Менее чем через два месяца, 20 мая, истекает срок полномочий президента Украины Владимира Зеленского. В Конституции Украины нет запрета на голосование во время боевых действий, однако Верховная Рада настаивает на приостановке всех электоральных процедур до окончания конфликта. Оппозиция в свою очередь требует строго соблюдать конституционные нормы, заявляя, что в противном случае по истечении срока полномочий президент превратится в узурпатора. В ответ на это Владимир Зеленский называет своих оппонентов «российскими агентами» и серьезно готовится к дню икс, о чем свидетельствуют последние перестановки в высших эшелонах власти. Сперва пост главнокомандующего покинул Валерий Залужный, которого считают основным политическим конкурентом президента, а вслед за ним с должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины был смещен Алексей Данилов. В том, почему на Украине решили отменить выборы и как кризис легитимности Владимира Зеленского повлияет на будущее президента и всей страны, — разбиралась «Лента.ру».
В конце февраля Комитет по вопросам разведки при президенте Украины выпустил заявление, в котором обвинил российские спецслужбы в подготовке секретной операции по управляемой смене власти в стране. Россия, по заявлению сотрудников ведомства, готовит серию информационных атак, ставящих под сомнение легитимность украинской власти.
Цель плана под кодовым названием «Майдан-3» — деморализовать гражданское общество и усилить раскол внутри политической элиты. Параллельно «агенты Кремля» в Европейском союзе и США должны развалить коалицию союзников и заставить западных политиков отказаться от поддержки Украины.
В Службе внешней разведки Украины «спецоперацию» назвали крупнейшей в мировой истории информационной атакой. Ее бюджет, по подсчетам аналитиков, должен составить более полутора миллиардов долларов, из которых только 250 миллионов Россия якобы потратит «на пропаганду антиукраинских настроений» в мессенджере Telegram.
Согласно плану, завербованные украинские политики должны были якобы начать искусственно продвигать в повестке дня «мнимые проблемы»: конфликт разных ветвей власти, усталость граждан от боевых действий, недовольство мобилизацией и высоким уровнем коррупции в стране. Все — чтобы уже в декабре прошлого года добиться отставки президента Владимира Зеленского.
Заслуживает внимание также момент, когда Владимир Зеленский впервые упомянул про «Майдан-3». Всего за несколько недель до этого он сообщил об отказе от проведения в 2024 году президентских выборов.
На это обратили внимание официальные лица в России, среди которых был спикер Государственной Думы Вячеслав Володин: «Владимир Зеленский заявляет, что боится нового Майдана. Из страха перед будущим цепляется за личную власть. Потеряв поддержку украинского народа, чтобы сохраниться, отменяет выборы. Тем самым приближая неизбежность нового Майдана».
Объясняя отказ от проведения выборов, Владимир Зеленский подчеркнул: внимание общества и ресурсы страны должны быть целиком направлены на фронт. При этом политик уверен, что с легкостью победит на голосовании, если оно состоится.
По информации украинских СМИ, еще в декабре прошлого года он считал иначе. В офисе президента (ОП) Украины были не готовы проводить выборы, потому что видели угрозу в популярности бывшего главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного.
Хотя военный не заявлял о своих политических амбициях открыто, многие противники действующего президента называли его основным претендентом на роль лидера украинской оппозиции.
Опасения команды президента выглядели обоснованно. Проведенный в декабре по их заказу закрытый опрос показал: рейтинг доверия Владимира Зеленского обрушился до 32 процентов, в то время как рейтинг Залужного рос. Популярностью пользовалась даже несуществующая «партия генерала».
На Банковой решили проблему популярности военного радикально: сначала его сняли с должности, а затем отослали из страны, назначив чрезвычайным и полномочным послом Украины в Великобритании.
Очевидно, власти серьезно готовятся к дню икс — моменту, когда истекут конституционные полномочия президента. Так, 26 марта с поста секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины был уволен Алексей Данилов. И хотя его отставка была прогнозируемой — как минимум о ней говорилось на протяжении последнего месяца после скандальных заявлений чиновника, — ее связывают с попыткой власти усилить орган, который в последние годы запомнился применением репрессивно-карательных мер, в том числе в отношении сограждан.
Что же касается голосования, то у офиса президента Украины сейчас есть несколько аргументов против проведения выборов.
Во-первых, электоральные процедуры Украине просто не по карману. Согласно подсчетам Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины, президентские выборы обойдутся стране в 5,4 миллиарда гривен, а выборы в Верховную Раду — еще в 3,7 миллиарда гривен. При этом дефицит бюджета страны в 2024 году без расходов на проведение голосования уже составляет 14,9 триллиона гривен.
Во-вторых, как объяснял Владимир Зеленский, законодательство страны не позволяет провести выборы в условиях военного положения. Однако с этим согласны далеко не все политические силы в стране.
Согласно Конституции Украины, 31 марта 2024 года в стране должны пройти выборы президента. Противники Владимира Зеленского утверждают, что после истечения пятилетнего срока действующий президент превратится в узурпатора.
По мнению бывшего депутата и генерального прокурора Украины Юрия Луценко, для президента боевые действия — всего лишь предлог, чтобы сохранить власть: «Этот человек настроен быть президентом долго и вообще решил не заморачиваться какими-либо юридическо-правовыми или политико-правовыми шагами ни в парламенте, ни в Конституционном суде Украины».
Однако, как отмечает директор Украинского института политики, политолог Руслан Бортник, за подобными рассуждениями стоят политики, близкие к Петру Порошенко. Сторонники бывшего президента хотят расколоть общество и, воспользовавшись политическими неурядицами, вернуть власть в стране.
При этом действующие власти жестко отвечают на заявления со стороны оппозиции: так, уже бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов назвал перспективу проведения выборов угрозой существования страны.
Сам же Владимир Зеленский уверен, что его оппонентов волнует не будущее Украины, а распространение «кремлевских нарративов»: «О легитимности — это не мнение западных партнеров или кого-то внутри Украины, это нарратив и программа Российской Федерации (...). Для всех, в принципе, понятно, что это программа россиян. Все против этого, абсолютно все».
Но в действительности отказ Украины от проведения голосования критиковали и в США, и в Европейском союзе. Член Республиканской партии США Вивек Рамасвами в ходе теледебатов назвал Владимира Зеленского «клоуном в карго-штанах», который шантажирует западные страны отменой выборов. Схожие мысли озвучивал сенатор Линдси Грэм (внесен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов), известный своими критическими заявлениями в отношении России: если Украина хочет называться демократией — там должны проводиться электоральные процедуры.
Призывы к проведению выборов звучали и от европейских политиков. Министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг, к примеру, в ноябре прошлого года высказался однозначно — Украина не может вечно переносить голосование.
По мнению как сторонников, так и противников Владимира Зеленского, вопрос легитимности президента после окончания каденции зависит от определения правомерности отмены выборов. Эксперт в сфере сравнительного конституционного права Иван Брикульский считает, что конституционные нормы в этом отношении нельзя трактовать однозначно, речь идет о «конституционном клинче», отметил он в разговоре с «Лентой.ру».
Определение правомерности отмены выборов становится вопросом трактовки конституционных норм. Спор идет о толковании статей 83, 103 и 108 Конституции Украины. Позицию соратников действующего президента озвучивал бывший судья Конституционного суда Украины Николай Мельник.
По его мнению, хотя статья 103 устанавливает пятилетний срок пребывания в должности президента, она также предусматривает выполнение им своих полномочий и за пределами указанного периода. Николай Мельник ссылается на статью 108 о непрерывности исполнения государственных обязанностей, согласно которой президент Украины выполняет полномочия до вступления в должность следующего президента.
С такой трактовкой статьи 108 не согласен бывший депутат Верховной Рады, доктор юридических наук Валерий Карпунцов. По его мнению, норма касается ситуации, когда выборы состоялись и определен следующий президент. Действия Владимира Зеленского в этом смысле необходимо трактовать как узурпацию власти и квалифицировать в соответствии с Уголовным кодексом.
Проблема в том, что механизма лишения власти «засидевшегося» президента в Конституции Украины нет. Как отмечает Иван Брикульский, выборы могут быть назначены только Верховной Радой, но ответственности за непроведение голосования парламент не несет.
В легитимности Владимира Зеленского после окончания каденции сомневаются и в его собственной команде.
По информации издания «Зеркало недели», юристы офиса президента Украины в конце февраля подготовили обращение к Конституционному суду Украины с просьбой разъяснить правовой статус действующего президента после 20 мая, но до сих пор не отправили документ. Журналисты связывают это с опасениями Банковой не получить нужного решения.
Расклад сил внутри Конституционного суда Украины, по мнению Ивана Брикульского, играет на руку президенту: из 13 судей шесть были назначены по президентской квоте, а еще один судья — бывший депутат Верховной Рады от партии «Слуга народа».
Согласно статье 106, круг президентских полномочий определяет исключительно Конституция Украины. Попытки судей обосновать неограниченный срок правления президента, то есть расширить его власть с помощью судебного решения, будут противоречить Основному закону, считает Иван Брикульский.
«Говоря проще, в попытке обосновать легитимность главы государства обнаруживается куда больше рисков и угроз. Самым простым и удобным решением будет простое игнорирование этой проблемы, тем более ни президент, ни парламент, который состоит из сторонников президента, не несут практически никакой ответственности», — отмечает эксперт.
Схожую позицию занимает Никита Ломагин, специалист в области международных отношений, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. В разговоре с «Лентой.ру» политолог объяснил, что подконтрольный Владимиру Зеленскому Конституционный суд Украины может принять необходимое решение, но вопрос о легитимности президента будет определяться динамикой вооруженного конфликта. До тех пор, пока продолжаются боевые действия, власть на Украине не заинтересована в проведении выборов.
По его словам, политическая ситуация в стране после истечения установленного срока полномочий президента вряд ли изменится фундаментально. На Украине не осталось сил, которые могут поставить под сомнение легитимность Владимира Зеленского. Валерия Залужного отправили на дипломатическую службу, а против Алексея Арестовича (внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов) возбуждено уголовное дело.
В стране установился авторитарный националистический режим, и гражданское общество неспособно сопротивляться решениям власти, сколь непопулярными бы они не были.
Для США и Европейского союза выборы на Украине, по мнению Никиты Ломагина, не имеют никакого значения. США, участвуя в конфликте, стремятся сохранить свой статус лидера коллективного Запада и пытаются заработать политические очки, которые помогут переизбраться действующему президенту Джо Байдену на выборах. Белый дом не волнует украинская демократия или легитимность президента.
Это утверждение справедливо и в отношении Европейского союза: национальные правительства вложили в конфликт слишком много ресурсов, чтобы отказаться от поддержки Украины из-за формально-юридических процедур.
Право Владимира Зеленского на сохранение власти будет зависеть от комплекса факторов, в первую очередь от успехов Вооруженных сил Украины на фронте. «Война — великий архитектор истории», — подчеркивает Никита Ломагин.