Режиссер Пол Хаггис снял самый медленный в мире фильм о побеге из тюрьмы. Актриса Элизабет Бэнкс (бывшая Мири, снимавшая порно, и будущая фея Динь-Динь) играет блондинку с расстроенными нервами, севшую за то, что она вроде как убила огнетушителем собственную начальницу. Человек-гладиатор Расселл Кроу играет ее мужа, оказавшегося бессильным перед лицом закона и не сумевшего доказать, что его супруга невиновна. В результате герой Кроу решается организовать тот самый побег.
Собственно, первые полчаса (это примерно четверть общего хронометража) о побеге вообще речи не идет. Еще час к нему готовятся. В последние 30 минут темп несколько меняется, но до скорости стандартного современного боевика картина Хаггиса так и не разгоняется. И в этом, как ни странно, и заключается ее главное достоинство.
«Три дня на побег» - это бытовой триллер, сравнимый, например, с «Социальной сетью» Финчера. В традиционных триллерах принято решать вопросы в духе «где прячется маньяк» или «как выжить в мясорубке». В бытовых герои заняты другими проблемами. У Финчера, в частности, пишут компьютерные коды и делят деньги с бывшими однокурсниками. У Хаггиса — размышляют, куда бы пристроить ребенка в особенно напряженный день, и где взять ресурсы на авиабилеты. Самая главная задача, которая возникает перед героями Бэнкс и Кроу — такая: как забрать сына с экскурсии в зоопарк и при этом успеть в аэропорт?
Фильм Финчера, наверно, круче с точки зрения режиссуры и сценария, но у Хаггиса лента получилась как-то человечнее, что ли. Сюжетные неувязки и нелепости в «Трех днях на побег» кажутся вполне уместными. То есть вроде как сам герой — неумеха и растяпа, который собрался побег из тюрьмы организовать, но при этом в магазине оружия спрашивает, куда в пистолет пули засовывать. И события вокруг него тоже разворачиваются нелепейшие.
Если говорить о странных сюжетных ходах, вспоминается, например, следующий: герой Кроу через интернет находит специалиста по побегам из тюрьмы, проворачивавшего такие операции семь (!) раз (Лиам Нисон). Тот с легкостью соглашается на личное интервью и рассказывает первому встречному все секреты, причем позволяет записать свое выступление на диктофон. И только потом в качестве платы за услуги он забирает все содержимое кошелька героя. Я не приглядывался внимательно, но там было, наверно, долларов 150-200. Это что, нормальная плата за услуги такого рода в США?
Или вот, например, герой узнает (опять же благодаря интернету), как с помощью теннисного мяча открывать двери чужих автомобилей. Я специально провел мини-исследование, результаты которого показали: да, на YouTube действительно предостаточно роликов, рассказывающей о тонкостях этой технологии. Имеется, впрочем, еще и ролик из программы MythBusters канала Discovery – в нем популярно объясняется, почему теннисный мяч не получится использовать в качестве отмычки.
Герой «Трех дней на побег», тем не менее, с легкостью проделывает этот трюк, да еще и несколько раз. Но давайте не будем придираться. Если закрыть глаза на детали, принять некоторые допущения (а вдруг это мяч какой-то особенный? или, скажем, замок не такой, как все остальные?) и привыкнуть к неторопливому ритму первой части фильма — вполне можно втянуться и начать переживать за персонажей. К сцене сбора чемоданов под песню Moby становится и вообще хорошо. Ну а потом, собственно, начинается экшен, и герой показывает, что на деле-то он совсем не такой рохля.
Ну и коротко о финале картины. Он вообще позволяет расценивать фильм как драму о дауншифтерах, целеустремленно воплощающих в жизнь собственную мечту о переезде в теплые страны. Вот герои проходят через череду неприятностей, разбираются с опостылевшим начальством (в данном случае - при помощи огнетушителя) и не слишком гибкими законами, собирают вещи. Вот копят деньги, решают вопросы с недвижимостью, готовят к переезду ребенка, торопятся на самолет. И вот, наконец свершилось: переехали! Если смотреть на картину Хаггиса под таким углом, перестает волновать, вопрос, виновна ли осужденная. Получается, основная интрига в том, куда именно отправятся герои. И название страны их мечты можно расценивать как самый главный спойлер.