режимов, а также соблюдения законодательства при обороте оружия.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков после произошедшего в Ижевске также призвал проанализировать эффективность мер безопасности в учебных заведениях. Песков назвал случившееся террористическим актом и добавил, что президент глубоко скорбит в связи с гибелью людей. Преступник, устроивший стрельбу в школе, вероятнее всего, принадлежит к неофашистской организации или группировке, отметил представитель Кремля.
В данный момент уголовное дело возбуждено по пунктам «а», «в» и «е» части 2 статьи 105 («Убийство двух и более лиц, в том числе малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершенное общеопасным способом») и части 1 статьи 222 («Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему») УК РФ. По поручению председателя СКР Александра Бастрыкина дело передано в Главное следственное управление (ГСУ) ведомства.
Между тем атака на ижевскую школу №88 в очередной раз подняла в обществе дискуссию о том, как не допустить повторения подобных трагедий. В Госдуме намерены в ближайшее время обсудить вопрос увеличения штата Росгвардии для защиты школ — об этом заявил депутат Андрей Альшевских. По его словам, сейчас «в каждую школу по росгвардейцу не посадишь, потому что это штаты».
Иной точки зрения придерживается член комитета Госдумы по науке и высшему образованию Михаил Кузьмин. В беседе с «Лентой.ру» он отметил, что организацией безопасности в учебных учреждениях не должны заниматься полиция или Росгвардия, поскольку это не их функции, и обеспечение круглосуточного дежурства в школах силами этого ведомства будет слишком дорогостоящим.
По мнению Кузьмина, целенаправленная охрана школ полицейскими или росгвардейцами обернется огромнейшими тратами, которые могут быть сопоставимы со строительством десятков школ. Депутат считает, что помешать таким трагедиям, как стрельба в Ижевске, могут участковые, ведущие тщательную работу в своих районах.
C 26 по 29 сентября в Удмуртии объявлен траур по погибшим при стрельбе в ижевской школе №88. Глава Удмуртии Александр Бречалов сообщил об открытии горячей линии для родственников и близких погибших и пострадавших.