Победителем президентской гонки в США признали кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. По предварительным данным, в его пользу отдали голоса 277 выборщиков при необходимом для победы значении в 270. Эксперты отмечают, что Трамп может стать первым американским президентом со времен Гровера Кливленда в 1892 году, который смог два раза непоследовательно выиграть выборы. Его победа может кардинально изменить не только политическую, но и экономическую стратегии Белого дома, что окажется влияние не только на американский, но и мировой ВВП.
Одними из первых отреагировали на переизбрание Дональда Трампа казначейские облигации США, которые перешли к резкому росту. Эти ценные бумаги выпускаются через Бюро государственного долга Соединенных Штатов на различный срок для финансирования обязательств страны. По некоторым из них выплачивают купонный доход с определенной периодичностью, а по другим — нет.
В ходе подсчета голосов доходность десятилетних казначейских облигаций США выросла на 16 базисных пунктов и составила 4,43 процента. Аналитики связали подобную динамику с рядом факторов, включая опасения участников рынка, что новый президент сохранит процентные ставки в США на высоком уровне. Ожидается, что обещания Трампа снизить налоги и резко повысить тарифы на импорт усилят инфляционное давление на американскую экономику, а руководство Федеральной резервной системы (ФРС) на этом фоне вновь перейдет к ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП). Ранее ФРС впервые с 2020 года понизила базовую ставку на 50 базисных пунктов, до 4,75-5 процентов годовых. С переизбранием же Трампа, стратегия ведомства, скорее всего, изменится, утверждают эксперты.
Резкий рост в ходе подсчета голосов продемонстрировала и мировая резервная валюта. Курс американского доллара укрепился ко всем основным валютам, так как увеличение доходности государственных облигаций должно повлечь за собой приток наличных на финансовый рынок США. В результате долларовый спотовый индекс вырос на 1,7 процента и достиг самого высокого уровня с ноября 2023 года, тогда как основные валюты по всему миру стали, напротив, терять свои позиции. Ослабление как минимум на процент затронуло японскую иену, австралийский доллар и швейцарский франк, а курс мексиканского песо упал на три процента. В свою очередь, валюта еврозоны (евро) продемонстрировала худшую динамику среди расчетных единиц «Большой десятки», упав на 2,1 процента, до минимального с июня 2024 года значения.
Схожим образом отреагировала на переизбрание Трампа и самая популярная в мире криптовалюта. На фоне голосования стоимость биткоина на бирже Binance в моменте поднималась на 9,34 процента. Ближе к 11:00 по московскому времени токен подорожал до 75,118 тысячи долларов, обновив предыдущий исторический рекорд. К 13:00 котировки незначительно отыграли взлет, опустившись до отметки примерно в 73,7 тысячи. Тем не менее, прирост к уровню закрытия предыдущей торговой сессии к тому моменту составил 7,19 процента. При этом психологическую планку в 74 тысячи курс биткоина пробил еще на открытии торгов 6 ноября, до этого данный барьер самой популярной в мире криптовалюте не удавалось преодолеть долгие годы.
Одним из главных предвыборных обещаний Трампа стало намерение спасти экономику Соединенных Штатов от рисков стагнации. Кандидат от республиканцев неоднократно заявлял о намерении ввести таможенные тарифы в размере от 10 до 20 процентов на весь без исключения импорт. Что касается ввоза товаров из Китая, то здесь Трамп придерживается еще более жесткой позиции. По его мнению, тарифы на импорт из этой азиатской страны необходимо поднять до 60 процентов от таможенной стоимости товаров.
Кроме того, резкое увеличение тарифов, по его мнению, может поспособствовать притоку в Соединенные Штаты крупных иностранных предприятий, которые вряд ли захотят терять один из ключевых для себя рынков сбыта. «Тарифы будут защищать наши компании, у которых уже есть производство у нас, и новые компании, которые только перенесут его к нам», — утверждал Трамп. Кандидат от республиканцев также пригрозил ввести пошлины в 200 процентов на автомобили из Мексики ради защиты американского автопрома. Все эти меры, по его мнению, помогут увеличить объемы промышленного производства в США. Трамп также намерен бороться со стратегией развивающихся стран по дедолларизации мировой экономики. Кандидат от республиканцев, в частности, пригрозил ввести 100-процентные тарифы на импорт из стран, которые откажутся от использования доллара в торговых расчетах.
Эта мера, по всей видимости, нацелена прежде всего на Китай, который наряду с партнерами по БРИКС в последние несколько лет активно продвигал идею выдвижения юаня в качестве основной альтернативы главным мировым валютам — доллару и евро. «Со мной они не уйдут от доллара», — заявил Трамп на предвыборном митинге в Висконсине в начале сентября.
Подобная мера может быть нацелена и на Индию, которая в последнее время также активно стала переходить на использование национальных валют в торгово-экономических расчетах с партнерами по БРИКС. Итогом подобного противостояния, полагают в Международном валютном фонде (МВФ), может стать дальнейшее усиление фрагментации мировой экономики.
Еще одним важным предвыборным обещанием Трампа стало введение налоговых послаблений. В случае переизбрания кандидат от республиканцев обязался продлить налоговые послабления, введенные им еще в конце 2017 года. Предложенную им налоговую реформу тогда назвали самой масштабной за несколько десятилетий. Пакет мер, в частности, подразумевал не только резкое снижение максимальной ставки налога на прибыль (с 35 до 21 процента), но и предоставление льгот американскому бизнесу, включая гарантированную моментальную амортизацию новых капвложений в течение пяти лет. Теперь же Трамп планирует не только продлить эти меры, но и снизить налоговую ставку для корпораций, производящих свои товары в США, с 21 до 15 процентов. По его мнению, подобная инициатива придаст новый импульс развитию американской промышленности и поможет нарастить объемы производства на внутреннем рынке.
В числе других налоговых послаблений, предложенных Трампом, — обязательство не повышать пенсионный возраст, отмена двойного налогообложения для граждан США, проживающих за границей, а также налоги на соцпособия и чаевые. Последняя мера оказалось одной из немногих точек соприкосновения предвыборных программ Республиканской и Демократической партий. Кандидатка от демократов Камала Харрис придерживалась того же взгляда в отношении налогов на чаевые. Близки главные партии США оказались и в вопросе увеличения налогового вычета на ребенка. Правда, Трамп предлагал менее резкий рост — с нынешних двух до пяти тысяч долларов, тогда как его основная оппонентка в случае своей победы на выборах хотела поднять планку до шести тысяч.
Итогом экономического протекционизма Трампа, как полагают в Международном валютном фонде (МВФ), может стать дальнейшее усиление фрагментации мировой экономики. Еще в начале мая первый замдиректора МВФ Гита Гопинатна заявила о появлении в мире нескольких блоков, один из которых возглавили США, а другой — Китай. В свою очередь, участниками третьего блока, как уточнила она, стали страны, которые предпочли не присоединяться ни к Соединенным Штатам, ни к КНР. Речь шла, в частности, о Мексике и Вьетнаме. Последний блок, по мнению МВФ, позволял компенсировать ту часть торговли и инвестиций, которые были разорваны между Вашингтоном и Пекином.
Однако с переизбранием Трампа, как считают в организации, риски для мировой экономики только усилятся. В МВФ предупредили, что одним из главных пострадавших при усиления разрыва торгово-экономических связей между тремя блоками, может стать Евросоюз (ЕС). Кандидат от республиканцев не собирается делать никаких поблажек для крупнейших промышленных предприятий ЕС, для которых США являются одним из главных рынков сбыта.
Аналитики британского банка Barclays составили «корзину акций» 28 европейских компаний, в том числе крупнейшего производителя предметов роскоши LVMH и немецкого автомобильного гиганта Volkswagen, чья продукция будет облагаться повышенными пошлинами при ввозе в США, когда у власти будет находиться Трамп. С конца сентября оценка ее стоимости снизилась на семь процентов. Как утверждает газета Financial Times (FT), под ударом в этом случае могут оказаться производитель грузовых автомобилей Daimler Truck, химическая компания Arkema и производитель алкогольных напитков Diageo. Эти компании получают до 30 процентов доходов от сбыта своей продукции на территории США. «Эффект Трампа» может резко снизить доходы зависящих от американского рынка европейских гигантов.
Победа Трампа на президентских выборах в США может привести к снижению сырьевых котировок, предупреждают эксперты. Развязыванием новой торговой войны с Китаем из-за резкого повышения пошлин на ввоз товаров из КНР ударит по экспортному потенциалу второй экономики мира. Руководитель отдела инвестиционного консультирования «Алор Брокер» Алексей Антонов полагает, что в результате торгового противостояния с Вашингтоном объемы производства в самом Китае начнут постепенно падать. Это обстоятельство, в свою очередь, приведет к снижению мирового спроса на сырьевые товары, так как именно КНР является одним из главных потребителей нефти и нефтепродуктов.
Вслед за сырьевыми котировками, скорее всего, потянется вниз и биржевая стоимость металлов, включая золото, цена которого за последние несколько месяцев пробила несколько исторических максимумов и к концу октября впервые превысила отметку в 2800 долларов за тройскую унцию. Для нефти, золота, алюминия и остального сырья крепкий доллар, напоминает главный аналитик ПСБ Алексей Головинов, является негативным фактором, так как высокий курс американской валюты снижает доступность сырья за пределами США. В отсутствие «негативных сюрпризов» на мировых рынках консервативные активы (облигации и золото), скорее всего, начнут дешеветь, спрогнозировал эксперт.
Однако в самих Соединенных Штатах проблем с доступностью сырья возникнуть не должно, полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. Кандидат от Республиканской партии, по его мнению, может дать дополнительные экологические и налоговые послабления нефтяной промышленности, что увеличит и без того рекордную добычу нефти на внутреннем рынке (по данным Управления энергетической информации США, более 13 миллионов баррелей в сутки) и придаст импульс для роста капитализации сырьевых компаний.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прогнозирует, что с приходом к власти Трампа Администрация Белого дома попытается сделать все возможное ради сохранения дешевых энергоресурсов на территории США. Аналитик подчеркивает, что для кандидата от Республиканской партии этот момент станет одним из ключевых. Рост промышленного производства, на чем настаивает Трамп, будет зависеть во многом именно от стоимости энергоресурсов и электроэнергии на внутреннем рынке.
В настоящее время американская экономика обладает важнейшим конкурентным преимуществом перед европейской. Ранее премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявлял, что европейские компании вынуждены платить в 3-4 раза больше за газ и вдвое-втрое выше за электроэнергию.
В противном случае, стремление Трампа переманить на американский рынок крупные иностранные компании окажется под угрозой срыва.
Российскому фондовому рынку победа Трампа на президентских выборах в США даст положительный сигнал. Переизбрание кандидата от республиканцев для РФ является лучшим сценарием, чем победа демократки Камалы Харрис, утверждает Суверов. Это обусловлено тем, что российские инвесторы ожидают от него компромиссного для России и Запада решения по вопросу разрешения военного конфликта на востоке Украины.
В то же время ожидать от Трампа смягчения санкционной политики в отношении РФ было бы наивно, сходятся во мнении эксперты. Независимый промышленный аналитик Леонид Хазанов заявил, что новая Администрация Белого дома, с большой долей вероятности, продолжит усиливать давление на Россию в том числе с целью скорого завершения конфликта на Украине. В то же время, напоминает он, РФ является одним из крупнейших в мире экспортеров сырьевых товаров, в том числе в США, и продолжает считаться перспективным рынком сбыта. По этой причине Трамп, скорее всего, будет придерживаться прагматизма в вопросе санкционного давления на Россию, считает Хазанов. «Трамп — все таки бизнесмен. Поэтому он сейчас будет взвешивать», — заключил независимый эксперт.