Реформаторы российского образования наконец определились с тем, в какой форме будет существовать школьное самоуправление. Вчера руководитель проекта по общественному самоуправлению в новом Министерстве образования Анатолий Пинский, рассказал, что эту роль будут играть управляющие советы при школах, повсеместное введение которых планируется с 2007 года, сообщает "Время новостей".
Идея школьного самоуправления обсуждается уже несколько лет. Два года назад в Москве уже начали вводить во многих школах попечительские советы. Их смысл заключался в том, чтобы привлекать в казну учебного заведения внебюджетные средства. Для этого президентским указом, подготовленным по просьбе бывшего министра образования Владимира Филиппова, каждой школе было разрешено завести дополнительный счет. Приглашали же войти в своеобразный клуб "друзей школы" главным образом спонсоров.
Сейчас концепцию решили немного изменить. По замыслу инициаторов эксперимента, управляющий совет школы будет участвовать в распределении не только внебюджетных средств, но и государственного финансирования. Кроме того, совет сможет обсуждать программы развития школы и даже режим работы общеобразовательного учреждения. Будет, вероятно, и еще одно новшество, которое нарушит принцип незыблемости школьного директора, - руководитель будет назначаться на этот пост на основе конкурсного отбора, проводимого учредителем школы.
На сегодняшний день учредителем в бюджетной сфере образования выступает государство. Однако если в будущем одобрят проект изменения статуса общеобразовательного учреждения на организацию, то итоги подобного конкурса будет подводить и управляющий совет.
В него войдут, помимо представителей местных властей и бизнеса, родители и даже старшеклассники. По словам Анатолия Пинского, "данная форма управления общеобразовательными учреждениями является общепринятой во всех развитых странах мира, и только для нашей страны идея введения управляющих советов все еще остается экзотикой".
В Госдуме находится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании". Именно в этом документе, который парламентарии обещают принять до конца 2004 года, и будет отражена новая концепция управления общеобразовательными учреждениями.