Эффективность удобрения океанов в борьбе с глобальным потеплением поставили под сомнение

Британское судно Discovery, участвовавшее в проекте CROZEX, в порту. Фото с сайта web.pml.ac.uk

Американские ученые установили, что попадание соединений, содержащих железо, в океаническую воду не обязательно приводит к росту фитопланктона в достаточной степени, чтобы этот эффект можно было использовать для борьбы с глобальным потеплением. Работа исследователей опубликована в журнале Nature, а ее краткое изложение доступно на Nature News.

В рамках эксперимента CROZEX в 2004 и 2005 годах биологи с борта британского судна Discovery изучали воздействие естественного удобрения океанов на популяцию водорослей в окрестностях архипелага Крозе. В районе этих островов, расположенных на расстоянии две тысячи километров к юго-востоку от Африки, ветры выносят в океан большое количество пыли, которая богата железом.

Согласно современным представлениям, этот процесс должен приводить к росту популяции микроскопических водорослей, которые используют углекислый газ в своей жизнедеятельности. Углерод из этого газа попадает в состав соединений водорослей, которые после их смерти оказываются захоронены на дне в течение десятилетий. В рамках своего эксперимента исследователи подсчитали, какое количество углекислого газа забирается из атмосферы на единицу железа, добавленную в океанскую воду.

Полученные результаты ученые сравнивали с данными других исследований. В результате биологи установили, что количество поглощаемого из атмосферы углекислого газа в 80 раз меньше, чем предсказывали некоторые предыдущие работы. По словам исследователей, даже если удобрять всю океаническую поверхность, воздействие этого на содержание углекислого газа в атмосфере будет минимальным.

В 2008 году многие страны приняли мораторий на проведение крупномасштабных экспериментов по ускорению роста водорослей. Причиной запрета стала озабоченность специалистов тем, что последствия подобных опытов для экосистемы океанов ученые предсказать не в состоянии. Исключение было сделано только для небольших опытов вблизи береговой линии.

В январе 2009 года стало известно, что Индия и Германия планируют совместный эксперимент по увеличению популяции водорослей в антарктическом регионе. С борта судна Polarstern планировалось выбросить на территории более 300 квадратных километров 20 тонн сульфата железа. Многочисленные протесты природоохранных организаций привели к тому, что немецкое Министерство науки и образования затребовало независимую экспертизу будущего опыта. Пока она не будет проведена, проводить опыт запретили.

Oleg Tinkov, Chairman of Tinkoff Credit Systems, reacts during an interview with Reuters' journalists in Moscow September 25, 2012. REUTERS/William Webster (RUSSIA - Tags: BUSINESS PROFILE)«Блогеры за бабки мать родную продадут»