Парадокс расистов-антифашистов

О необходимости критического мышления

В общественном дискурсе последних месяцев существует парадокс, которого не замечает большинство участников онлайн-дискуссий. Это нечто вроде смыслового слепого пятна, позволяющего людям в пределах одной и той же фразы поддерживать абсолютно противоречащие друг другу ценности.

Особенно заметно это проявляется в диспутах о войне в Донбассе, в которых участвуют спорщики, определяющие себя как «борцов с украинским фашизмом». По загадочной причине это часто оказываются те же люди, которые считают чрезвычайно полезным для поддержания своего мнения упомянуть о том, что Обама — «чернокожая обезьяна», а на стороне «фашистов» сражаются «жидобандеровцы». Вот типичный комментарий одного из таких антифашистов под статьей про пятничные трехсторонние переговоры в Москве: «Укрофашистским шестеркам гомонегретянского хозяина скакать!». («Негритянского» автор написал с ошибкой, цитата без изменений.)

Безотносительно к теме подобных дискуссий возникает вопрос: каким образом в головах у людей могут гармонично сосуществовать и «гомонегры», и «борьба с фашизмом»? Как людям удается одновременно быть расистами и бороться с расизмом? За то ли наши деды воевали?

Вариантов несколько. Первый — собеседники просто не знают, что такое фашизм. На практике они с ним не сталкивались, потому что родились в мирное время, когда фашизм в Европе был давно побежден; а книг не читали иных, кроме как «Месть Серого», «Возвращение Лысого» и им подобных. Используют слово «фашизм» как ругательство, не особо задумываясь о его значении.

Таким людям достаточно определиться с терминами, чтобы осознать свою ошибку. «Фашизм, — учит нас толковый словарь Ожегова, — это идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны».

Так что если человек позиционирует себя как борца с фашизмом и в то же самое время пытается оскорблять собеседника по расовому или национальному признаку (то есть буквально с позиций воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма), он по сути ругает сам себя. В детских садах раньше говорили «кто как обзывается, тот сам так называется», и эта фраза как нельзя больше подходит к ситуации.

Другой вариант отгадки сложнее. Он заключается в том, что человек знает значение слова «фашизм» отдельно, а презирает чернокожих — отдельно, и никаких связей в его голове между этими двумя знаниями не происходит. Просто в его голове есть две изолированные полки, на каждой из которых хранится готовый тезис. На одной лежит «Негры тупее белых, потому что они черные», а на другой — «Фашизм не пройдет». Поскольку никакого аналитического инструмента он к этим своим тезисам не прикладывает, они мирно сосуществуют в одной голове.

Такая отгадка вероятнее и печальней первой, потому что означает системное неумение мыслить — мыслить в значении «анализировать», «делать логические выводы», «слушать и понимать услышанное». Слушать собеседника — или уж по крайней мере слышать, что несешь ты сам.

Об этой бессвязности мышления стоит помнить, ведь казус расистов-антифашистов — только одно из ее проявлений. На самом деле это очень распространенное явление. Точно так же люди одновременно верят в существование динозавров и в Библию; в то, что надо следовать закону и в то, что вор должен сидеть в тюрьме, даже если для этого придется подкинуть ему в карман кошелек. В повседневной жизни такая особенность мышления приносит ее носителю реальные проблемы, потому что причинно-следственные связи от него ускользают. В результате любое несчастье, даже если оно было целиком вызвано действиями самого пострадавшего, всегда случается внезапно и «ни за что». И при невозможности уловить между двумя действиями связь люди привыкают просто терпеть «внезапные» невзгоды, как древние терпели гнев богов. Как дикари северо-западной Меланезии (см. книгу «Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии»), которые не улавливали связь между актом зачатия и рождением ребенка, потому что между первым и вторым проходило слишком много времени.

Об умении остановиться и проверить свои знания на связность говорит в заметке «Три школьные привычки, от которых надо отучиться» ученый Бен Касноча (Ben Casnocha), ссылаясь на список из трех вредных привычек мышления, которые прививает ребенку школа: 1) считать важными частные мнения, 2) решать выданные задачи, 3) стараться заработать одобрение других. Он отмечает, что важнее отстаивания своего мнения — эмпатия, то есть умение отодвинуть свое эго и поставить себя на место другого. Стараться получить одобрение от коллектива вредно в ситуации, когда коллектив неправ. Навык решения задачи приводит к тому, что человек начинает воспринимать проблемы как нечто внешнее, в то время как на деле мы сами обычно являемся частью проблемы.

Нас очень давят авторитетами, это практически основная мера воспитания, используемая в школе (и так это обычно и продолжается дальше в жизни). В результате школа сводит к нулю важную образовательную способность, которой обладают маленькие дети, — умение осознать свое замешательство. Люди привыкают ставить галочки в правильных квадратиках в тестах и считать, что они что-то знают просто потому, что им много раз это повторили. При этом отсутствие привычки к критическому анализу настолько велико, что даже прямо противоречащие друг другу «знания» оказываются способны функционировать в роли истинных одновременно. Фашизм не пройдет, а еще не пройдут жиды и негры. Мы за мир, поэтому не смешите мои «Искандеры».

«Средства-то у нас есть! У нас ума не хватает!» — сказал бы по этому поводу кот Матроскин и был бы прав.

подписатьсяОбсудить
14:19 12 сентября 2016

«Идешь по метро и офигеваешь»

Россияне поделились в соцсетях впечатлениями о праздновании Курбан-байрама
Патруль на границеЯдерное обострение
Индия и Пакистан на пути к войне
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
U.S. based cleric Fethullah Gulen at his home in Saylorsburg, Pennsylvania, U.S. July 29, 2016. REUTERS/Charles MostollerГидра Гюлена
Кого Эрдоган считает своим главным политическим противником
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
Закат Атлантропы
Как немецкий архитектор хотел спасти белую расу
Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
Илон Маск представил план колонизации Марса
Во всю дурь
Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США