Неправильное питание провоцирует множество проблем со здоровьем, от которых страдают миллионы людей по всему миру. По данным ВОЗ, у 2,2 миллиарда человек есть избыточная масса тела или ожирение. Такая ситуация ударяет и по показателям стран — падает производительность труда, а расходы на медицинское страхование растут. Бороться с потенциально вредной пищей пытаются в том числе экономическими и финансовыми решениями — налогами на сахар и жир и ограничениями по рекламе. Подобные решения уже практикуют десятки стран, а недавно к ним присоединилась и Россия, введя акциз на сладкие напитки. Горькая необходимость — в материале «Ленты.ру».
Ожирение приводит к 12 видам рака, сердечно-сосудистым заболеваниям и диабету. Избыточный вес является четвертым по значимости фактором смертности после гипертонии, неправильного питания и курения. В европейском регионе каждый год из-за проблем, связанных с лишним весом, умирают более 1,2 миллиона человек. При этом количество людей с ожирением увеличивается — за последние 40 лет оно утроилось. В России от этой проблемы страдают около 40 миллионов человек.
Все это негативно влияет и на демографию, и на экономику. По подсчетам 2014 года, ежегодные потери из-за ожирения оценивались почти в три процента мирового ВВП, около двух триллионов долларов. По негативному влиянию его опережали лишь курение и вооруженные конфликты вместе с терроризмом.
Проблеме пытаются противостоять — в том числе делая потребление вредной еды невыгодным. Основным путем становится введение налогов — на сладкие напитки или высококалорийную пищу. Так, налог на газировку сегодня ввели больше 50 стран. Исследования показывают, что такой подход действительно помогает снизить продажи газировки, хотя с уверенностью утверждать, помогает ли это сократить количество людей с ожирением, все же нельзя.
«Налог на жир» первой в Европе ввела Дания: в 2011 году власти обложили акцизом всю продукцию, в которой содержится более 2,3 процента насыщенных жиров.
Но эксперимент провалился — цены на продукты в стране выросли, а датчане начали закупаться в соседней Германии. Закон критиковали, к 2013 году налог действовать перестал. Впрочем, исследователи обнаружили, что потребление овощей и фруктов в этот период все же выросло. Параллельно, однако, люди начали покупать и больше продуктов с высоким содержанием соли, что тоже создает риски для здоровья.
Параллельно с Данией борьбу с нездоровым питанием начала Венгрия: там в 2011 году был введен налог на продукты, содержащие много сахара, соли, углеводов и кофеина. К 2016 году 19 процентов людей сократили потребление сладких безалкогольных напитков. В целом 73 процента снизили потребление вредной пищи за четыре года существования налога. Из них более двух третей начали переходить на более здоровую альтернативу — воду, фрукты и овощи, зелень.
Чуть позже в гонку против фастфуда вступила Франция. Там в 2012 году ввели налог на напитки с сахаром или подсластителями, а в 2017-м — был принят закон, который запрещает общепиту наливать людям газировку в неограниченном количестве бесплатно или по фиксированной цене. Также в стране с 2004 года в школах запрещены автоматы, которые продают закуски или напитки, кроме фруктов и воды. А в 2011 году из школьных обедов убрали кетчуп, при этом картофель фри может быть в меню не чаще одного раза в неделю. На фоне действия этих мер людей, страдающих от лишнего веса, во Франции стало меньше. Если в 2015 году показатель был 49 процентов, то в 2020 году он снизился до 47,3 процента.
В Великобритании, где почти две трети жителей страны страдают избыточным весом, налог на сладкие напитки был введен в 2018 году. Впервые власти объявили о таких планах в марте 2016 года, после чего половина производителей газировки снизила содержание сахара в своей продукции. В итоге в супермаркетах стало меньше напитков с высоким содержанием сахара (с 2015-го по 2019 год их доля сократилась с 49 до 15 процентов). Ученые Кембриджского университета пришли к выводу, что налог на сахар сократил на 8 процентов (то есть примерно 5 тысяч человек в год) уровень ожирения среди девочек старшего возраста. Оценивались изменения в уровнях ожирения в период с 2014 по 2020 год.
Были и необычные инициативы — например, в прошлом году британцам, страдающим от ожирения, предлагали платить из бюджета в обмен на похудение.
Власти параллельно намеревались идти по другому пути: был подготовлен законопроект о запрете рекламы бургеров, пиццы и картошки фри на телевидении до 21:00. Впрочем, меры отложили, что вызвало критику. По прогнозу Cancer Research, к 2040 году 71 процент британцев будут иметь избыточный вес (по сравнению с 64 процентами на сегодняшний день). «Отсрочка ограничений на рекламу нездоровой пищи — это шокирующий шаг со стороны правительства, у которого нет веских оснований для этого», — заявила директор Альянса по борьбе с ожирением Кэтрин Дженнер.
Российские попытки бороться с проблемой лишнего веса в последние годы тоже были отмечены инициативами по ограничению рекламы вредной пищи. В 2015 году ее предлагали приравнять к рекламе алкоголя: депутат Госдумы Василий Шестаков хотел запретить продвижение вредной еды в печатных изданиях, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних, а также в теле- и радиопередачах с 07:00 до 22:00. Ограничения должны были коснуться газировки, чипсов, маргарина, кондитерских изделий и некоторых видов колбас. Цель была — сформировать культуру рационального питания у молодежи, что способствовало бы сохранению нормального веса, давления и показателей крови. Но в 2016 году Госдума отклонила законопроект.
В 2017 году Минздрав создал стратегию по формированию здорового образа жизни населения до 2025 года, в котором тоже предложил ограничить все формы рекламы фастфуда, сладостей и газировки. В августе 2022 года уже Минцифры вместе с Минпромторгом, Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) начали прорабатывать возможный запрет рекламы фастфуда, газировки и продуктов с высоким содержанием жира и соли на телеканалах в дневное время.
Появлялись и инициативы, которые реализованы так и не были. Например, в 2014-м депутаты от ЛДПР предложили размещать на упаковках фастфуда изображения, предупреждающие о вреде быстрого питания. По их мнению, нужно, как на сигаретных пачках, размещать «устрашающие» картинки, чтобы россияне знали об опасностях фастфуда. Злоупотребление им, как отмечали депутаты, грозит ожирением, вызывает поражения внутренних органов, болезнь легких, сердца, почек, печени. В торговых сетях выступили против этой инициативы, предложение реализовано не было, как и идея взимать дополнительный налог на прибыль с иностранных компаний, работающих в сфере быстрого питания.
В 2020 году парламентарии предлагали крупнее печатать информацию о калорийности продуктов на упаковке и в меню заведений, а также направлять налоги от фастфуда на борьбу с ожирением. Идею тоже не осуществили.
Зато «налог на сахар» в России по мировому опыту все же появился — после долгой истории обсуждений. Еще в 2015 году депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев предлагал ввести акцизы на чипсы и газировку. «Ожирение и диабет становятся настоящим бичом в России: 45 процентов взрослого населения страдают от избыточного веса, а 3,3 миллиона человек страдают от сахарного диабета. При этом 90 процентов случаев относятся к сахарному диабету второго типа — то есть не наследственному, а приобретенному в результате неправильного питания», — говорил он.
В 2016 году с предложением ввести акциз на напитки с добавлением сахара выступал Минфин, апеллируя к глобальным трендам. Идею тогда отложили и вернулись к ней только к 2022 году. К концу ноября этого года был подписан закон, который вводит с 1 июля 2023 года акциз на сахаросодержащие напитки в размере семи рублей за литр. Дополнительные доходы бюджета оцениваются в 35 миллиардов рублей ежегодно, а деньги власти обещают направить на борьбу с сахарным диабетом. Минздрав поддержал введение налога, понадеявшись, что меры помогут снизить чрезмерное потребление сахара.
Между тем в этом году кризис вынудил россиян экономить на ресторанах и чаще есть фастфуд. У точек быстрого питания за март-апрель 2022 года стало на четыре процента больше заказов при росте среднего чека на 11 процентов. При этом в России за 12 лет количество потребителей фастфуда выросло вдвое, почти половина населения страны признается, что иногда ест вредную пищу.
Слабое место любых налогов на продукты заключается в том, что все это ударяет по кошельку потребителей. С другой стороны, масштабы проблем с ожирением и рисками диабета заставляют искать способы противостоять этим рискам. Эксперты замечают, что необходим комплексный подход. Необходимо повышать уровень жизни и бороться с бедностью, чтобы доходы людей позволяли им есть качественную и здоровую пищу вместо дешевых бургеров.