Наука и техника
09:43, 14 декабря 2020

Россия запустила вторую за шесть лет «Ангару-А5» На ракету потратили миллиарды долларов и четверть века разработки

Андрей Борисов (Ведущий редактор отдела «Наука и техника»)
1. Ранее «Ангара-А5» летала всего раз в 2014 году

Пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» состоялся с космодрома Плесецк (Архангельская область) Минобороны России сегодня, в понедельник, 14 декабря, в 08:50 по московскому времени. На геостационарную орбиту носитель должен вывести груз массой 2,4 тонны, предположительно не несущий практической пользы. Произведенный старт стал вторым для «Ангары-А5» и третьим для ракет семейства «Ангара». Первый и единственный пуск легкой «Ангары-1.2ПП» (ПП — первый пуск) состоялся 9 июля 2014 года с Плесецка. Ракета пролетела по баллистической траектории до района полигона Кура на Камчатке. Полет длился 21 минуту, за которые носитель вместе с неотделяемым макетом нагрузки массой 1,43 тонны преодолел 5,7 тысячи километров. Первый старт «Ангары-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» и грузомакетом массой 2 тонны состоялся 23 декабря того же года, тоже с Плесецка. Разгонник и неотделяемый от него грузомакет были выведены, по разным данным, на геопереходную либо геостационарную орбиту.

2. Пуски «Ангары-А5» систематически срываются «Роскосмосом»

В ноябре ТАСС, ссылаясь на источник в ракетно-космической отрасли, сообщил, что на уже вывезенной на стартовый стол «Ангаре-А5» «было выявлено заниженное сопротивление изоляции между вторым и третьим блоками», вследствие чего носитель был снят с площадки, а пуск перенесен на декабрь. Собеседник отметил, что данная неполадка не была выявлена в ходе проверок, предшествующих установке ракеты на стартовый стол. В августе гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в ходе доклада вице-премьеру Юрию Борисову на форуме «Армия-2020» обещал, что данный носитель стартует в ноябре. Переносы пуска «Ангары-А5» происходят регулярно. Например, еще в августе 2018 года Рогозин, в мае того же года назначенный на должность гендиректора госкорпорации, заявлял, что летные испытания «Ангары» продолжатся в 2019 году.

3. «Ангара-А5» не удовлетворяет требованиям Минобороны

В ноябре главный конструктор комплекса «Ангара» Дмитрий Петров сказал, что тяжелые носители первого и второго летных испытаний конструктивно не отличаются друг от друга. В октябре Рогозин сообщил, что проведенное в 2014 году первое летное испытание «Ангары-А5» «не подтвердило заложенные требования заказчика», поскольку «выводимая масса оказалась ниже, чем нужно». В марте менеджер объявил, что «Ангара-А5» подвергнется модернизации. В ходе посещения производственного объединения (ПО) «Полет» (омский филиал Центра Хруничева) Рогозин рассказал, что принято решение немедленно открыть работы по облегчению ракеты и увеличению ее тяговооруженности. В частности, новая «Ангара-А5М» от старой «Ангары-А5» должна отличаться модернизированным двигателем РД-191М повышенной грузоподъемности. В августе гендиректор Научно-производственного объединения (НПО) «Энергомаш» Игорь Арбузов признал, что первый доводочный образец РД-191М может быть готов не ранее конца 2021 года.

4. «Ангара» оказывается чрезвычайно дорогой

Согласно финансовому отчету Центра Хруничева за 2019 год опубликованному в июне, стоимость производства «Ангары-А5» составляет семь миллиардов рублей, что в три раза дороже тяжелой ракеты «Протон-М», которую ей предстоит заменить. В мае 2019 года, согласно данным системы «СПАРК-Маркетинг», стало известно, что легкая ракета «Ангара-1.2» дороже средних носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» в полтора раза. В июле бывший гендиректор, экс-конструктор Центра Хруничева Владимир Нестеров объяснил причины дороговизны «Ангары-А5»: «Заработная плата, электроэнергия, газ, тепло, накладные расходы, транспортные услуги нужно куда-то вписать. И когда трехкратный цикл изготовления вешают на одно изделие, естественно, его цена растет в три раза». В 2012 году генерал армии в запасе Владимир Поповкин оценил объем уже потраченных на разработку «Ангары» средств в 5,33 миллиарда долларов.

5. «Ангара» и ее планируемые модернизации устарели

Распоряжение о начале работ над семейством «Ангара» первый президент России Борис Ельцин подписал 6 января 1995 года. План работ по проекту, утвержденный постановлением правительства страны от 26 августа 1995 года, предусматривал готовность ракеты к 2005 году. «Ангара» начала создаваться Центром Хруничева практически тогда же, когда в США приступили к работе над тяжелыми носителями Atlas V и Delta IV, эксплуатация которых в первой половине 2020-х годов завершится. Место тяжелых одноразовых носителей в Соединенных Штатах уже заняли или займут частично многоразовые носители Falcon 9, Falcon Heavy, New Glenn и Vulcan (в перспективе), а также полностью многоразовая транспортная система Starship. Ведущиеся с 2009 года в Центре Хруничева работы по кислородно-водородному тяжелого класса (КВТК) разгонному блоку до сих пор не завершились созданием образца для летных испытаний и требуют все большего финансирования (совершившая еще в ноябре 2002 года первый пуск ракета Delta IV версии Medium+ уже изначально использовала исключительно двигатели на водороде и кислороде).

6. «Ангара» на Восточном требует все больше денег

В сентябре 2019 года Рогозин и уволенный в октябре текущего года за хищения Евгений Рогоза, занимавший тогда должность руководитель дирекции «Роскосмоса» по строительству космодрома Восточный, заявили, что строительство стартового стола под «Ангару» на данном космодроме обойдется в 38 миллиардов рублей. Соответствующее технологическое оборудование потребует еще 27,5 миллиарда рублей. Первый пуск «Ангары» с Восточного намечен на 2023 год.

7. Провал «Ангары» объясняется проблемами Центра Хруничева

В августе 2018 года Рогозин заявлял, что основные негативные финансово-экономические проблемы, которые достались в наследство новой администрации госкорпорации, сводятся к долгу Центра Хруничева, тогда превышавшему 100 миллиардов рублей, и отсутствию промышленной кооперации, якобы создающему «условия для злоупотреблений со стороны ряда руководителей предприятий». «Третье — ранее госкорпорация жила на средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности, если конкретно — от продажи американцам кресел для полетов на МКС (Международной космической станции — прим. «Ленты.ру») на наших кораблях. Теперь эти деньги иссякли, а дивидендов корпорация получает мало», — признавался менеджер. В настоящее время США прекратили закупку мест на российских пилотируемых космических кораблях «Союз МС» и разработали замену ракетных двигателей РД-180 производства НПО «Энергомаш», которые используются в Atlas V.

8. Проблемы Центра Хруничева «Роскосмос» перекладывает на успешные предприятия

С 1 января по 14 декабря «Роскосмос» провел 15 пусков ракет космического назначения. Из них 13 стартов обеспечены средними носителями «Союз-2» самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс», и только два — тяжелыми ракетами Центра Хруничева («Протон-М» и «Ангара-А5»). После того как Рогозин занял должность руководителя госкорпорации, Центр Хруничева был внедрен в совместные проекты подмосковной Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» и РКЦ «Прогресс» — создаваемый последними сверхтяжелый носитель «Енисей» должен получить КВТК, а их средне-тяжелая ракета «Союз-5» («Иртыш») лишилась пилотируемого космического корабля «Федерация» («Орел»), который теперь планируется запускать на «Ангаре-А5П». В настоящее время на РКЦ «Прогресс» проводятся массовые сокращения, а «Роскосмос» выводит деньги из данного предприятия. В июле 2018 года Рогозин анонсировал объединение в «производственную кооперацию» прибыльного РКЦ «Прогресс» и убыточного Центра Хруничева. «Нам надо оперативно принять план финансового оздоровления Центра Хруничева», — объяснил свое решение менеджер.

< Назад в рубрику