Астрофизики разглядели магнитные косы в солнечной короне

Солнечная «атмосфера» в жестком ультрафиолетовом свете. Слева вверху показано положение увеличенного фрагмента.

Англо-американо-российская группа астрофизиков смогла впервые разглядеть магнитные косы в солнечной короне, запустив в околокосмическое пространство телескоп с рекордным разрешением. Работа ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание можно прочитать в ScienceNow и NatureNews.

Телескоп, получивший название «Hi-C» был запущен летом 2012 года с одной из баз NASA в Алабаме. За пределами поглощающей ультрафиолет атмосферы Земли аппарат провел всего пять минут, но за это время ему удалось разглядеть структуры, которые напрямую не наблюдались ранее другими солнечными телескопами — ни космическими, ни наземными.

Разрешение «Hi-C» в шесть раз лучше существующих орбитальных аппаратов — пиксель получаемого им изображения соответствует 150 километрам на поверхности Солнца.

Аппарат был сфокусирован на активный участок звезды площадью всего в три процента от общей поверхности. На этом участке удалось зафиксировать магнитные косы — переплетающиеся потоки горячей плазмы. Эти структуры являются переносчиками энергии от Солнца к короне, температура которой во много раз превосходит температуру поверхности. По словам ученых, размер и интенсивность магнитных кос соответствует уровню потока энергии, достаточного для разогревания короны до 4 миллионов градусов.

Проблема высокой температуры короны является одной из главных в физике Солнца. В качестве переносчиков энергии к короне рассматриваются акустические волны и магнитные потоки. Недавно другой группе астрофизиков удалось зафиксировать в солнечной короне магнитные суперторнадо, которые, как предполагают ученые, тоже могут отвечать за перенос энергии.

Шедевр под носом