В центре Млечного пути зафиксирована вспышка излучения

Центр Млечного Пути в рентгеновском диапазоне. Фото NASA/MIT/F. Baganoff et al.

Астрономы зафиксировали самую значительную за все время наблюдений вспышку излучения сверхмассивной черной дыры Sagittarius A*, которая расположена в центре Млечного пути. Работа ученых опубликована в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Массачусетского технологического института.

Всплеск активности удалось зафиксировать при помощи космического телескопа "Чандра", предназначенного для исследования космических источников рентгеновского излучения. Прибор обнаружил пик интенсивности, состоящий всего из 700 высокоэнергетических фотонов. Тем не менее, эта интенсивность приблизительно в 150 раз превышает фоновую для Sagittarius A*.

Источник излучения представляет собой сверхмассивную черную дыру, расположенную в центре нашей галактики на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Как и многие другие подобные объекты, она поглощает окружающее вещество, которое образует вокруг дыры диск аккреции. В нем космические газ и пыль, падающие на горизонт событий, разогреваются до очень высоких температур. Разогревание ведет к излучению высокоэнергетических фотонов - излучения, фиксируемого телескопом.

Для излучения Sagittarius A* характерны как минимум два необычных свойства. Во-первых, по сравнению с черными дырами подобной массы оно имеет весьма низкую интенсивность. Во-вторых, эта интенсивность периодически меняется в течение суток. В среднем, суточные пики превышают фоновую интенсивность в несколько (до 10) раз. Однако всплеск излучения, описанный в работе, является крупнейшим и авторы пока не знают, что именно его вызвало.

Возможно, повышение активности связано с неоднородностью газопылевого облака ближайшей к Sagittarius A* звезды. Недавно другая группа астрофизиков показала, что сверхмассивная черная дыра нашей галактики поглощает вещество, являющееся протопланетным диском ближайшей мелкой молодой звезды. В своей статье ученые прогнозировали, что увеличение активности излучения Sagittarius A*, произойдет в конце 2013 года и продлится в течение 20-40 лет.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф