«Мы готовы к жесткому торгу» В России и США говорят о начале переговоров по Украине. Какие вопросы обсуждают на тайных встречах?
Политолог Василий Кашин: США и Россия заинтересованы в переговорах по Украине
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
подготовил к публикации Александр Непогодин (руководитель направления международной редакции)
Весь мир следит за заявлениями Дональда Трампа по Украине. Теперь он уже не обещает завершить боевые действия в 24 часа, но говорит о существенном прогрессе в ходе контактов с неназванными представителями России. Эти консультации наверняка связаны с тем, что уже через неделю специальный посланник президента США Кит Келлог представит план урегулирования конфликта на Мюнхенской конференции по безопасности, а затем посетит Киев, где, судя по всему, будет убеждать президента Украины Владимира Зеленского принять условия этого плана. В России пока осторожно говорят о контактах с представителями новой администрации США, но Зеленский впервые за долгое время допустил переговоры с Россией и проведение президентских и парламентских выборов — теперь на этом настаивает не только Кремль, но и Белый дом. Что скрывается за словами Дональда Трампа о контактах с Россией, как на них реагируют на Украине и каких действий по урегулированию конфликта стоит ждать в ближайшее время — разбиралась «Лента.ру».
«Мы уже начали диалог»
Президент США Дональд Трамп продолжает заявлять о скорых переговорах с Россией и возможном завершении конфликта на Украине. В последние дни его высказывания становятся все более определенными: по его словам, некие обсуждения уже идут.
Кроме того, он назвал эти обсуждения очень серьезными. По его мнению, в ближайшее время может быть предпринято что-то существенное в этом направлении.
Слова Дональда Трампа подтверждают и члены его администрации — в частности, специальный посланник президента США по России и Украине Кит Келлог: «Вы можете прочитать между строк, что именно так на самом деле и создается рычаг. Он отлично заключает сделки».
О заинтересованности сторон в переговорах заявил и государственный секретарь США Марко Рубио. Он подчеркнул, что боевые действия не завершатся чьей-либо однозначной победой, поэтому и России, и Украине выгоднее как можно скорее найти политическое решение.
Несмотря на активные высказывания представителей команды Трампа, пока неясно, что именно скрывается за их словами. Однако в СМИ заявления уже рассматривают как реальный прогресс в переговорах с Россией.
При этом ожидается, что США представят свой план урегулирования конфликта на Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет 14-16 февраля. В мероприятии примет участие Кит Келлог, который после этого планирует посетить Киев.
Детали плана пока неизвестны. Возможно, он будет включать замораживание боевых действий по линии фронта, альтернативные гарантии безопасности для Украины при условии нейтрального статуса, проведение президентских и парламентских выборов и отказ украинской стороны от притязаний на выход к границам 1991 года
Любопытно, что среди последних заявлений Кита Келлога по Украине, которые могут косвенно свидетельствовать о пунктах плана США, есть следующие:
США имеют отчет о том, как расходовались средства на помощь Украине: «США предоставили Украине более 174 миллиардов долларов. И мы поставили генеральных инспекторов на местах в Украине и здесь, чтобы отслеживать эти деньги»;
на Украине необходимо провести президентские и парламентские выборы (после окончания военных действий, но не позднее 2025 года): «В каждом демократическом государстве должны проходить выборы. Раньше мы проводили выборы и во время войн. Сейчас они не могут, потому что это записано в их Конституции»;
Украина ни при каких условиях не получит ядерное оружие: «Шансы на то, что они вновь получат ядерное оружие, примерно между мизерными и нулевыми»;
боевые действия на Украине должны прекратиться через 100 дней: «Это не будет чем-то вроде Афганистана, который длился четыре года. Это не должно превратиться в "вечный процесс". Это должно быть краткосрочным решением для обеих стран, и не только для них».
Кит Келлог при этом известен как сторонник жесткого подхода к России и приверженец концепции «мира через силу». В этом его поддерживает советник по национальной безопасности Майк Уолтц. Однако оба признают, что при урегулировании конфликта важно учитывать интересы всех сторон.
В то же время другие члены команды, прежде всего вице-президент Джей Ди Вэнс, более явно выступают за сокращение помощи Украине. Государственный секретарь Марко Рубио назвал текущее финансирование тупиком, намекая на его бесперспективность.
На этом фоне Дональд Трамп, напротив, рассуждает о необходимости получить от Украины редкоземельные металлы, связывая это с возможной сделкой.
Интересно, что Владимир Зеленский одобрил идею добывать полезные ископаемые вместе с зарубежными партнерами в обмен на продолжение помощи, но уточнил, что большинство месторождений находится на территориях, неподконтрольных Вооруженным силам Украины.
«Контакты интенсифицировались»
В России на заявления Дональда Трампа о переговорах пока реагируют осторожно. В Кремле не сообщают о телефонных разговорах на высшем уровне, но признают рост контактов между неназванными российскими и американскими ведомствами.
Однако о деталях этих контактов Дмитрий Песков говорить не стал. Он лишь уточнил, что Россия готова к диалогу, в том числе с Владимиром Зеленским, но только в случае отмены запрета на переговоры со стороны Украины.
Интересно, что в The New York Times уже интерпретировали эти слова как признак прогресса в российско-американских переговорах по Украине и возможного обсуждения плана прекращения боевых действий. При этом журналисты издания отмечают, что разногласия между сторонами сохраняются
Одним из ключевых вопросов для России остается легитимность Владимира Зеленского. В России положительно восприняли изменение риторики США, которые теперь настаивают на проведении выборов на Украине.
Владимир Путин ранее подчеркивал, что именно это является условием признания легитимности властей: «Вы знаете, если [на Украине] кто-то пойдет на выборы, получит легитимность, мы будем с любым человеком разговаривать».
Готовность России к переговорам с США подтвердил и заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Однако, по его словам, первый шаг должна сделать американская сторона.
«Мы открыты для диалога, готовы договариваться в режиме жесткого торга с учетом реалий "на земле" и наших национальных интересов, предопределенных историей и географией. Так что решения и выбор — за Дональдом Трампом и его командой», — сказал дипломат.
На этом фоне в СМИ начали обсуждать возможное место встречи Владимира Путина и Дональда Трампа.
По данным Reuters, саммит может состояться в Саудовской Аравии или ОАЭ
Эти страны недавно посещали российские чиновники, в том числе министр иностранных дел Сергей Лавров, а их лидеры поддерживают хорошие отношения как с Россией, так и с США.
Кроме того, Саудовская Аравия и ОАЭ уже выступали посредниками при обмене военнопленными между Россией и Украиной.
Роль стран ССАГПЗ в урегулировании конфликта на Украине
Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) пытаются занимать нейтральную позицию в конфликте на Украине (в саудовских и эмиратских СМИ, например, активно используется термин «специальная военная операция») и сохраняют связи и прямые контакты с обеими сторонами.
В отличие от Турции, которая также заявляет о стремлении участвовать в переговорном процессе, они не входят в НАТО, как и в связанные с Россией военно-политические организации, к которым подключены Белоруссия и часть стран постсоветского пространства.
Это позволяет странам региона публично заявлять о стремлении к посредничеству в переговорах по Украине.
Еще в феврале 2023 года о таком намерении заявил, например, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд, а уже в сентябре поддержка посреднических усилий была указана в совместном заявлении всех стран ССАГПЗ. «Я думаю, что мы в ССАГПЗ очень сильно хотим, чтобы конфликт [между Россией и Украиной] закончился. Очевидно, что этот конфликт должен закончиться путем переговоров, и мы будем стараться всячески этому способствовать», — подчеркивал министр.
Саудовская Аравия в августе 2023 года также провела встречу в Джидде, посвященную завершению конфликта, по инициативе президента Украины Владимира Зеленского, в которой приняли участие более 40 стран, но без представителей России. Ее целью называли подготовку первого «саммита мира» и обсуждение «формулы мира».
Представители аравийских монархий также принимали участие в организованной Украиной конференции в Швейцарии в июне 2024 года. При этом единственной из стран, подписавших итоговое коммюнике, стал Катар, где, что интересно, накануне саммита проходила одна из встреч G7 («Большой семерки»). Представители Омана и Кувейта на конференции отсутствовали.
Наконец, при участии наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда и эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани уже происходили обмены российскими и украинскими военнопленными, а также детьми, за что их благодарил президент России Владимир Путин.
Объединенные Арабские Эмираты способствовали обмену более 2,8 тысячи военнопленными только с начала 2024 года.
В результате страны Персидского залива и прежде всего Саудовскую Аравию часто называют вероятным местом мирных переговоров.
«Сегодня мы близки к миру как никогда»
В контексте переговоров между США и Россией нельзя игнорировать позицию Украины, хотя для Дональда Трампа контакты с Владимиром Зеленским, похоже, утратили прежнюю значимость. При этом власти страны посылают противоречивые сигналы относительно возможных переговоров.
С одной стороны, Владимир Зеленский заявил, что не исключает диалога с Владимиром Путиным, хотя ранее такую возможность категорически отвергал. По его словам, переговоры возможны, если не останется другого пути к миру и если украинцы посчитают это нужным. Более того, он подчеркнул, что мира необходимо достичь в ближайшее время.
С другой стороны, он высказался категорически против проведения выборов в стране, чего теперь требуют США.
В США потенциально рассчитывают на то, что постоянный мирный договор с Россией будет заключать уже новая власть и новый (или переизбранный) президент Украины
Дмитрий Литвин, советник президента по вопросам коммуникаций, назвал этот план провальным, подчеркнув, что выборы не могут быть главным условием мирного урегулирования.
Однако это пока всего лишь политическая риторика, которая на самом деле не означает, что Украина действительно не готова к компромиссам. В команде Владимира Зеленского, очевидно, понимают, что большая часть общества хочет окончания боевых действий, поэтому нежелание решать вопрос или затягивание статус-кво приведет к росту недовольства.
Социологические опросы — в частности, агентства SOCIS — показывают, что более 60 %, а по некоторым данным около 70 % украинцев выступают за завершение боевых действий
Поэтому Владимиру Зеленскому и его окружению предстоит доказывать свою способность представлять интересы украинского общества.
На Украине при этом серьезно обеспокоены тем, что Кремль и Белый дом сближаются в вопросе проведения выборов. На Банковой это рассматривают как признак того, что США могут готовиться к отказу от поддержки Владимира Зеленского.
В этих условиях американская сторона гипотетически может поддержать альтернативного кандидата — например, бывшего главнокомандующего Вооруженными силами Украины, посла Украины в ВеликобританииВалерия Залужного или председателя Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилла Буданова (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), и тогда переговоры будут вести уже новые легитимные власти.
49 %
составляет рейтинг доверия Владимира Зеленскому, по опросам New Image Marketing Group. По этому показателю его опережают не только Валерий Залужный и Кирилл Буданов, но даже боксер Александр Усик
Президентские и парламентские выборы на Украине — это элемент политического расчета США, поскольку президент Дональд Трамп хочет добиться стабильного соглашения, которое будет реализовано как минимум на четыре года, то есть на весь срок его правления, поскольку в 2028 году, когда в США начнется новая президентская кампания, демократы могут использовать украинский кризис против него.
Поэтому США могут добиться проведения выборов даже без согласия украинской стороны. В таком случае до конца 2025 года, на что намекнул Кит Келлог, Украина может получить совершенно новый формат власти
Тем не менее украинские власти начали осторожно допускать возможность проведения выборов до конца года — если США будут на этом настаивать. Об этом, в частности, заявила посол Украины в США Оксана Маркарова, подчеркнув, что в условиях военного положения организовать их будет крайне сложно.
Кроме того, Владимир Зеленский продолжает призывать США отказаться от двухсторонних переговоров с Владимиром Путиным. Он настаивает, что обсуждение судьбы Украины без участия Украины является «опасным», особенно с учетом того, что американо-украинские контакты в последнее время стали действительно редкими.
Но что самое важное — несмотря на серьезное ухудшение положения для страны, ее населения и Вооруженных сил Украины, Владимир Зеленский продолжает публично торговаться и настаивать на ранее озвученных позициях, а именно — на достижении мира на своих условиях
В частности, в интервью британскому журналисту Пирсу Моргану он заявил, что, во-первых, Украине необходимо получить от США ядерное оружие и дополнительные ракеты в качестве альтернативы вступлению в НАТО, что сразу же отверг Кит Келлог, и, во-вторых, что Украина будет при любых условиях добиваться возвращения к границам 1991 года «как военным путем, так и соглашениями».
«Для нас это определенный шанс»
О переговорах между США и Россией по Украине на данном этапе «Ленте.ру» рассказал политтехнолог и политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский. По его мнению, прямые контакты с командой Дональда Трампа могли быть установлены еще до инаугурации нового президента.
Эксперт подчеркивает, что важно обращать внимание на содержание заявлений сторон. Несмотря на то что публичные комментарии остаются размытыми, за закрытыми дверями республиканская команда может обсуждать несколько сценариев урегулирования с конкретными сроками и условиями, добавил Павел Дубравский.
Конечно, не исключено, что разговоры о мирном урегулировании являются лишь элементом информационной войны. Однако, по словам аналитика, гораздо более вероятно, что переговоры действительно ведутся в строгой секретности — либо напрямую, либо через посредников.
С этим мнением заочно согласен кандидат политических наук, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭВасилий Кашин. По его словам, заявления Дональда Трампа и реакция на них представителей российской стороны подтверждают это, хотя детали на данном этапе узнать сложно.
Переговоры, судя по всему, ведутся с учетом российских требований, что делает их важными не только для США, но и для России. «Если Россия сможет решить свои задачи политическим путем, то, конечно, эту возможность нужно использовать», — считает эксперт, уточняя при этом, что власти страны не намерены отказываться от поставленных ранее целей на Украине.
При этом в ближайшей перспективе встреч на высшем уровне ожидать не стоит. По мнению Василия Кашина, такой саммит может состояться лишь на финальном этапе, когда все ключевые договоренности будут достигнуты и принципиальные вопросы урегулированы. Однако исключать вероятность срыва переговоров, как это произошло в Стамбуле весной 2022 года, тоже нельзя.
Тем не менее риск провала соглашений сейчас минимален, считает эксперт. Россия и США явно стремятся достичь своих целей дипломатическим путем.